0
 

В.Пинхасик: "МРСК Северо-Запада" - действенный рычаг подъема экономики региона

23 декабря 2004 года ОАО "Межрегиональная сетевая компания Северо-Запада" была зарегистрирована в Санкт-Петербурге. О том,  какие задачи предстоит решать менеджменту новой компании, появившейся в ходе реформирования энергетики, мы беседуем с генеральным директором Вениамином Шмуиловичем Пинхасиком. Вениамин Шмуилович, Вы отработали в "Псковэнерго" более 40 лет. Сегодня возглавляете ОАО "МРСК Северо-Запада". Что можете сказать о  целесообразности долгого эксперимента по привязке энергокомпаний к регионам, он себя оправдал? - Всему свое время. Сегодня Россия - это другая страна, где экономику  во многом определяют рыночные механизмы. И в связи с этим принципиально меняется идеология энергетики. Если раньше мы работали в условиях  глубоко интегрированных компаний, то сегодня энергокомпании четко разделяются по видам деятельности. В энергетике появляются конкурентный и регулируемый секторы. Это мировая практика, которая положена в основу реформ российской энергетики. Эффект от такого разделения совершенно очевиден. Цена электроэнергии за счет появления свободного сектора реально снижается. В регулируемом секторе, куда попадают сетевые компании, цену на транспорт  электроэнергии будет определять государство. И это тоже мировая практика. Если государство остается крупным акционером МРСК, то оно напрямую заинтересовано  в том, чтобы получать прибыль. А как этого достичь, если в большинстве областей Северо-Запада сетевые компании финансируются по остаточному принципу и средств с трудом хватает для обеспечения надежного электроснабжения. Как менеджмент компании намерен решать эту проблему? - Решение  заложено в концепции реформы, инициированной командой Анатолия Чубайса. Для сетевых компаний наиболее эффективным инструментом  является создание межрегиональных сетевых компаний, являющихся 100% дочерними обществами РАО «ЕЭС России». Сегодня  их  четыре, одна - на Северо-Западе России. Конфигурацию МРСК утвердил  совет директоров холдинга в апреле 2004 года. Она основана  на принципах максимального укрупнения компаний для обеспечения достаточной величины активов и высокой ликвидности акций МРСК на рынке. Это приведет  к дополнительному повышению их рыночной стоимости. Управлять акциями будет бизнес-единица Сети, сформированная на базе федеральной сетевой компании (ОАО "ФСК  ЕЭС"). Давайте поговорим о надежности электроснабжения и механизмах, которые позволят МРСК решать эту задачу при существующей практике принятия тарифов. Сетевые компании в первую очередь ответственны перед потребителями за надежное электроснабжение. Задача менеджмента МРСК - эффективно  решить эту задачу, реально снижая затраты. Для этого необходимо выработать общую идеологию по вопросам техперевооружения, проведению ремонтов,  инвестиционной политике. Вопросы безопасности персонала, кадровая политика, решение социальных вопросов - все необходимо проводить в едином ключе с учетом особенностей регионов. В условиях, когда произошло разделение АО-энерго по видам бизнеса и созданы крупные сетевые компании, МРСК - не формальная надстройка, а эффективный механизм для перехода на новую идеологию сетевого обслуживания, обеспечивающую надежность электроснабжения и ответственность перед потребителями. Отработав 40 лет в интегрированной компании, я ничего страшного не вижу в том, чтобы сегодня мы начали работать, разделив зоны ответственности. В чем  Вы видите реальное благо разделения? - Исторически сложилось так, что в энергетике больше внимания  всегда уделялось генерации, магистральным сетям, а распредсети были немного в стороне, что  выражалось в их систематическом недофинансировании. Что мы получили в результате? Потребители больше всего страдают из-за низкой надежности cети 0,4-10кВ, которая связана с их старением и практически полным износом. Долгое время мы "латали дыры". Новых сетей и подстанций   