Псковское агентство информации регулярно обращается к теме сохранения исторического лица Пскова. Несколько лет назад мы первыми, в том числе, подняли тему переноса памятника Ленина с одноименной площади. К сожалению, ситуация с историческим ландшафтом Пскова ухудшается с каждым годом, что связано, в большей степени, с отсутствием местного законодательного стандарта. Поэтому мы решили опять поговорить на эту тему. Наш собеседник - Борис Щичко.
Борис Иванович, Вы один из организаторов Фонда Афанасия Ордин-Нащокина, при котором создается Институт общественного самоуправления. Почему самоуправления?
Мы считаем, что основные достижения Нащокина, которые не устаревают до сих пор, в земском самоуправлении.
А граничные установления? Та же граница со Швецией по Столбовскому миру проходила в районе Круппа, там, где сейчас проходит граница с Эстонией.
Да, но помимо его заслуг в установлении границ Русского государства, до сих пор очень важны его таможенные разработки, местное самоуправление, организация, как бы сейчас сказали, малого бизнеса. Как великолепно он организовывал купеческую деятельность 340 лет назад в Пскове. Будучи воеводой, он основал первое, по сути, банковское учреждение, которое выдает ссуды, до того на Руси выдавали ссуды ростовщики-частники. Он организовал купеческое самоуправление – предтечу нынешней торгово-промышленной палаты, основы арбитражного суда – там выборные купеческие головы разбирали взаимные претензии. То есть им организовывалась юридически и практически региональная экономика.
А в самоуправлении?
К тому времени вечевое управление было порушено, и власть воеводы была полной: Нащокин организовал систему выборных и передал им часть своих полномочий, оставив за собой только тяжелые уголовные дела и военные вопросы, а все экономические вопросы и функции мирового судьи выполняли выборные.
Вы говорите «мы», кто мы?
Здесь много заинтересованных людей, первым инициатором организации Фонда был начальник Главного управления Центрального банка по Псковской области Савин Сергей Николаевич и другие сотрудники Банка. Они первые стали эту тему поднимать. Выступили с инициативой поставить бюст Ордин-Нащокину, и о создании музея. Конечно, правильнее и солиднее для репутации Банка отсчитывать его историю не от строительства 140 лет назад Земского банка в Пскове, а от Земских кредитов Нащокина, которым 340 лет.
Впереди юбилей Ордин–Нащокина?
В этом году 400 лет со дня рождения Нащокина, он родился в 1605 году, в Опочке. Достаточно молодым переехал в Псков, здесь женился и жил, отсюда переходил на государственную службу. В Пскове был назначен воеводой, потом был переведен главой Посольского приказа в Москву, это что-то вроде министра иностранных дел. В кратчайшие сроки он стал Канцлером, хранителем большой печати при Царе Алексее Михайловиче, т.е. вторым человеком в государстве. Особенно прославился Нащокин на дипломатическом поприще, западные дипломаты называли его «русским Ришелье». Это ему мы обязаны тем, что левобережная часть Украины отошла к России, как ее историческая территория.
Ордин-Нащокин в некотором роде организовывал отечественное производство: стеклодувное, железоделательное, бумагоделательное, кожевенное - ставил производство на промышленную основу. Он создает первую рукописную газету – «дайджест» 40 газет иностранной прессы - «Куранты». Он организует почту, до этого была ямская гоньба, без тарифов, пересыла и т.п. И первая почта пошла из Москвы через Псков на Вильно. Он организовал первые регулярные сады и оранжереи в России: и между Измайловым и Преображенкой при Алексее Михайловиче были сплошные сады и даже виноградники. Он прославился в бытность свою воеводой в Ливонии, где начал строительство русского флота задолго до петровских ботиков, но когда Ливонию отдали-таки шведам, он создал верфь на Оке, где и был построен первый русский корабль «Орел», за 50 лет до петровского ботика. И был построен не ботик-шлюпка, а военный 22–пушечный корабль, а к нему еще несколько кораблей построили. Такого уникального человека в тот момент могла родить только Псковская земля. Псков был своеобразный нервный узел Русской земли на столетия - граница, тесное общение с Западом, массированный культурный обмен, практически поголовная грамотность городского населения. В замшелой, патриархальной и традиционной Москве было бы невозможно пробиться пусть и талантливому, пусть амбициозному, но мелкопоместному дворянину. Он был и купцом успешным, но все доходы от сделок направлял на государевы нужды, его торговые сделки в Ливонии помогали одевать и обувать русское 30-тысячное войско. К нему ничего не липло, и это отмечают современники.
Привет нашему бизнесу.
Но дело в том, что раньше это не предосудительно было. Должность давали «для кормления», за нее не платили. Он заключил уникальное соглашение с армянской торговой кампанией в Персии, которая контролировала всю торговлю Востока, и соперничала с Ост-Индийской компанией. В результате он переориентировал шелковые потоки, которые шли через Турцию и Балканы, на Россию, через Каспий и Волгу, понизив таможенные пошлины и обеспечив другие торговые льготы. И весь шелк в Европу пошел через Россию, а первый российский военный флот, который строился, как пограничная стража шелкового пути, тот же «Орел», был построен на деньги армянской торговой компании. Так сказать, привлек внебюджетные средства. Чем не пример инвестиционной политики?
