Икона "Спас", XXI век. (автор о. Андрей Давывов)
На днях в выставочном зале Приказной палаты в Кремле открылась необычная и редкая выставка: новая русская икона. Были представлены иконы, написанные в ХХ1 веке псковичами братьями Яблочкиными, супругами Ксенией и Валерием Федоровыми и др. Можно было посмотреть профессионально выполненные в материале фрагменты фресок Александра Солдатова, преподавателя иконописи Троице-Сергиевой Лавры, эскизы самого большого колокола, который звонит теперь в Лавре, показал Самсон Марзоев. А пскович Андрей Лебедев, один из самых талантливых архитекторов в России, представил свой проект гробницы Николая Мирликийского в итальянском городе Бари. Лебедев прошел первый этап конкурса на художественный проект гробницы святого. Здесь же на выставке показала иконы весьма умелой резьбы его жена Ольга Лебедева. В общем, было, что посмотреть на маленькой выставке в маленьком городе.
Я задала несколько вопросов авторам икон художнику Дмитрию Яблочкину и настоятелю церкви Рождества Иоанна Предтечи в Пскове священнику Андрею Давыдову.
Дмитрий, что такое «писать икону»?
Это служение, вид церковного служения.
В чем это выражается, что Вы себе не разрешаете?
Много вещей. Это ведь не совсем искусство. Точнее искусство не вольное, не настолько вольное, как это кажется. Все вытекает из того, что это служение для церкви и внутри церкви.
Но Вы позволяете работать себе в светском искусстве? Вы не боитесь этого делать?
Художник, он потому и художник. Он ничего не должен бояться. Но кто работает в иконописи, должны отдавать предпочтение иконописи. Это самый сложный и самый тонкий, самый глубокий вид искусства.
Это вид искусства для Вас?
Нет, это вид жизни, служения искусству. Да, иконопись - это искусство, заниматься иконописанием должен художник в первую очередь, а не монах, не просто монах. Художник не монах. Но писать иконы можно только по благословению И светская живопись сейчас видоизменяется у того, кто занимается церковным искусством.
Возможно заниматься и светским, и церковным?
Это даже хорошо для художника. Существуют понятия «иконописец» и «художник».
Я художник и учился быть художником всю жизнь. На этой выставке есть художники, есть священник, монахи. Вот у Валерия Федорова икона «Царственные мученики» написана в новой иконографии, он много лет этим делом занимался. Или проект огромного колокола Самсона Марзоева, который недавно был отлит и стал звонить в Троице-Сергиевой Лавре. Здесь, на выставке, несколько работ профессиональных иконописцев из Лавры. Все начинается с ансамбля, с проекта. Ансамбль может создать только художник. А икона, может быть, самая последняя, самая высшая точка искусства церковного.
Искусство ведь это не только рисовать красками. Это мировоззрение, а когда занимаешься иконой - все меняется.
Икона "Царственные мученики", XXI в.
О.Андрей, Ваши иконы, которые я видела еще в храме Рождества Иоанна Предтечи, отличаются от икон ваших товарищей по выставке. И представляются мне очень живыми, сильными и необычными. Не поделитесь ли своими впечатлениями о писании иконы, о выставке. Если я правильно понимаю, Ваша икона - образец древнего греческого письма?
Нет, я смотрю все и не работаю в какой-то определенной традиции. В моих иконах – переработка традиции. Иконописец не делает копии в привычном понимании. Каждый в соответствии с каноном пишет свое. Важен не столько уровень техники и дисциплина копийности, а отношение к Образу.
Я думаю, что основная задача иконы - через изобразительный образ явить в нашем мире присутствие его Первообраза, т. е. Того, Кого изображают. Как выражались отцы 7-го Вселенского собора, который был специально посвящен иконопочитанию: икона «от образа возводит к Первообразу». Думаю, что вся энергия, талант и умение иконописца должны быть направлены, ориентированы на решение именно этой задачи: создать образ, способствующий диалогу, встрече, познанию, общению с Первообразом. Это и будет то, что мы называем «молитвенный образ». Задача очень трудная, но тут мы имеем замечательное подспорье - многовековую традицию церковного искусства, которая дает нам многочисленные примеры того, как церковные художники решали эту задачу во 2-ом веке нашей эры, в 6-м, 10-м, 12-м, в16-м. В Римских катакомбах, в Равенских мозаиках, в Греции, Болгарии, на Руси. В Новгороде, Москве, Твери, конечно же, Пскове и так далее и так далее. Изучая эти примеры, мы можем пытаться выяснить, что в этой огромной традиции близко, актуально, адекватно именно нам живым людям 21-го столетия, и ориентироваться на эти моменты в своей работе. Поэтому изучение традиции имеет для иконописца огромное значение. Но изучение не значит механическое копирование, которое подчас настоящему изучению вовсе и не способствует. А понимание, восприятие, наследование. Традиция - это некоторое вечное зерно, которое заново вырастает и дает плоды в каждом поколении. Когда куст, когда могучее дерево, когда былинку.
И нам не удастся, да и не наше, думаю, это дело - давать оценку места современных иконописцев во всем этом многовековом процессе. Наше дело - с любовью работать. Важно, что процесс есть, и зерно продолжает давать всходы. Мне кажется, что и эта выставка в Приказных палатах также свидетельствует об этом. Мне кажется, что очень хорошо, что все иконы и мастера такие разные, это значит, что ведется живая и творческая работа, а не автоматическое воспроизводство. Думаю, что именно этого мы и должны искать в своей работе. Через доску и краски, через технику и знания, отодвигая все это на второй план, должно светиться чудо Откровения о Жизни.
Копия-реконструкция иконы XV века "Сошествие во ад"
Наташа Богомолова
Обсуждение 0
Нет комментариев
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.
Нет комментариев