раз-два и обчелся, оборудование старое. Реформа принципиально меняет идеологию по отношению с распредсетевому хозяйству, давая возможность специализированной компании наглядно продемонстрировать, что распредсетевые компании - это наиболее ответственное звено в энергетической цепочке, напрямую связанное с конечным потребителем. И уже сейчас эта тенденция начинает преобладать. В этом реальное благо. Вы ожидаете, что такое переосмысление произойдет не только в  энергетике, но  и во взаимоотношениях руководства МРСК с губернаторами? На местах они определяют тарифную политику. А Вы уже  отмечали, что в большинстве регионов Северо-Запада сети в тарифе финансировались практически по остаточному принципу. - Это будет зависеть от того, насколько эффективно мы сами будем отстаивать свои позиции. Положительный опыт территорий в решении этих вопросов будет взят за основу. Надо находить компромиссы с властью в решении вопросов, связанных с энерготарифами. К сожалению, политика в большинстве случаев у нас по-прежнему превалирует над экономикой. Но реальные позитивные шаги в этом направлении уже сделаны. Инициатором стало  РАО «ЕЭС России». Анатолий Чубайс не только предложил, но и добился проведения политики по сдерживанию тарифов на уровне темпов инфляции. Предполагается, что к 2007-му  году уровень энерготарифов будет ниже темпов инфляции. Это очень существенно. Сделан некий коридор, где определены верхние и нижние пределы тарифа. Такое решение приняло Правительство и в связи с этим популистские решения в отдельных регионах несколько нивелируются.  Значит, у руководства МРСК  существуют механизмы, позволяющие  соблюдать баланс интересов и акционеров компании, нацеленных на получение прибыли (та самая  вилка, определенная  Правительством), и потребителей, которые заинтересованы в высокой надежности электроснабжения при минимальных затратах (политика РАО «ЕЭС России» на снижение темпов роста энерготарифов)? - Все было бы так, если бы не матушка Россия с ее масштабами. У нас всегда была и будет самая низкая цена на электроэнергию. Дорого стоит ее доставить до потребителя. Протяженность сетей, в "Псковэнерго", например,  45 тыс. км  - одна из самых высоких на предприятиях энергохолдинга. Не нужно быть великим математиком, чтобы реально представлять, во что обходится поддержание такого сетевого хозяйства на должном уровне надежности с учетом его почти полного износа. Но такое положение дел не во всех областях Северо-Запада. Например, бурно развивающийся Санкт-Петербург и Ленинградская область, Вологда с ее металлургией, Карелия, где развиты лесопереработка, целлюлозно-бумажная промышленность и т.д. Как Вы намерены использовать эти естественные преимущества сетевых компаний, которые войдут  в состав  МРСК Северо-Запада? - Наши предварительные исследования показывают, что затраты на эксплуатацию сетей в каждом регионе Северо-Запада разные, но в то же время  для конечного потребителя они примерно везде одинаковые. Когда в регионах перестанут перекладывать эти затраты на крупных потребителей, цена услуги на транспортировку будет примерно равной. И  с момента ухода от перекрестного субсидирования цена доставки электроэнергии на Северо-Западе будет везде сопоставима. Мы будем активно заниматься этим процессом. Что касается населения, то здесь немного другая ситуация. Да, у нас в стране небогатые люди, но большинство может оплачивать электроэнергию. Среднее потребление на семью в большей части регионов, особенно в сельской местности - ниже 100 кВт.ч в месяц. Даже  если не особенно экономить, то уложиться в 150 кВт.