Espresso от Саши Донецкого: Параллелошары&иконокомиксы

В декабре четверо художников (в том числе и я, грешный), представляющих Псковское региональное движение "ПсковАРТ" благодаря кураторам Музея Нонконформистского Искусства (МНИ), что в Санкт-Петербурге, продвинули своё творчество на северо-восток, а именно в Великий Новгород, представив свои работы в выставочном центре "Диалог" в рамках проекта "Новые имена".

На фото: буквенная инсталляция ПсковART в выставочном центре «Диалог» (Великий Новгород)

"Новые имена" - ежегодная и уже успевшая стать традиционной выставка, обычно открывающаяся в музее в конце июня, в праздничный "День дома", что при Арт-Центре на Пушкинской, 10 в Санкт-Петербурге. К участию в вернисаже приглашаются художники, ранее, так сказать, не "влетавшие" в орбиту выставочной деятельности Музея Нонконформистского Искусства. Как показал опыт прошлых лет, "новые" вовсе не обязательно значит "молодые", а, скорее, способные предложить оригинальное виденье современного искусства и адекватно, то есть внутренне и внешне убедительно, представить это виденье зрителю. Понятно, что в присущей каждому отдельному автору системе эстетических координат.

 

В этом году выбор кураторов "Новых имен" зафиксировался на 13 авторах, и, как я уже отметил, четверо из них – псковичи: Илья Сёмин, Ирина Гурская, Ольга Дроздова и некто Донецкий.

 

Месяц в малом зале МНИ на Пушкинской, 10 в СПб и месяц в Городском выставочном центре "Диалог" в Великом Новгороде - таков хронометраж и география "Новых имён-2011", так что выставка в этом году получилась передвижная, пусть и всего лишь из пункта СПб в пункт ВН и обратно.

На фото: Юные поклонницы искусства под картиной-граффити Сергея Колосова «Бессонная ночь»

Что примечательно, в новгородском "Диалоге" её открытие совпало с открытием другого, на сей раз гораздо более масштабного и долгоиграющего проекта Музея Нонконформистского Искусства – выставочного тура под названием "Свободная культура в пространстве музеев России". Передвижная выставка с июня 2010 года по ноябрь 2011 перемещалась по маршруту: Ханты-Мансийск – Омск – Новосибирск – Барнаул – Красноярск – Хабаровск – Владивосток – Санкт-Петербург – Великий Новгород.

 

Стало быть, Новгород и стал конечным пунктом современных, по преимуществу петербургских, конечно, "передвижников". И вторым – для "Новых имён". Но от "Новых имён" пока отвлечёмся.

 

Организатором передвижнического проекта, кроме прочих участников, было Санкт-Петербургское Товарищество "Свободная культура", уникальная автономная творческая организация разнообразных деятелей современного искусства северной столицы. Главный вдохновитель и отец-основатель Товарищества, начиная с 1990 года, - Сергей Ковальский. Он-то и открыл выставку в "Диалоге".

 

Ковальский, кроме прочих многообразных начинаний, изобрёл, то бишь стал автором эксклюзивной концепции Арт-Центра "Пушкинская, 10" под названием "Параллелошар".

 

Что такое этот самый "Параллелошар" без бутылки постичь трудно, но, если в двух словах, то это, по формуле Ковальского, "саморазвивающийся кинетический объект современной культуры". То есть, скажем, передвижная выставка Санкт-Петербургского Товарищества "Свободная культура", поскольку соединяет творческие интенции разных художников и движется (кинетически) во времени и пространстве, постоянно видоизменяясь - это параллелошар.

 

И "Новые имена" - тоже параллелошар. И даже всякий отдельный художник, в принципе, если активно двигается в хронотопе и творчески трансформируется, вне всяких сомнений, - параллелошар. Если, разумеется, он не паралле-лошара (шутка).

 

Но это уж как повезёт, как Бог на душу положит.

 

Таким образом, и вышло, что рядом с большим и заслуженным параллелошаром в новгородском выставочном центре "Диалог" образовался параллелошар чуть поменьше и поновей.

 

Группа художников из Пскова вот уже во второй раз (премьера состоялась в Музее Нонконформистского Искусства на международном фестивале Мини-Арта 15х15") вывезла в иногороднее пространство свою симпатичную буквенную инсталляцию "ПсковАРТ", разместив её под работами Ильи Сёмина из цикла "Галерея Воздуха".

 

Специально отмечу, что в делегацию представителей ПсковАРТа для поездки в Новгород вошёл, быть может, единственный в нашем городе член-корреспондент Санкт-Петербургского Товарищества "Свободная культура", так сказать, "корифей" псковского новаторства, художник Анатолий Жбанов.

На фото: Буквенная инсталляция ПсковART в выставочном центре «Диалог» (Великий Новгород)

Если говорить о псковских проектах более детально, то здесь, конечно, уместно обратиться к формулировкам куратора "Новых имён" Марии Варламовой. И по ходу высказать собственные размышлизмы.

 

Скажем, Ирина Гурская создаёт "произведения в информационном стиле, используя элементы энкаустики и смешанную технику".
Без искусствоведческого словаря понять сию дефиницию весьма затруднительно. Тут и заветная бутылка не поможет. Все, однако, полагают, что свой метод Ирина импортировала в Россию, и в частности, на Псковщину из Неаполя, где она закончила Академию искусств. Мол, в Италии сегодня все так работают, просто мы, лохи, не знаем актуальных трендов.