И у нас никак не увековечена память Афанасия Лаврентьевича Ордина–Нащокина в Пскове? Нет даже улицы его имени?
Абсолютно. Да и большинство псковичей не знают, кто такой Ордин-Нащокин, да и руководство псковское – тоже.
Наверное, поэтому в нашем древнерусском городе мы имеем улицы Коммунальная, Петровская, Юбилейная, Рижский проспект, Яна Фабрициуса?
Нащокин незаслуженно забыт его соотечественниками, земляками. Известный историк Ключевский назвал его предтечей Петра I, потому что большинство реформ, приписываемых Петру I, начал Нащокин: реформы армии, флота. Даже наш трехцветный флаг впервые был поднят на корабле «Орел» и «придуман» Нащокиным. Два псковича удостоены чести быть на памятнике 1000-летию России в Великом Новгороде – св. кн. Довмонт и Афанасий Ордин-Нащокин. Он и похоронен у нас, в Крыпецком монастыре, где и подвизался в последние годы жизни, приняв смиренно постриг.
Это у нас традиционное отношение к своей истории такое: в ней нет героев, есть злодеи и неудачники.
Это нам хотят привить такое отношение, вы ведь так не считаете? Надо же понимать, что Пскову не 60 лет и даже не сто, а тысяча сто, а по археологии и все полторы тысячи. Мы этот факт подчас не осознаем, и улицы называем какими-то сиюминутными именами. А тут 11 веков великих битв и свершений и сотни, проверенных вечностью истинных героев. А сейчас у города своего собственного уникального лица нет.
Улица – у Лица?
Это отдельный вопрос. Если говорить о сегодня, то есть несколько причин для переименований. Первая, чисто гуманитарная – вернуть старое название, сохранить исторический контекст, историческую ценность названия улицы. Топонимику города надо восстановить. Об этом всегда говорилось, эта тема была впервые поднята в 1946 году, когда горисполком обращался к облисполкому с просьбой переименовать некоторые улицы, вернуть им исторические имена, потом в 49-м писал Юрий Павлович Спегальский Открытое письмо к власти, потом в 60–х годах, в 80-90- х годах был вал статей в прессе о переименовании улиц, возвращении им исторических названий - и ничего.
Власть не откликается?
Никак. Более того, ситуация усугубляется. Есть еще причина: как индустриальный центр в ближайшее время Псков не восстановится, и нечего на это рассчитывать: демографическая проблема, отсутствие кадров, потеря технологий. Эта проблема важнее, чем отсутствие денег, даже если бы были деньги, станки купили бы, а работать некому. У Пскова остался один шанс: туристический, торгово-сервисный. Такое уже было в нашей истории. Сейчас в городе понастроены явно избыточные торговые площади, где продавцов больше, чем покупателей. И все это рассчитано не на псковичей, а на то, что приедут туристы и привезут деньги. А туристам магазины не нужны. Они пойдут смотреть город, а там улица Карла Либкнехта, Розы Люксембург, Леона Поземского… А встречают по одежке…Но, если улица Леона Поземского станет опять Званницей, как была, и можно будет сказать туристам, что ей больше тысячи лет, и по ней еще Александр Невский возвращался с Ледового побоища, что она упоминается в летописи в ХV веке и т.д. - другая картина города получается, и для нас, для псковичей, прежде всего. И еще момент особенный: сейчас есть краеведы, которые выступают против возвращения названий улиц по храмам, как это было раньше. Воспринимают такое возвращение как наступление клерикалов, но это же есть историческая особенность Пскова. Такая особенность была только в двух вечевых городах Руси – Новгороде и Пскове. Но у Новгорода такого количества храмов не сохранилось, и организовывалась там городская жизнь по профессиональному принципу – кончанские вече были корпоративными, а у нас в Пскове – территориальные, уличанские. С центрами – в храме. При храмах псковичи решали вопросы жизни своей улицы, своего уличанского общества, на уличанском (кончанском) вече.
То есть в Пскове улица не просто улица, а за ней целая история, она ее сохраняет, она с нею связана неразрывно, если ее не переименовали?
Безусловно. Если в других городах улица только транспортная магистраль и больше ничего, а у нас - это действительно история. Например, улица бывшая Великая, ныне Советская, а когда–то Великоулоцкое сто, потом она стала Великолуцкая, а не Великолукская, как ее пишут. Сохраняя топонимику, мы сохраняем структуру древнего города, схему развития, систему управления. Сохраняем традицию.
А у нас история Пскова, похоже, судя по названиям улиц, начинается с 1917 года и Гражданской войны.
