2
 

Педагогический цейтнот

Учитель - профессия самая древняя, самая благородная и красивая. Кто бы спорил. Но наше общество к педагогу относится холодно-снисходительно. Поэтому в цене сейчас  не профессия учителя, а топ-модели, экономиста и т.п. Там, в школе надо трудиться изо всех сил: и физических, и душевных. И почти бесплатно. Мы же в школе проводим самые важные годы своей жизни, когда складывается духовный мир, формируется мировоззрение. И если наши выпускники бегут ныне на экономические и юридические факультеты, значит, русская традиционная школа сдает свои позиции? Моя собеседница Людмила Викторовна Алексеева, учительница начальных классов педагогического комплекса Пскова сказала, что ее профессию сравнивают с профессией летчика-испытателя. Наверное, справедливо. Только возможные ошибки летчика, предположу, менее ужасны, чем ошибки школьного учителя. Но Людмила Викторовна относится к той породе людей, о которой без всякого пафоса можно сказать – настоящая. Во всем. В работе, в немногословном разговоре, в пластике, очень скупой, но выразительной. Ее ученики, став взрослыми, говорят, что она очень нежная, ласковая и внимательная учительница. Ее любили и баловали в семье: бабушки и дедушки, родители, и ей есть, что отдавать своим первоклашкам. У Людмилы Алексеевой есть семья: муж – ее одноклассник, и сын – Митя. В школе она уже 23 года. Как  Вы пришли в школу, Людмила Викторовна? Все было предопределено: мне хотелось быть похожей на свою первую учительницу Таисию Федоровну Маркову. Она очень мягкая, душевная, и мы старались ей подражать во всем, даже писать, как она. И, по-моему, научились, у нас, мне кажется, весь класс писал одной рукой – ее. Было ее доверие к нам, мы делали так, как делала она. Таисия Федоровна  не повышала голос, даже как-то мягко и тихо ходила. Я помню все ее платья, ее брошь, которую она носила. Я помню все, что связано с моей первой учительницей. Потом, в пятом классе  была Майя Яковлевна Маркина. Это яркая и сильная личность, просто кладезь педагогических открытий: она «жила» в школе, с нами и не считалась со временем. Эти люди и сформировали меня, если не считать, что я с детства играла в школу.   Довольно часто  родители кричат на детей, в садике кричат воспитатели, в школе – учителя, дети - друг на друга. Учитель с тихим голосом – это возможно? Думаю, у меня тихий голос. Я не кричу. Когда  начинала работать в школе, меня как-то отправили на курсы, и мои дети три дня сидели в классе тихо без меня. Они были очень самостоятельные, и всех удивили. А я их приучала слышать меня с полуслова, понимать с полувзгляда. Тогда у меня это лучше получалось.   Вы прослеживаете дальнейшую судьбу своих первоклашек, у Вас есть симпатии? Обычно первую учительницу помнят дольше и лучше, чем последнюю. Я люблю всех своих ребят, и ревностно и долго слежу, как происходит дальнейшее обучение, насколько им хорошо. Но я не вмешиваюсь в их судьбу.   Вы согласитесь, школа оказывает очень сильное влияние на ребенка, какое? Да, конечно, оказывает, и поэтому для меня  главное - создать в классе добрую атмосферу, чтобы у детей складывались отношения со сверстниками. От того, как это сложится или не сложится, и будет зависеть дальнейшая жизнь ребенка. Атмосфера в классе - самое главное: понимание, доверие, уважение.   Требования к ученику тогда и сейчас, они меняются? Школа не стоит на месте, но, возможно, есть и много лишнего. Тот же русский язык учат очень тщательно и много, но применять правила не умеют. Думаю, слишком большого объема информации ребенку не усвоить, и он ему не нужен. Я сама очень консервативна, и поэтому  выбрала  хореографический класс в отделении искусств, и работаю по традиционной программе. У нас в комплексе есть отделение искусств, начальные классы гимназии, общеобразовательная школа.   Телевизионные передачи гораздо  легче усваиваются ребенком, чем школьная программа? Да, дети сейчас «телевизионные», и я замечаю – они стали хуже читать, смотрят видео, читают комиксы. И родители не могут заставить читать ребенка. Компьютерные игры заменили многое, даже общение с родителями. И детская агрессивность сейчас распространена как никогда.   