 

Не знаю, как там у них в Италии, а мне так, с кондачка, представляется, что метод Ирины Гурской, что называется, осуществляется от обратного: то есть она постоянно реализует один нехитрый трюк, подсмотренный в детских рисунках, стараясь не преодолевать материал, как по старинке учат в академиях, а наоборот: сделать его зримым, "выпячивающимся", а лучше сказать, как бы "просвечивающимся" из изображения. И действительно – получается довольно необычный спецэффект.

 

Некоторые деятели псковского искусства сейчас носятся с Ириной как с писаной торбой, однако лично я всё-таки склонен объяснять эту тенденцию не визуальными спецэффектами, а гендерным фактором, то бишь просто Ирина Гурская – интересная женщина, а деятели искусств у нас всё-таки по преимуществу мужики.

 

"Галерея Воздуха" Ильи Сёмина – проект уже достаточно раскрученный и сам по себе интересный, как эксперименты, выражаясь старомодно, по фотомонтажу, и как возможная объективация, сиречь, реализация в конкретном материале, в виде, допустим, уличных баннеров.

 

Идея не нова, разумеется, но здесь как раз важна авторская развёртка именно и исключительно от Ильи Сёмина. Это – его проекты по эстетизации, если хотите, псковских городских ландшафтов, и этим они и интересны.

А потом закурил бы сигару и выдул бы с дымом все беды мира. Проект Саши Донецкого и Ольги Дроздовой Иконокомикс «Буковски-2010»

Что до ИКОНОКОМИКСОВ от Саши Донецкого и Ольги Дроздовой "Брассай в цвете" и "Буковски-2010", то, согласно оценке Марии Варламовой, "они демонстрируют развитие постмодернистских традиций в новой плоскости, когда социальный и художественный контекст изначально рассчитан на шокирующее воздействие".

 

Трудно спорить с дипломированным искусствоведом, но "шокирующее воздействие" в расчёт изначально не бралось, и если шок всё-таки в восприятии присутствует (это, понятно, у кого как), так значит блуждает неучтённая опция.

Мне нравятся опустившиеся женщины, матерящиеся пьяные сучки со сползшими чулками и размалеванными физиономиями. Проект Саши Донецкого и Ольги Дроздовой Иконокомикс «Буковски-2010»

Понятие ИКОНОКОМИКС, как явствует из слов его составляющих, включает в себя иконку, но не просто изображение, а как бы "список" с другого изображения, например, картинок из Интернета. Раскрашенные и преображенные особой карикатурной комиксовой манерой, эти "списки" выстраиваются в своего рода "иконостасы", например, из жизни американского писателя Чарльза Буковски, 90-летие со дня рождения которого всё просвещённое человечество отметило в прошлом году. В идеале каждый отдельный иконокомикс должен быть снабжен ещё и соответствующей цитатой из произведений писателя. В результате возникает как бы изобразительная и словесная репрезентация Буковски как художника и человека.

 

С Брассаем несколько проще. Это тоже "окомиксованные", раскрашенные фотографии знаменитого французского фотохудожника 30-х годов, объединённые темой парижской богемной и ресторанной жизни, но смысловой эффект здесь непредсказуем и, так сказать, кумулятивен, поскольку предполагает привлечение цитат из текстов дадаистов и сюрреалистов.

Очень грустно, все очень грустно: живем всю жизнь как идиоты и в конце концов умираем. Проект Саши Донецкого и Ольги Дроздовой Иконокомикс «Буковски-2010»

Просчитать все эффекты восприятия здесь просто невозможно, но возможна игра – то есть ротация цитат от иконки к иконке. Сам иконокомикс в итоге получается живым, движущимся по вероятным смыслам, открытым к экспериментам. Это не фиксация, а, скорее, - предложение, вероятность, ангажемент к новому или другому осмыслению и пониманию синтеза картинки и приложенной к ней реплики.

 

Так что в главном Мария Варламова права: да, это и есть самый настоящий постмодернизм, пусть это словцо и набило кому-то оскомину.

В Библии содержится 6 предостережений, адресованных гомосексуалам, и 362 предостережения гетеросексуалам. Это не значит, что Бог не любит гетеросексуалов. Просто за этими людьми нужно лучше присматривать (Портрет писателя Генри Миллера). Проект Саши Донецкого и Ольги Дроздовой «Брассай в цвете»

Ну, а напоследок о приятном. Вскоре в Пскове откроется новая художественная галерея. И, как наверняка догадался проницательный читатель, откроется эта галерея под эгидой и по инициативе художников регионального общественного движения "ПсковАРТ".
А уж совсем проницательные догадались, ГДЕ именно произойдёт открытие новой галереи. Да-да, по адресу – Псков, Советская набережная, дом 9, знаменитый "Дом купца Сафьянщикова", внутри которого размещаются мастерские художников.

 

Предполагается, что произойдёт открытие в канун православного праздника Крещения.

 

Ну, а пока – всех с Рождеством!

 

Саша ДОНЕЦКИЙ.

Александр Донецкий
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...