Да. Карамзин еще писал о Ливонской войне: Шуйский спас Псков, а Псков спас Россию, Почему бы не назвать улицу Петровскую улицей князя Ивана Петровича Шуйского? Так нет, наши краеведы хотят назвать так улицу Карла Либкнехта, а та называлась в древнем Пскове Покровская. И начиналась от Покровской башни. Самой мощной башни Европы, она так и построена была в том месте крепости, куда выходила дорога с Запада, сюда и пришел Стефан Баторий, в это место. А улица и башня названы по храму Покрова Богородицы. Это же неразрывный мемориальный комплекс.
Что Вы предлагаете, Борис Иванович?
Должна быть концепция, идея, которая определяла бы законодательный стандарт. В частности, в центре города никаких личностных имен и фамилий. Здесь нельзя заниматься самодеятельностью, и какая бы фамилия нам не казалась бы выдающейся сегодня, не факт, что завтра ее будут помнить. Надо возвращать старые названия, не доводя до маразма, и находить компромисс. Наверное, Октябрьский проспект не надо сегодня переименовывать. Он часто менял названия в зависимости от эпох: был Трупеховским, Сергиевским, Кахановским, Пролетарским, был даже Гитлерштрассе, теперь –Октябрьский. Мы говорим, надо непременно убрать «гражданскую войну» с улиц города. И понимаем, что это возможно, только руководствуясь компромиссом. Та же Советская улица для многих понятнее, советское время для многих из нас - лучшее время, время выдающихся достижений, но можно повесить таблички со старыми названиями. Это такая проблема переименования, которую нужно решать сообща, советом общественности. Где-то переименовывать, где-то вешать дополнительные таблички. Например, улица Калинина – бывшая Успенская (есть храм), Герцена - Богоявленская (есть храм) и т.д.
Это большая работа.
И очень серьезная. Кстати, я разговаривал со многими коммунистами, которые совсем не возражают, чтобы улица Яна Фабрициуса, замешанного в карательных акциях против русского народа, была переименована в улицу всеми уважаемого человека, коммуниста маршала Жукова. Там, кстати, раньше были военные лагеря и полигоны еще до Первой мировой войны. Она бы и начиналась с площади Победы. Что очень естественно. В отличие от нынешнего издевательского ее названия – Яна Фабрициуса. Кто не согласен? Надо вообще убрать гражданскую войну с улиц Пскова. Что такое «Герой Гражданской войны»? В братоубийственной войне не может быть героев. Убрать название улицы Перовской – террористки, повешенной за убийство царя и других невинных граждан, а в либеральной России казнили только в крайних случаях. Или улица имени убийцы царской семьи, он отдавал приказ об этом, Якова Свердлова? А мы на этих улицах живем. К сожалению, мы уже и не понимаем, что живем на улицах в честь убийц. Любопытно, что переименовали старые названия улиц в ноябре 1923 года, за один раз более пятидесяти улиц, почти все, переименованы большевиками экстремистами. Появились улицы Троцкого, Зиновьева, Карла Маркса, Розы Люксембург и т.п.
А как быть с новыми улицами и их названиями, это у нас плохо получается, кто их придумывает? Тоже нет никакого стандарта.
Да уж, есть Западная, Печерская, но нет улиц Римского-Корсакова, автора «Псковитянки» и Мусоргского, автора «Хованщины», оба творили на Псковщине. Да и выбор других названий оригинальностью не блещет, и главное – мысли не видно. Есть люди, которые не хотят по политическим или другим соображениям возвращать храмовые названия улицам. Это, скорее, атеистические убеждения, или троцкистские, если мы оставляем имена Розы и Карла в Пскове. Есть комиссия в городе по переименованиям улиц. Они себе поставили такое ограничение - переименовывать не более двух улиц в год, но уже семь лет – даже этих планов не выполняют - никаких переименований. Я не нашел и никаких следов протоколов этой деятельности в городском комитете культуры. Официального справочника улиц как учтенного, юридически значимого документа в городе НЕТ. Кто-то говорит, что дорого переименовывать. Мы говорим - надо считать. Цифры затрат, которые приводит городская администрация, они завышены минимум в десять раз. Интересно, когда в 1923 году сразу более 50 улиц переименовали, намного богаче были, или лучше понимали сакральный смысл имени?
Может, псковичи скинутся?
Кто-то скинется, а кто-то и нет. А вот торговля и турфирмы просто обязаны скинуться. Но это ведь в бюджет тоже можно что-то заложить, это не так много. А между тем, мы хорошо знаем, как важно имя.
Как пароход назовешь, так он и поплывет. Имя - это определение, определение судьбы человека, улицы, города.
Да. Один мой знакомый сказал мне, что знал бы, что ходил в школу не по улице Горького, а по Княжевладимирской, может быть, в другой вуз бы пошел. Хотел идти на исторический, а пошел в технический. Княжевладимирская - это с детства в сознание, в душу входит, и живет ребенок в исторической среде, и князь Владимир для него – свой. Тем более, русский язык – сакральный язык. Русские - это не просто нация как кто – думает, это духовная общность, народ, объединенный вокруг православия и русской культуры. Не по крови, а по духу. Русские - это Третий Рим, духовный мир, не все понимают это. И если в древнерусском городе Пскове не сохраняются древние храмовые названия улиц, значит, мы уже и не русский город. Ведь народ собирался вокруг храма, вся общественная и духовная жизнь шла рядом с храмом и в храме. Поэтому и названия наши сакральны. А имена Либкнехта и Розы Люксембург? Они даже не выговариваются.
