2
 

Жизнь как чудо (Zivot je cudo)

Жанр: военныйПроизводство: Югославия - Франция, 2004 г.Режиссер:  Эмир Кустурица ("Помнишь ли, Долли Белл?", "Время цыган", "Черная кошка - белый кот")  В ролях:  Славко Стимач ("Андерграунд", "Помнишь ли, Долли Белл?"), Весна Тривалич, Александр Берчек ("Жизнь и война", "Бочка пороха"), Наташа Шолак, Стрибор Кустурица, Вук Костич Продолжительность: 155 мин.Оценка по пятибалльной шкале: 5 Фильм доступен в видеопрокате "ТЕХНО ВИДЕО" по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, 3а/13. Адрес официального сайта - http://www.texnovideo.com. В то время как мировое политическое сообщество вовсю нагнетает кризис в Югославии, провоцируя межэтнические конфликты, мировое кинематографическое сообщество старается примирить враждующие стороны, снимая один пацифистский фильм за другим. И "Жизнь как чудо" стала очередной жемчужиной антивоенного кинематографа, посвященной Балканской войне. Несмотря на то, что работы Эмира Кустурицы можно пересчитать по пальцам одной руки и снимать он начал относительно недавно, его творчество уже заняло место в истории кинематографа "Каким образом снимаются современные фильмы? Их делают так, будто шьют костюм или платье. - говорит Кустурица. - Все технологические процессы продуманы, нет ничего лишнего, нет никаких проблем, все делается на конвейере. И таким же образом они воспринимаются, не затрагивая каких-то глубинных сторон человека. Фильм - товар. И все же я сопротивляюсь этому, я считаю, что искусство и культура могут воздействовать на человека терапевтически. Я все-таки считаю, что в современном мире фильм теряет то значение, которое он должен иметь. Он становится своего рода видеоигрой, развлечением. А мой последний фильм, как и три предыдущих, сделаны именно в рамках моей концепции терапевтического воздействия кинематографа на современного человека".  Кустурицу называют "цыганским Феллини". А цыгане, по словам современника, - единственный народ, который никогда не воевал. Возможно, в этом и есть небольшое преувеличение, но лично я никогда не думал, что о войне можно снять такое светлое, такое доброе, разумное кино. Если не брать в расчет белую голубку в стволе гаубицы - своеобразный привет классикам, - то "Жизнь как чудо" сложно поставить в ряд с примеренческими фильмами европейских режиссеров-антивоенщиков. Пацифизм Эмира Кустурицы совершенно иного рода, и базируется он на неприятии самой сути войны и отрицании насилия как неизменного атрибута человеческой натуры. Пусть даже речь идет о Сараево - злополучном центре конфликта, в мирке Кустурицы есть место любви, свободе, музыке, красивому чистому смеху, но не войне. И кроме нескольких отморозков, метко названных "бизнесменами-патриотами", никто из жителей не порывается хватать в руки оружие. Несмотря на выражение одного из местных стариков "Сделай добро - жуй г..но", герои фильма ничуть не гнушаются совершать благие поступки и жертвовать собою друг ради друга. Инженер Лука (Славко Стимач) - главный герой картины - живет в своем сельском доме почти на самой границе. Он одержим идеей построить туннель через гору и хотя бы географически объединить две враждующие республики. Жена инженера - оперная дива - повредилась рассудком и с каждым днем все больше теряя контакт с реальностью, так что единственная радость Луки - сын-футболист Милош (Вук Костич), в которого тренеры вкладывают немало надежд. Но случается страшное: сразу после начала войны он попадает в плен. В ответ местные жители захватывают девушку-мусульманку по имени Сабаха (Наташа Шолак), которую вручают потерянному Луке с предложением обменять на сына. Но проходит время, и инженер, горячо любимая супруга которого сбежала из дому с венгром-музыкантом, влюбляется в юную красавицу и, несмотря на всю любовь сыну, уже не может выпустить ее из своих рук. С учетом серьезного, порой даже трагичного содержания, фильм сдобрен отличным юмором, пусть местами черноватым, местами пошловатым и кое-где даже нецензурным, что, однако, ничуть не умаляет его достоинств. Так, сельские окрестности в фильме населены чудеснейшими персонажами. Среди них и ослица, плачущая на рельсах от несчастной любви, и кот, гипнотизирующий птиц взглядом немигающих глаз. Но больше всего запоминается монолог одного из солдат о сексе с представителями антарктической фауны. "Один мой приятель служил в России, - говорит он, - и однажды трахнул пингвина. Это мрак. Козы, овцы дергаются, пингвин - стоит смирно, не сопротивляется, ловит кайф".  Независимо от того, где разворачивается действие очередной сцены фильма: в кабаке, на стадионе или на поле боя, его сопровождает ритмичная многоголосая музыка, иногда развеселая, иногда тревожная, иногда невыносимо печальная. "Скорость и чувства важны: они части одного уравнения", - говорит Милош. И, действительно, в работе Кустурицы с лихвой хватает и того, и другого.  Все актеры, включая собаку, отработали на отлично. Перечислять здесь какие-то имена не имеет смысла, все они приведены в аннотации. При этом стоит сказать, что одинаково хорошо были сыграны как нормальные, жизненные роли, так и гротескно-шизоидные, вроде свихнувшейся жены героя или "бизнесмена-патриота" в армейском берете. Вервольф, http://videology.kinoman.info
  • А ссылка-то не работает!
  • какая еще ссылка? все пашет.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...