ч тоже не проблема. Это меньше 200 рублей в месяц на семью. Разве это такие уж неподъемные траты? Больше шума, чем сама проблема. Для пенсионеров и малоимущих граждан должна быть адресная дотация. Многие привыкли делать на энерготарифах свой политический имидж. На этот счет у меня очень жесткая позиция. Я полагаю, что те руководители в регионах, которые "играют" на понижение энерготарифов, на самом деле временщики. Их вовсе не интересует, что будет завтра. Энергетика же может динамично развиваться только при сбалансированном, а не одностороннем подходе к решению вопросов, связанных с новым строительством, реконструкцией,  надежностью электросетей и самих энергетиков, и власти. Технические, организационные преимущества межрегиональных сетевых компаний для региона очевидны. И власти на местах, и потребители очень скоро смогут это ощутить.  А куда будут поступать налоги компаний, который войдут в состав МРСК Северо-Запада". Холдинг  зарегистрирован в Санкт-Петербурге. Значит ли это … - Скажу сразу, что никакими документами не предусмотрено, что средства холдинга будут концентрироваться на счетах МРСК, а налоги будут поступать в казну северной столицы. И в мыслях такого нет. Деньги из Пскова не пойдут в Санкт-Петербург, а из Новгорода в Архангельск, например. Другое дело, что мы будем очень жестко управлять  этими денежными потоками, контролируя  их так, чтобы они использовались эффективно. Это не только право руководства межрегиональной компании, но и главная его обязанность. Процесс формирования структуры МРСК "Северо-Запада" еще  не завершен. Процедура разделения прошла пока  в 4-х компаниях региона:  "Псковэнерго",  "Карелэнерго", Новгородэнерго" и "Архэнерго". Когда  ожидаете "новое пополнение" своих рядов? - К 1 октября "распакуются"  "Колэнерго" и "Ленэнерго". Проекты реформирования "Янтарьэнерго" и "Комиэнерго", учитывая специфику этих энергосистем, пока в стадии обсуждения. Какая численность персонала МРСК "Северо-Запада" ожидается после завершения всех организационных мероприятий? - Порядка 14 -15 тысяч человек. Но эта цифра сейчас очень условная. Я уже говорил, чтобы удержать тарифы на уровне темпов инфляции, а затем постепенно снижать их, нам предстоит очень серьезная работа по сокращению издержек. А это отказ от "лишнего жирка", который может быть заложен в тариф. Оптимизация  численности персонала  - одна из существенных составляющих  этого процесса, хотя и не единственная.  Рассматриваете ли Вы принятие регионального  тарифа как задачу, стоящую перед менеджментом МРСК Северо-Запада? - Пока так вопрос не стоит. Более важная задача - добиться того, чтобы для РСК, которые войдут в состав холдинга, были приняты тарифы,  финансирующие сетевые компании не по остаточному принципу, а на основании экономически обоснованных расчетов. И важнее этой работы  сейчас нет. К лету мы должны  представить в региональные тарифные органы свои расчеты. Мы будем добиваться того, чтобы в тарифах не "резали" средства, которые нам удастся сэкономить за счет реализации программы управления издержками. Это не просто отстоять при принятии тарифа, но мы сделаем все, чтобы убедить региональные  комиссии в целесообразности такого решения. За счет этих средств мы сможем построить свою работу, ориентировав ее не на латание дыр, а на развитие сетей, улучшение их надежности. Работать нужно на перспективу и в этом я вижу задачу, которую предстоит решить менеджменту МРСК. Это возможно в тесном взаимодействии  энергетиков,  власти и непосредственно населения. Да и общественность может  позитивно влиять на эти процессы. Через средства массовой информации мы должны четко и отрыто представлять свою позицию. Мы открытая компания и этот принцип  будет положен и в основу деятельности ОАО "МРСК Северо-Запада". По какому принципу Вы будете формировать свою команду? - Деловые качества специалистов, их компетентность и профессионализм - основа формирования команды МРСК Северо-Запада.. Вам многое приходилось строить с нуля, создавать заново. Сколько времени потребуется для того, чтобы МРСК Северо-Запада прочно встала на ноги и стала неотъемлемой частью экономики региона? - Я предполагаю, что для этого потребуется не менее двух лет.   Беседовала Марина Кожевникова.

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...