Да, вот такой туризм получается с Коммунальной улицей.
Туристам в нашем городе скоро делать будет нечего. Вы его провезете, этого туриста, и что покажете? Магазины? Здания 19 века, губернского периода есть лучше и больше в других городах России. Эксклюзивным богатством Пскова является наше Средневековье. Но нынешнего туриста не интересуют инженерно-строительные подробности, ему нужны исторические эмоции, погружение в среду, впечатления, потрясения от русской древности. А у нас рядом с церковью Богоявления какой-то голландско–английский новодел. У Гремячей башни понастроили современные уродливые коттеджи.
Мы просто уничтожаем русский пейзаж города Пскова.
Совершенно верно. Проблемы эти все от того, что нет культуры, но также нет стандартов, нет городских законов. Раньше на Руси были законы, если новое строение закрывало вид на церковь - его сносили. Вы думаете, почему у нас все храмы как на ладони, а они невысокие, потому что умели место выбрать и не застраивали территорию вокруг. Нельзя было. Ныне новые частные дома закрыли многие храмы, закрывают вообще большую территорию старого Пскова. А «Золотая набережная» затеняет уже Кремль.
И наши архитекторы совсем не умеют работать в стилистике гражданской архитектуры Пскова, копируют, и плохо, европейский стандарт, который чужероден Пскову.
Да, нужно делать наши стилизации, архитектурные реконструкции в русском, а не «голландском» стиле. Делать то, что является гордостью древней школы псковского зодчества, делает город уникальным и вызывает интерес иностранных, да и отечественных туристов. Понастроим новоделов в западной стилистике – город будет потерян и для псковичей, и для туристов. Это чужое. Какая у нас главная улица Пскова?
Октябрьский проспект.
Нет, как подчеркнул когда-то глава правительства СССР, побывав в Пскове, Алексей Николаевич Косыгин, главная улица Пскова – река Великая, и наиболее интересен Псков со стороны Великой, и Кремль с реки непревзойден по редкой красоте. А парадный вид Завеличья был сформирован псковичами монастырями: на месте разрушенного строительства Дома пионеров был Симеоновский монастырь, с Железной горки, где плавили железо, Мирожский, Климентьевский, Никольский, Ильинский, Предтеченский и т.д. по берегу.
Такая стена монастырей. Может, поэтому на берегу никакого строительства и не получается, кроме больничного.
Это были доминанты. А уже на них «нанизывалась» гражданская архитектура.
Псков был очень разумно построен, организован. У нас и сейчас самое большое количество церквей в России «на квадратный километр». И монастырей было много маленьких – и это была наша жизнь, жизнь православного человека, труженика, защитника Отечества - все вместе. Надо возвращать исторические названия, надо восстанавливать территориальное самоуправление, надо примирятся с собственной историей и друг с другом. Та же Петровская улица: у нас была историческая Петровская улица, по храму. Сейчас еще есть Петровская башня, Петровская горка возле Псковы, Петровский посад, ныне Плехановский, а сегодняшняя улица Петровская названа в честь большевика Петровского - автора голодомора на Украине.
И у Вас есть какие-то конкретные предложения?
Да. Старую Петровскую - восстановить, а нынешнюю улицу Петровскую назвать именем Князя Ивана Петровича Шуйского, там как раз стояли войска Стефана Батория, которые и разбил князь Шуйский с псковичами. Хотелось бы подходить к переименованию творчески: соизмерять масштаб и важность улицы и масштаб псковского события, в честь которого она названа или называется. Грязный закоулок – улица Невского сейчас – это оскорбительно. А вот если вместо Юбилейной, от моста А. Невского до храма Александра Невского, мимо воинской части имени Александра Невского – проспект Александра Невского, это очень логично. Или Рижский проспект. Вы можете себе представить в Риге большой Псковский проспект? Самая большая историческая личность в Пскове – это св. Ольга, наша небесная княжна, покровительница Пскова. И ее именем должна быть названа и самая большая площадь в Пскове и самый лучший и главный проспект. И тогда представьте себе: Ольгинский (Рижский) проспект, параллельно ему - Мироносицкая (Коммунальная), их пересекает проспект Александра Невского (Юбилейная), дальше пересекают – Княжевладимирская (Горького), князя И.П. Шуйского (Петровская), князя Довмонта (Народная). А вместо Розы Люксембург, как и прежде, Никольская! Это уже Исторический Город, а не просто населенный пункт. А центр Пскова уже сформирован исторически. Он весь мемориален. Здесь надо просто вернуть и поставить под охрану закона исторические названия. Но у нас не понимают нынешних названий и даже элементарные понятия ономастики неведомы: транспортную развязку назвали Площадь десантников, а там нет ни одного дома, необходимого для площади, а вот возле Рижской гостиницы площадь есть, на Четырех углах – есть. Ведь улица это от у-ЛИЦА, и где ж там лицо?