Людмила Викторовна, при всем том, что учительство - это трудная работа и требует большой отдачи, семьи у учителей достаточно крепкие. Вы со мной согласитесь или нет: одинокий учитель без семьи - это редкость? Я не знаю статистики, но учитель действительно, как правило, семейный человек. Мы очень заняты, надо распределить все дома четко, чтобы был порядок и все успеть сделать. Нет времени выяснять отношения, скандалить или еще что-то. Есть такой грех, родных иногда приходится «строить».   Учитель и дома учитель? У  кого-то в голове: какое платье купить, как одеться, куда сходить, а у учителя - совсем другие мысли: как провести урок, как сделать его лучше и понятнее? Как только ты переступаешь первого сентября порог, так начинается работа, и даже, если ты не сидишь за тетрадями и не готовишься к уроку, ты постоянно об этом думаешь, тревожишься, беспокоишься. Все равно ты все время в этом цейтноте педагогическом. У меня тетрадей каждый день шестьдесят, бывает сто двадцать, если заменяю какого-то педагога.   Что же такое за человек - учитель? Человек случайный, ясно, здесь не работает. Это, наверное, единственная профессия, где нельзя работать, не желая работать? Надо любить, любить детей, жертвовать чем-то, хотя я уже этого не замечаю. И сейчас я боюсь первоклассников больше, чем раньше. Это испытывают все мои коллеги, работающие с первоклашками. Вообще работать детьми – это  очень сильное напряжение и оно не спадает со временем, и от опыта не зависит. Самое трудное для меня  - это первоклассники. До декабря в первый год их обучения болит все: спина, голова. Первоклассники – третьеклассники разница огромная, потом уже с полуслова понимают, становятся умными. Но, когда в класс входишь – забываешь обо всем и получаешь от детей очень много.   А сколько Вы получаете от государства? У меня  две с половиной тысячи.   Такая зарплата Вас не оскорбляет? Оскорбляет и обижает.   А какой же выход в нашей самой лучшей в мире образовательной системе начальной школы? Письма писать Президенту? Голодовки устраивать? Когда изменится отношение общества к учителю? Или это нормально, когда в лучших профессиях у нас не платят за работу? Ведь на пенсию, которую Вы заработаете, можно побираться. Ну что ж, мы терпим, и не в силах что-то изменить. И более того, в нашем педагогическом комплексе нет проблем с кадрами, у нас хватает учителей начальных классов и наши студенты, которые приходят на практику, хотят быть учителями, хотят работать в школе.   Ваша профессия - учитель начальных классов очень женская. Да, это такая профессионально-материнская профессия.   Людмила Викторовна, только учитель может видеть перемены в поколениях детей. Сейчас, наверное, другие дети, какие они? Дети есть дети. Природа детей не изменилась, изменилась среда, которая влияет на характер ребенка. Ребенок остался ребенком, особенно в нашей начальной школе: такой же подвижный, любознательный. С ребенком можно договориться, только нужно его любить. И импульсивного, и агрессивного. Малыш, которого любят, не будет агрессивным. Мы ему говорим: мы тебе доверяем, мы тебя любим. Но очень большие нагрузки, ребенок с утра до вечера в школе.   Сейчас дети заметно отличаются даже внешне от прежних: что-то едят все время, пьют, хотят денег… И имеют их. Обычно мусорная корзина полна разных пакетов, они едят целями днями, у них красивые игрушки, красивые платья. У них все есть, и это, наверное, хорошо. Мамы, в основном, домохозяйки, это теперь частое явление. И домашние задания выполняются скрупулезно. Мамочки занимаются детьми, и дети заняты, помимо школы: спорт, рисование, танцы, хотят попасть в гимназические классы. Очень целеустремленные дети, умные, маленькие трудяги. Они понимают, что им нужно образование. И мечтают, кстати, быть врачами, учителями, даже космонавтами и пожарниками. Так что, не все у нас потеряно. Это поколение покрепче, чем прежние.   Вот такая скобарская правда. Наташа Богомолова.
  • классная фотка
  • Среди учителей и не такие есть
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...