Стена Плача. Золотой купол мечети Омара на месте I и II Храмов
6. Святая земля.
Целью путешествия в Землю обетованную, конечно, были не сероводородные ванны и даже не Средиземное море, все это можно получить гораздо проще и дешевле где-нибудь в Турции. В Израиль достаточно трудно попасть, хотя это не мешает подолгу жить там китайцам и филиппинцам, молдаванам и россиянам. Там для них есть работа. Современный мир прагматичен, и все страны используют дешевую рабочую силу гастарбайтеров. Правда, это не только удешевляет затраты, но и размывает национальную идентичность мегаполисов.
Цель поездки в Эрец-Исраель: разговор с Богом. Говорить с Господом человеку можно всегда и везде: «Где двое и трое во Имя Мое – там и Я». Но эта земля и эти камни помнят Его, знают Его, ждут Его. И космос Иудейской пустыни, где Он провел сорок дней, Гора Искушений - эта великая тишина над всем миром, которую мы слышали.
Иудейская пустыня. Георгиевский греческий монастырь
И когда ты идешь по каменистой дорожке в Иерусалиме, по которой Он должен прийти снова как Мессия – Машиах, видишь эти ступеньки, по которым Он входил в Храм, то становится не по себе. Тогда возникают очень сильные переживания: ходить там, где Он ходил, видеть то, что Он видел. Эти ощущения граничат с прострацией, с состоянием благоговейного аффекта. В нем нельзя прибывать долго, можно не вернуться обратно.
Мать византийского императора, Елена, первый археолог, в 325 году искала и нашла материальные свидетельства казни Иисуса Христа и Его смерти: Голгофу, Крест, Гроб…И когда в Палестину пришли крестоносцы, они устроили каменные «хранилища» святыням, построили храмы, сберегающие их. Архитектура крестоносцев честная и суровая, и для российского глаза очень аскетичная. Можно провести параллель с архитектурой псковского средневековья, тоже лаконичной и выразительной.
Церкви здесь носят названия по реальному событию или святыне: Базилика Рождества, Храм Пастухов, храм Блаженств, церковь Плача Господня, храмы Встречи (Елизаветы и Марии), Успения Богоматери (именно на этом месте это случилось), Гроба Богоматери, Храм Гроба Господня.
Храм Успения Богоматери. Место смерти
Раз в неделю на воскресенье и в предпраздничные дни Храм открыт ночью, идет всенощная. Мы пришли ночью в Храм, он был безлюден, и прошли эти последние «станции» земной жизни Иисуса Христа: от Алтаря Бичевания, Алтаря Гвоздей, Голгофы, Плиты Помазания, куда Его положили после снятия с Креста до Камня Гроба, где он был похоронен благочестивым иудеем Иосифом Аримафейским.
Кувуклия ночью
Когда-то Голгофа находилась за стеной Иерусалима, как и Гефсиманский сад, где он молился Отцу; и Масличная гора (Елеон), откуда Он вознесся, и где ныне сонный араб открывает ворота монастыря Вознесения. В Храме Гроба мы увидели и каменную яму, выломанную в темной плите, для стока зимних и весенних вод. Так хранили воду в древнем Иерусалиме. Там и нашла Крест распятия Елена. Все священные реликвии последних часов Его жизни находятся на территории Храма Гроба Господня, который разрушался, горел, и до сих пор ремонтируется, как и Кувуклия, где хранится Камень Гроба и где патриарх Иерусалимской церкви Ириней вымаливает Благодатный Огонь. После пожара 1808 года царское правительство заплатило 2,5 миллиона рублей за право ремонта Кувуклии и ремонт – 1,5 миллиона рублей. Но авторами ее архитектурного проекта являются греки. В Храме присутствуют алтари христианских конфессий: армян, православных греков, католиков, коптов, эфиопов, сирийцев. Это Святая Святых христианского мира.
Несколько веков назад турки продали мусульманской семье Нусейби землю, где находится Храм Гроба. И до сих пор Нусейби, доброжелательный и улыбчивый господин, каждый день открывает и закрывает двери Храма.
Г-н Нусейби
6. О, Иерусалим, Иерусалим.
Ступени. По ним ходил Иисус Христос
Стена Плача в Иерусалиме – часть Западной стены, ограждающей Храмовую площадь. Эта Стена символ еврейского народа и его надежда. Мы подходили к Ней, переживая состояние, которое просто нельзя и не надо описывать. Здесь всегда молятся и просят у Б – га. Даже ночью, когда мы туда подошли, там были люди. Они плакали и молились. Евреи живут по солнечно-лунному календарю в 5764 году от создания человека. Мусульмане - по лунному календарю, а христиане живут по солнечному. Иудаисты полагают, что цель ислама – исламизировать мир, цель христианства – исправить мир. А цель иудаизма – исправить собственную душу. Стена как исправление души.
У Иерусалима – особенный аромат. Не только потому, что это восточный город. Здесь пахнет пряностями, шмотками лавочек, кофе, дезодорантами, иссопом, который продают арабы вместе с мягкими бубликами как пряность. Ты макаешь бублик в иссоп и ешь. «Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам его», - это последние минуты жизни распятого Иисуса Христа. А пахнет в Иерусалиме древними камнями, нагретыми солнцем.