Власти города надо знать его историю и понимать. И крайне необходима законодательная база, чтобы не было частного произвола, и Псков не превратился в безликий населенный пункт с Коммунальными улицами.
А разве нет генерального плана развития города?
Его нет. Нет и концепции развития Пскова. Нет согласованной идеи, концепции развития на длительный период, которая должна предварять генеральный план. Что сохранять прежде, что можно, что нельзя, как развиваться, куда, где парки и зеленые зоны? Новая застройка не регулируема. Особенно частная. Вот построили на Рижском проспекте рынок – свиноферму.
Его называют также «конюшней».
Да уж, но этот позор еще можно разобрать. А вот когда капитально, на десятилетия, застраиваются территории старого Пскова и нарушают архитектурную систему города, сформировавшийся веками исторический пейзаж – это просто меняет совершенно облик древнего русского города. Это уже преступление не только перед ныне живущими псковичами, но перед потомками.
Борис Иванович, завершая разговор, вернемся опять к идее примирения. Как Вы собираетесь ее реализовывать?
Проблема пока, в том, что как пел Высоцкий, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Нужно массовое общественное движение, нужно постоянное давление на власть. Я приходил со своими предложениями к власти, но у нас отдельного человека не слушают и не слышат. Меня пока поддерживает депутат городской Думы Иван Цецерский, который обещал помочь устроить депутатские публичные слушания по этой проблеме. Будем обсуждать все идеи, и я об этом говорил и с коммунистами, и со многими и разными людьми, прихожанами наших храмов, причем, не только о переименовании улицы Фабрициуса в улицу маршала Жукова, но и, например, о перспективе переноса памятника Ленина. Его все равно когда–нибудь будут убирать, и лучше это сделать культурно, в духе национального примирения. Например, торжественно перенести памятник на Запсковье на пересечение улиц Энтузиастов и Труда. Там большая и красивая площадь, которой можно передать имя Ленина. Это новый район, советского периода. Устроить там псковский Гайд-парк, где коммунисты могут проводить свои манифестации, общаться с народом, а там его немало. Улицу Ленина переименовывать не надо, это наша новейшая история, и как бы кому-то не хотелось, ее уже не перепишешь. А вот на месте фундамента памятника вождю я бы поставил маленькую яркую красивую с золотыми куполами церквушку святой и равноапостольной великой княгине Ольге, Ольге Великомудрой. Такую женскую церквушку, очень яркую и нарядную, и пусть бы студентки бегали ставить свечи перед экзаменами. И площадь назвал бы - как мечтают многие псковичи - Ольгинская.
Красивая идея. Одна такая у нас уже реализована: на вокзале поставлена часовня Воскресения Христова, в память об убиенных царственных мучениках.
Есть еще великая мечта: поставить храм Бориса и Глеба. Князей, которые были убиты своим братом Святополком (Окаянным), но не стали бороться за власть. Предпочли гибель братоубийственной борьбе. Храм надо ставить на Петровской горке, в память всем жертвам братоубийственной Гражданской войны. Там так и площадь называлась – Площадь Жертв революции, бывшая Сенная, на ней много крови было пролито. И святой Патриарх Тихон осудил обе стороны в гражданской войне… А Музей примирения и Гражданской войны, которая началась еще в 1905 году, когда мы впервые стали стрелять друг в друга, там же рядом надо ставить. Гражданская война еще не закончилась. Она еще идет в душах, в борьбе за сохранение имен палачей на карте города. Но есть и отрадные сдвиги - в ближайшее время Святейший Патриарх Алексий П, возможно, подпишет каноническое соглашение с Зарубежной Русской Церковью. И обе ветви русской православной церкви, наконец, воссоединятся. Это, возможно, залечит раскол в душах.
Если мы поставим церковь в память святых Бориса и Глеба, заключим каноническое соглашение, то мы примиримся друг с другом, Вы думаете?
Пусть не окончательно, но мы пожмем друг другу руки, и брат обнимет брата. И это будет не простой акт примирения, это закрывается целая эпоха духовного раскола. А новые поколения будут приходить в музей и с детства усвоят, что гражданская война самый худший, страшный и неэффективный путь решения социальных проблем. Ведь надо понимать, что в гражданской войне всегда выигрывает третья сторона. Ну, а создавать мемориал Примирения можно начать с музея В.Ленина «Искры». Там, где начали раздувать искры пожара Гражданской войны. Там, как по заказу, и древний храм уже есть великомученицы Варвары. У нас ведь на Псковской земле все мистически сошлось как в нервном узле Российской Истории: великая княгиня Ольга, Креститель Владимир, Александр Невский, Иван Шуйский, Ордин-Нащокин, Петр I, отречение Царя, Патриарх Тихон, Белая Гвардия, Красная Армия…
История всей России в одной русской земле представлена полностью.
