6
 

В России – монополия, а в Псковской области – рынок

По мнению некоторых специалистов, в высоких ценах на автомобильное топливо в России виновата политика федеральных властей на получение как можно большей прибыли от экспорта сырой нефти. Для нашей экономики это едва ли не основной источник доходов и здесь можно найти общий язык с так называемым свободным мировым рынком: основными потребителями углеводородного сырья – западными концернами и, в последнее время, Китаем. Они загружают свою промышленность, мы, вернее, нефтедобытчики и отчасти государство – приобретают возможность запастись валютой.   В результате наши нефтеперерабатывающие предприятия испытывают дефицит сырья, модернизация производства идет медленными темпами, мощности не используются в полную силу, растут и накладные расходы на выработку одного литра топлива. Поэтому возможное осенью 2004 года повышение экспортных пошлин на нефтепродукты будет способствовать только росту цен на бензин и дизтопливо, а начавшаяся в сельском хозяйстве уборочная кампания еще больше осложнит ситуацию.   По мнению российского руководства, что-то изменить на этом рынке можно будет только в том случае, если устранить на нем монополии. О том, что существующие сейчас цены на топливо являются результатом картельного сговора, говорят уже на федеральном уровне. Но если в общероссийском масштабе существует хоть какая-то конкуренция, то на региональном ее нет вовсе. Таможенный пост "Шумилкино", Печорский р-н Псковской области, судя по заявлениям руководителей комитета по антимонопольной политике, удалось избежать монополизации топливного рынка. И начальник комитета Александр Соловьев, и его заместитель Людмила Самохвалова заявляют, что основные участники регионального рынка нефтепродуктов «ведут себя корректно», а «цены на топливо у нас свободные». Высокая, по сравнению с соседями, стоимость нефтепродуктов объясняется по-разному: или удаленностью от поставщиков, или небольшими объемами потребления. Через 70 км. АЗС в Пскове. Вот только никто не может объяснить, почему стоимость бензина на границе со странами Прибалтики ниже не только псковских, но и петербургских расценок. Возьмем для примера российско-эстонский пункт пропуска «Шумилкино». Там бензин марки А-95 на заправках ООО «Псковнефтепродукт» и ООО «Арис-Псков» стоит 12 рублей 80 копеек, а через 70 километров, в Пскове, уже 14-80.   Руководство ООО «Псковнефтепродукт» ситуацию комментировать отказалось вовсе, сказав только, что здесь «действует закон рынка». Правда, какой именно закон, уточнить отказались. Генеральный директор ООО «Арис-Псков» Владимир Шкляренко сообщил, что на границе «идет борьба за клиента, а в Пскове ее нет. Хотя цена там ниже рыночной, мы свою копеечку получаем и нас это устраивает».   Вроде бы все правильно: конкуренция процветает, и компании пытаются завоевать как можно большее число клиентов за счет снижения цен. Тогда почему то же самое не происходит в Пскове, Острове или Дно? Почему нет здесь борьбы за клиента? Почему все заправки повышают стоимость топлива чуть ли не синхронно? Официальный ответ мы вряд ли получим раньше, чем в Правительстве РФ решат, нужен ли нам рынок нефтепродуктов. Константин Шморага, Псковское агентство информации.   МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА ("Комсомольская правда") Зам. главы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей ЦЫГАНОВ: Справедливая цена - 9 рублей за литр - Андрей Геннадиевич, скажите честно, это сговор олигархов? - Доказательств пока нет. Но мы их собираем. Разумеется, учитываем и рост мировых цен на нефть, и акцизную политику, и таможенные тарифы. Но могли ли одни эти факторы вызвать такую волну подорожания? - Значит, виновников надо все-таки искать среди нефтяных баронов? - Наши крупные нефтяные компании захватили весь топливный цикл: добывают нефть, гонят из нее бензин и торгуют им на собственных заправках. Компании, не входящие в крупные монополии, у нас занимают всего 6% рынка нефти. А независимые автозаправки скупаются крупными нефтяными концернами. - Они и диктуют цены? - Чем крупнее компания, тем у нее больше возможностей диктовать. Это аксиома рынка. - Но почему Америка, закупая у нас нефть втридорога, умудряется бензин иметь дешевле? - В США на топливном рынке более 3 тысяч независимых компаний. А в России 8 нефтяных империй. И все. - Импортировать бензин из Америки теперь будем? - Шутка, да? Не смешная. Даже грустная. - Сколько бы стоил у нас бензин, если бы олигархи не подмяли под себя нефтеперерабатывающие заводы и заправки? - 30 центов за литр было бы вполне конкурентно и справедливо. - То есть 9 рублей? - Теоретически - да. - Какие меры принимаете? - Прорабатываем создание в России открытой биржи нефти и нефтепродуктов. И просим ужесточить наказание за сговоры и монополизм. Сегодняшние штрафы не соответствуют тому злу, что несут монополисты. 5 тысяч минимальных окладов для компании с оборотом в миллиарды долларов - комариный укус. - А сколько надо? - 2 - 3 миллиона долларов. В Европе за неконкурентные действия вообще штрафуют на 10% оборота компании. - Кстати, у вас у самого машина есть? - «Волга». - О-о-о! - Да-да, бьет по карману.
  • Прохожий
    да. надо сказать, что наши нефтяники оборзели совсем, проживая при непуганной демократии. но наверное, псковичам так и надо - они же не будут байкотировать никого. Вот на границе - один ввел 12.70 - и другим пришлось - ну хоть бы кто провернул это в Пскове
  • Автомобилист
    >>> Прохожий (19:25 01.09.2004):
    Прохожий
    да. надо сказать, что наши нефтяники оборзели совсем, проживая при непуганной демократии. но наверное, псковичам так и надо - они же не будут байкотировать никого. Вот на границе - один ввел 12.70 - и другим пришлось - ну хоть бы кто провернул это в Пскове
    Да - а я и не знал, что эстонцам бензин на 2 рубля меньше продают. Буду ездить в Шумилкино!
  • Однако, все это возможно, если захотеть? Если захотеть, ьто и бензин подешевеет?
  • А может они там его в Шумилкине разбавляют?
  • А может не разбавляют?
  • доктор
    Вот как мудро раньше областная власть поясняла завышенные цены на бензин. "...Первое место безусловно держит заместитель Евгения Михайлова по экономике Анатолий Салтыков. Большей безграмотности и наивности трудно предположить у столь высокого чиновника. "...Высокие цены на бензин в Псковской области объясняются ЧЕСТНОСТЬЮ нефтяной компании "Сургутнефтегаз", считают в областной администрации. "Сургутнефтегаз" - самая ЧЕСТНАЯ нефтяная компания, которая платит налоги в полном объёме" - сообщил корреспонденту ПАИ заместитель губернатора Анатолий Салтыков". А вот во что вылилась честность столь любимой Анатолием Салтыковым компании по мнению, ныне покойного Юрий Рачеева, который в свое время рассказывал о сложившейся ситуации в отрасли в виду внесенных поправок в Налоговый кодекс по акцизам на ГСМ. Он сообщил, что по выплате акцизов в области найден компромисс только с двумя организациями – «Псковнефтепродукт» и «Лукойл-Псков», которые «четко платят акцизы в бюджетные фонды». Получается, что долгое время в результате "либерального отношения губернатора" компания "Сургутнефтегаз" доила область, а в трудную минуту бросила дорожников на произвол судьбы.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...