Старый Иерусалим, по которому мы бродили как во сне, город - совершенство, универсальный город – это одни из его названий. В звуках названия города - Иерушалаим – смысл, судьба, предназначение этого города мира, главного города земли. У Иерусалима семьдесят названий. Одно из них – справедливость. И то, что происходит в Иерусалиме, есть суть мировых событий. И если в Иерусалиме много молодых людей в военной форме, а служба безопасности тщательно проверяет урны и автобусы, особенно тщательно ведется наблюдение в местах скопления людей, значит, в мире происходит что-то не то.
Храмовая гора для евреев – пуп земли, именно туда Господь сбросил камень, на котором потом хотел принести в жертву Б - гу Авраам своего единственного сына Исаака. Именно там были построены Соломоном, а потом Великим Иродом Первый и Второй храмы единому Б – гу. На Храмовой горе сейчас Золотой купол мечети Омара, а рядом серебряный – мечеть Аль-Акса, действующая. Есть талмудическое предание о том, что Машиах придет к еврейскому народу, когда будет построен Третий Храм. Он войдет в Золотые ворота. Но Золотые ворота арабы заложили, а на месте разрушенных Первого и Второго Храма, там, где должен быть построен Третий, построили мечеть.
Серебряный купол мечети Аль-Акса. Внизу - стена Стена Плача
В телевизионных программах израильского телевидения нередко можно было увидеть дебаты представителей власти, политиков, просто жителей Иерусалима, Израиля: арабов и евреев. Обычное недовольство арабов – бедность. Но как можно быть богатым, если у тебя четыре жены и от каждой – дети. Бедные арабы живут в собственных домах, а большинство евреев – в многоквартирных. За деторождением арабов не угнаться даже ортодоксам. Хотя говорят же, что богатство бедного человека – дети. Муниципальная власть Иерусалима озабочена недостаточным финансированием, количеством налоговых поступлений, которые идут в городскую казну. Израиль сейчас переживает не лучшие времена, а когда были лучшие? Израилю и Иерусалиму помогает огромная еврейская диаспора мира. Но Иерусалим считают бедным городом. Правда, в этом бедном городе чистые улицы, хорошее качество воды, удобные кафе, бесплатные цивилизованные туалеты, множество лавочек и бутиков. 250 тысяч арабов стоят в очереди на израильское гражданство, потому что это может гарантировать работу и сносное существование. Далеко не все арабы, жители Израиля и ПА хотят взрывать и воевать. Но до сих пор существует деление Иерусалима на Восточный, где живут арабы, и Западный, где живет еврейское население. В Старом городе все вместе: есть арабский и еврейский кварталы, армянский квартал. Архитектура Иерусалима очень эклектична – это архитектура гонимого народа, который разбросан по всему свету. Собственно архитектуры Иерусалима нет. Ее вообще не замечаешь. Город раскинулся на холмах, и жилые кварталы являются продолжением этих холмов. Не это главное в Древнем городе, а храмовая архитектура святынь, как правило, жесткая архитектура крестоносцев, и ар-нуво конца ХIХ нач. ХХ вв.
Храм Плача Господня
Главный храм Русской православной миссии в Иерусалиме Троицкий собор. Что было очень интересно узнать: мне известны три собора Святой Троицы – в Пскове, Иерусалиме и Сергиевом Посаде.
Наши в Иерусалиме - это не только мы, путешествующие из России, но и большая русская алия, живущая в Израиле. Сейчас у еврея есть выбор: жить в Израиле, своей земле обетованной, или там, где родился, или, где лучше. Наверное, это большое счастье, иметь возможность национальной самоидентификации народу, которого когда-то почти пятьсот лет вообще не пускали в Иерусалим. В прошлом, у евреев рассеяния, был новогодний тост: В следующем году, в Иерусалиме. Ну, если не в этом, так в следующем. Теперь это мечта сбылась.
На картах крестоносцев мир обозначался в виде цветка, где лепестками были Азия, Африка, Европа, а пестиками – Иерусалим. Пока мы были в Иерусалиме, почти неделю, не оставляло ощущение, что Иерусалим как твой родной город, как твоя родная деревня, как твоя улица. Ты здесь – дома. Мы не чувствовали себя здесь чужими.
Я воспринимаю этот сакральный город – как Ответ Бога всем ищущим Его.
Послесловие.
Я не страдаю манией величия маркиза де Кюстина. И права критиковать, учить чужую страну мне никто не давал. Да и желания такого у меня нет и не было. Многое осталось за пределами данного текста. Мы все такие разные, и попытки какого бы то ни было сравнения будут беспомощны. Хотя всегда сравниваешь невольно: у них - у нас. Могу сказать совершенно точно, что большинство проблем одинаковы. В частности, одна из последних – повышение цены на муку, которую израильское правительство уже не может контролировать. А на очередном «круглом столе» шло обсуждения проблемы бедности Иерусалима и арабского населения. Ребэ, возражая своему оппоненту – арабу, сказал, что он не думает о деньгах, хотя у него их нет. Его счастье – его семья и его Тора. Это и есть самое большое богатство.
Моя большая благодарность израильтянкам Лене и Кате, нашим путеводительницам.
Спешащий ортодокс
Вот вечная проблема на земле – разное представление о счастье.
Наташа Богомолова.
Обсуждение 0
Нет комментариев
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.
Нет комментариев