Когда я приходил к городской власти со своими идеями и предложениями, я тогда еще не знал, что улицу Юбилейную еще десять лет назад уже предлагали переименовать в улицу Александра Невского. Я тоже об этом говорил. И меня спросили: А кто Вы такой?
А кто Вы такой, Борис Иванович?
Я - пскович.
Записала Анна Скоробогатова,
Для ПАИ.
Замечательное интервью. И очень актуальное. К вопросу о примирении хорошо сказал наш современный великий поэт Ю.П.Кузнецов, о котором по невежеству и беспамятству мало кто из русских знает:
Сияет образ Пригвожденного.
Кивает каждое окно.
Пройдя по улице Буденного,
Я вышел к улице Махно.
Все узнаются, улыбаются,
И воздух свеж, как после гроз.
Как прежде, братья обнимаются
И не стыдятся новых слез.
Враги погинули постылые,
И мрак беспамятства исчез…
Откуда вы явились, милые,
Из-под земли или с небес!
Но, к сожалению, враги постылые не только не погинули, но и захватили власть. И они намерены продолжать, как и на Западе контркультурную революцию, т.е. всячески разрушать традицию и историческую память народов, воспитывать развратников. Поэтому борьба за культурное наследие – это передовая.
Сечас улицы переименуем и заживём... А за чей счет будем переименовывать? Правильно за счет налогоплательщиков. Я конечно понимаю, что тем кто бабло на этом поднимет, вообще не важно чьи деньги потырить... Ленина распилить и здать в цветмет, гранит на памятники населению. Кстати Ленин как-раз на оградки пойдёт. Это я к тому что самое время поменять названия! Для нас это сейчас \"аrхиважная\"((с)В.И.Ульянов) задача!
Ничего ты не понял, и твоя отрицательная реакции не означает твоей быстроты ума.дело не в переименовании просто, а в идее. Назовут тебя, допустим, \"ага\" - и кто ты будешь после этого? Вот так -то, агы -агы.
Ты перечитай своё сообщение? Сам-то понял что написал?
Не надо петь этих патриотических песен про то что Роза Люксембург кому-то мешает, вон в автобусах бывает её водители называют \"розы люксембурга\" - вобщем даже красиво ;-).
Почитаешь такую статью оказывается у нас уже всё хорошо - нам осталось улицы только переименовать! И пенсионеры перестануть собирать посуду и картон по помойкам, учителя станут получать в 10 раз больше, а не в 2 раза к 2008 году как обещал министр образования (для справки счас ставка учителя меньше 2т.р.). Нам нужно только переименовать улицы!
Знаем мы откуда ветер дует. Не те ли это люди которые агитируют за сохранение трущоб в исторической части города? Откатов не всем хватило? Надо на изменении названий бабок срубить...
Начал читать с изрядной долей скепсиса, подозревая Бориса Ивановича в квасном патриотизме (потому как засветился на ПАИ, последнем прибежище \"русофилов\"), но под конец проникся...
P.S. Только тогда и Брохмана с его Позолоченой Набережной нечего пиарить...
Нихтферштейнкин Начал читать с изрядной долей скепсиса, подозревая Бориса Ивановича в квасном патриотизме (потому как засветился на ПАИ, последнем прибежище \"русофилов\"), но под конец проникся...
P.S. Только тогда и Брохмана с его Позолоченой Набережной нечего пиарить...
подозреваю, на ПАИ всем есть место. Это такой информационный ковчег: каждой твари по паре. Вот и разбирайтесь: кто есть кто. А Борис Иванович просто хороший пареньв сравнении с остальными скучными и мелкими фигурантами политической и другой хозяйственной жизни города и области. Уд чего - чего а квасным патриотизмом в нашем городе и не пахнет, у нас пахнет гнилым бизнесом и финской тупой психологией.А про патриотизм забудьте - в нашем народе нынешнем он и не ночевал. Никакой.Каждый сражается за свой личный кусок у корыта.
Интервью в тему. Сам посыл очень правильный. можно спорить по деталям. Золотая набережная имеет недостатки, но альтернатива - не что-то прекрасное, а развалины и пустырь. Помимо желаний приходится учитывать обстоятельства. Но проблема-то Пскова в том, что и чего желать-то не знают. Очень нужна дискуссия по развитию города. Каждая более-менее обоснованная точка зрения полезна. Когда софрмируется общественное мнение - будут и результаты.
В интерью есть неточности: первое обращение псковского горисполкома в облисполком о возвращении старых наименований улицам Карла Маркса,Карла Либкнехта, Свердлова, Розы Люксембург и ряду других было аж 21 декабря 1944 года, то есть вскоре после освобождения Пскова от фашистов. А Открытое письмо Юрия Спегальского на эту тему было от 3 апреля 1945 года, то есть ровно 60 лет назад псковичи опять потерпели поражение в борьбе за свою историю...
Надо быть тщательнее при обращении к документам.
Полагаю, интервью Бориса Щичко - одно из самых компетентных и аргументированных высказываний не на \"агхи-\", а на именно архиважную тему, какой бы второстепенной (или ничтожно-степенной) она ни казалась на первый, не вдумчивый взгляд (особенно тех, кому \"Псков - помойка\"). Речь идет прежде всего о духовных ориентирах: где жить, на улице имени святого земли Русской Сергия Радонежского,или имени кровожаднейшей из революций Октябрьском проспекте; на улице святых Жен Мироносиц, или Коммунальной; поклоняться Христу и чтить святой образ Его, или поклоняться Антихристу Ленину и его антииконе-памятнику в центре города. Кикие у нас идеалы - такие и мы. Переименовывать все равно придется, не нам - так детям, внукам нашим. Жаль, формат форума не позволяет высказаться как следует.
ВИК. Полагаю, интервью Бориса Щичко - одно из самых компетентных и аргументированных высказываний не на \"агхи-\", а на именно архиважную тему, какой бы второстепенной (или ничтожно-степенной) она ни казалась на первый, не вдумчивый взгляд (особенно тех, кому \"Псков - помойка\"). Речь идет прежде всего о духовных ориентирах: где жить, на улице имени святого земли Русской Сергия Радонежского,или имени кровожаднейшей из революций Октябрьском проспекте; на улице святых Жен Мироносиц, или Коммунальной; поклоняться Христу и чтить святой образ Его, или поклоняться Антихристу Ленину и его антииконе-памятнику в центре города. Кикие у нас идеалы - такие и мы. Переименовывать все равно придется, не нам - так детям, внукам нашим. Жаль, формат форума не позволяет высказаться как следует.
Полагаю, интервью Бориса Щичко - одно из самых компетентных и аргументированных высказываний не на \"агхи-\", а на именно архиважную тему, какой бы второстепенной (или ничтожно-степенной) она ни казалась на первый, не вдумчивый взгляд (особенно тех, кому \"Псков - помойка\"). Речь идет прежде всего о духовных ориентирах: где жить, на улице имени святого земли Русской Сергия Радонежского,или имени кровожаднейшей из революций Октябрьском проспекте; на улице святых Жен Мироносиц, или Коммунальной; поклоняться Христу и чтить святой образ Его, или поклоняться Антихристу Ленину и его антииконе-памятнику в центре города. Кикие у нас идеалы - такие и мы. Переименовывать все равно придется, не нам - так детям, внукам нашим. Жаль, формат форума не позволяет высказаться как следует.
И интервью интересное и дело нужное. Родства не помнит только нежить. Нигде в мире нет такого принебрежения собственной историей.А что до затрат, то любая фирмочка, спекулирующая воздухом, тратит больше на корпоративные вечеринки, чем нужно на таблички. Да и дело не в табличках. Нужна реанимация пямяти. Мы еще никак не выйдем из исторической комы после всяких катастроф. а реанимация - дело долгое и осторожное. Но без нее мы так и останемся историческими уродами - территорией а не страной.Городов с тысячелетней историей в мире - по пальцам пересчитать, везде пылинки сдувают с древностей. Везде, только не у нас. Позорище. \"Сначала еда, потом культура...\" - было, проходили...
Не так всё просто. Вот Михайлов построил Царскую часовню, заметьте Хоронен, в отличие от своего обыкновения, держался в стороне. Потому что коммунисты были недовольны. Что и выразили на выборах.
Да, и не воспользовались возможностью Ленина унести с глаз долой. А за часовню спасибо. О Хоронене говорить вообще бесполезно, пацан ухватился за должность и выговаривает набор слов, необходимых для населения. Особенно пенсионерии. Они ведь голосуют,заказывают музыку, а жить молодым. Жить молодым негде, потому, что они уже не понимают, в какой ситуации оказались.И основное для них убогие радости вроде Супера и Ягуара. Поробуйте, попросите молодых поубирать вокруг памятника, помочь памятник восстановить, впрочемЮ, никто и не просит, и не организует. А людей нужно организовывать. Но и правда \"буйных мало, вожаков нет\".Есть тоскливый стандарт жизни: поесть, попить, повесилится, но почему так грустно?
Хорошо сказал про Хоронена(так он же финн ...!?)
Да уж , за город (современный) перед гостями стыдно бывает.
Кремль стоит как символ былого могущества древнего города , а вокруг убогие \"творения\" цивилизации. Неужели была такая необходимость строить заводы и перерабатывающие комплексы в центре города ,на таких живописных берегах Великой ?
Несет ли имя субъекта (объекта) какой иной, дополнительный смысл кроме обозначения (идентификации) носителя имени, с целью выделения его среди других? Почему у всех народов было такое трепетное отношение к имени. Были публичные, семейные (родовые) и тайные имена. При крещении язычников христианская Церковь дает им новые, христианские имена. При прощании с миром и пострижении в монахи, то есть началом новой духовной жизни, монах получает новое имя. То же происходит при принятии схимы. Новое имя получил и вновь избранный папа римский. Также определенный сакральный смысл несет и имя города или улицы. И прежде всего это связь с историей, с предками, с духовными ценностями рода. Интересно, что захватчики всегда стремятся переименовать улицы захваченных городов. Взяв власть в 1917 году, большевики первым делом переименовали Княжевладимировскую, (как не удивительно, но в Предтеченскую, гонения на Церковь еще впереди). Немцы, захватив Псков в 1918 году и рассчитывая остаться надолго, переименовали центральные улицы города на немецкий лад. После ухода немцев в разгар гражданской войны Псков много раз переходил из рук в руки. Город был даже оккупирован эстонцами (интересно, в каком качестве эти агрессоры захватывали древний русский город, и собирается ли Эстония за эту агрессию извиняться?). К 1923 году власть в стране казалось прочно перешла в руки большевиков-интернационалистов, целью которых была мировая революция, а Россия отводилась роль источника ресурсов и пушечного мяса. И 14 ноября 1923 года были переименованы в честь победителей все центральные улицы древнего города, появились улицы К. Маркса, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Троцкого, Зиновьева и других. После победы Сталина во внутрипартийной борьбе и перехода власти к коммунистам-державникам, считавшими возможным победу социализма в отдельно взятой, крестьянской стране (что являлось тяжким ревизионизмом по отношению к классическому марксизму), некоторые, наиболее одиозные имена, с карты города были убраны. Но III Интернационал был еще в силе… Захватив Псков еще в начале июля 1941 года, немцы сразу переименовали центральные улицы города, дав центральной улице города наименование Гитлерштрассе. Немцы, как они считали, пришли навсегда, и им нужна была родная, немецкая топонимика. Для России это была война на выживание, за право остаться Россией, страной русских народов. Во время Великой Отечественной войны страна болезненно возвращается к историческим корням. Открываются церкви, восстанавливаются исторические ордена и прославляются великие русские полководцы прошлого, возвращены офицерские звания и погоны. А в 1943 году Сталин распускает III Интернационал и разрешает восстановление Патриаршества. Армия из Красной (классовой) становится Советской (общегосударственной). Из войны страна выходила уже новой Великой Россией, многонациональной по составу, но глубоко русской по духу… Видимо, под воздействием эйфории скорой победы и глубоко разочаровавшись в европейском интернационализме, вскоре после освобождения Пскова, восстанавливая русские названия улиц, уже в сентябре 1944 года Псковский горисполком обращается в Облисполком с просьбой разрешить восстановить исторические названия части улиц города, в основном с иноземными фамилиями. Но позиции троцкистов во власти еще были сильны, а после прихода к власти Хрущева, опять начался экспорт революций, и вновь начались жестокие гонения на православную Церковь. И до начала 90-х годов основное количество обращений о переименовании носило этнографический характер. В условиях воинствующего атеизма даже ставить вопрос о возвращении исторических наименований улиц по Храмам, о духе Святой Руси в древнем Пскове, было невозможно. Но почему и сегодня, через 88 лет после оккупации России III Интернационалом, мы живем на улицах, названных именами оккупантов в черный для Пскова день 14 ноября 1923 года? Ведь даже сам Интернационал распущен в 1943 году. Или жив еще IV Интернационал и мы до сих пор еще оккупированы? Станет ли Псков, наконец, русским городом?
Станет, если население Пскова будет действительно русским и православным, а не интернациональным. И это становление может быть ускорено восстановлением старой топонимики. Но при Хоронене это начнется вряд ли.
Классное интервью. И дядка хороший и идея приятная. Как начал он перечисялть названия улиц в районе нынешнего Рижского, так сразу как-то на душе светлее стало.
Псков очень старинный город. который имеет такую богатую историю. нужно приложить все силы и добиться возвращения законных назвавний улиц.
Люди! Кроме туризма в наш город ехать незачем.
Подумайте! Потомки будут благодарны.
А Хоронен! Он не будет вечным мэром нашего красивейшего города. Придут когда нибуть и новые Ордин-Нащекины.
Начал читать с изрядной долей скепсиса, подозревая Бориса Ивановича в квасном патриотизме (потому как засветился на ПАИ, последнем прибежище \"русофилов\"), но под конец проникся... P.S. Только тогда и Брохмана с его Позолоченой Набережной нечего пиарить...
Полагаю, интервью Бориса Щичко - одно из самых компетентных и аргументированных высказываний не на \"агхи-\", а на именно архиважную тему, какой бы второстепенной (или ничтожно-степенной) она ни казалась на первый, не вдумчивый взгляд (особенно тех, кому \"Псков - помойка\"). Речь идет прежде всего о духовных ориентирах: где жить, на улице имени святого земли Русской Сергия Радонежского,или имени кровожаднейшей из революций Октябрьском проспекте; на улице святых Жен Мироносиц, или Коммунальной; поклоняться Христу и чтить святой образ Его, или поклоняться Антихристу Ленину и его антииконе-памятнику в центре города. Кикие у нас идеалы - такие и мы. Переименовывать все равно придется, не нам - так детям, внукам нашим. Жаль, формат форума не позволяет высказаться как следует.