0

Паломничество в Бари. Часть II

Мы с некоторым опозданием заканчиваем публикацию отца Димитрия Куминова, секретаря Епархиального управления, участника паломничества к Святым мощам Николая Чудотворца в итальянский город Бари. На следующий день ранним утром мы выехали из гостиницы, чтобы вовремя приехать в базилику для совершения Божественной Литургии. Подобная предусмотрительность никогда не бывает излишней. Улицы в городе чрезвычайно узкие, а опаздывать из-за возможных дорожных проблем никому не хотелось. Но вот, наконец, показалась и базилика. Она стоит на берегу моря, за высокими каменными стенами. Издали базилика похожа на мощную неприступную крепость, которой, собственно, и была в норманнский период. С набережной через арку мы прошли на один из четырех окружающих ее внутренних дворов. В старину они были закрытыми, и католическое духовенство предоставляло их торговцам на время ярмарок в майский и декабрьский праздники святителя. Войдя через правый портал внутрь самой базилики, можно увидеть слева у стены деревянную скульптуру Святителя Николая, облаченную в священные одежды. Именно ее летом, в празднование перенесения мощей святителя из Мир Ликийских в Бари, католики вывозят на несколько миль в море. Об историческом событии перенесения есть интересное указание в старинном пергаменте, хранящемся в архиве базилики Святителя Николая. В нем сказано, что в данной процессии в 1087 году участвовало около 70 моряков, из которых 62 – жители города Бари. Присутствие святых мощей должно было привлечь многочисленных паломников, так как Святитель Николай был самым почитаемым святым того времени. После этого статую снова доставляют на берег и торжественно приносят в храм. Впечатляют внутренние размеры базилики, настолько в ней просторно. Двенадцатью гранитными колоннами она разделяется на три нефа, а круглосводчатые арки соединяют эти колонны между собой. Из центрального нефа взгляду открывается великолепный вид на главный алтарь, верхние галереи и живописный плафон, скрывающий стропила потолка. В отдельных местах на полу мы заметили надгробные плиты и украшения из мозаики. За все время существования в базилике были произведены многочисленные реставрационные работы. Только в 1928-1930 годах базилика обрела современный вид, стремящийся воспроизвести ее первоначальный облик. Были устранены все изменения, произведенные позднее XVI века, включая капеллы в стиле барокко и фрески центральной абсиды. Если бы не утрата большей части старинных росписей, сегодня мы могли бы видеть то, чем восхищались жители Бари девять веков назад. Перед началом Божественной Литургии все благоговейно приложились к святым мощам. На проскомидии многие священники поминали своих родных и близких, вынимая частицы из просфор. Протоиерей Георгий Быков с поминальными записками стоял вместе со всеми, и было видно, что его уста безмолвно произносят имена дорогих ему людей. Следует отметить, что наш Владыка Евсевий, перед отъездом псковского духовенства, по-отечески просил каждого помолиться о нем у святых мощей святителя Николая Чудотворца. И, безусловно, все наши паломники молитвенно исполнили эту святую просьбу Его Высокопреосвященства. Божественную Литургию возглавил протоиерей Александр Ганаба. Из псковского духовенства ему сослужили архимандрит Тихон (Секретарев) и протоиерей Георгий Быков. Часть священства исповедовала желающих приобщиться Святых Христовых Таин. Остальные в несколько рядов стояли у цельбоносной гробницы Мирликийского Чудотворца. После малого входа все молящиеся стройно запели дивный тропарь святителя Николая: – Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим. Эти слова легко и радостно изливались из глубины сердца каждого паломника. Каждый из нас чувствовал себя под покровом и защитой Мирликийского Чудотворца, обращаясь к нему с твердой надеждой и упованием. Все наши псковичи приобщились в этот чудесный день Бессмертных и Животворящих Тайн. Это поистине чудесная радость для христианского сердца! После Божественной Литургии протоиерей Александр Ганаба произнес вдохновенную проповедь о житии и чудесах Мирликийского Святителя, высоком призвании каждого из нас и дивной, незабываемой возможности для каждого паломника лично попросить святого Николая о преображении своей жизни. После последнего возгласа настал тот момент, которого богомольцы ждали с особенным нетерпением. Теперь можно было встать на колени, заползти внутрь гробницы и приложиться к тому месту, где под спудом покоятся святые и многоцелебные мощи великого Божьего угодника. Они находятся ниже уровня пола и закрыты со всех сторон каменными блоками. Нам рассказали, что мощи находятся здесь не полностью, но только наиболее крупные кости. Отсутствие остальных костей связано с тем, что при перенесении мощей в Бари в 1087 году местные моряки сильно торопились, опасаясь прихода сарацин. Недостающая же часть святых мощей находится в различных церквях мира, прежде всего в Венеции. Передать чувства, охватившие тебя в этот момент, трудно. Да и как можно передать приобщение к святости, многовековой древности и истории нашего Святого Православия? Это только переживается. После Божественной Литургии, следуя давней традиции и в знак особого почитания святителя, Слиска Любовь Константиновна вместе с Самоделовым Владимиром Геннадьевичем, главой Балашихинского района, передала в дар базилике драгоценную лампаду, которая была помещена перед находящимся в крипте древним образом Святителя Николая. Это вклад сербского царя Стефана Уроша III, сделанный им в 1327 году в знак благодарности за чудесное возвращение зрения. Любовь Константиновна собственноручно затеплила в лампаде огонь, а архимандрит Тихон (Секретарев) помог повесить ее перед древней иконой. К сожалению, нам не удалось побывать в сокровищнице базилики. В ней собраны многочисленные дары святителю Николаю от верующих разных стран мира. Здесь хранятся несколько досок, оставшихся от раки, в которой мощи святителя были привезены из Мир Ликийских в Южную Италию. В сокровищнице много даров из России: в двух просторных витринах выставлены русские иконы и лампады. Особый интерес представляет лампада, подаренная братом царя Александра II Великим князем Константином, посетившим Бари в 1859 году. Из величайших православных святынь, которые особенно дороги сердцу верующего человека, в сокровищнице хранится шип из тернового венца Господа нашего Иисуса Христа. В тот день, когда праздник Благовещения Пресвятой Богородицы совпадает с Великой Пятницей, шип набухает и из него истекает Кровь Спасителя. Рядом – частица мощей апостола Фомы и зуб святой равноапостольной Марии Магдалины. В этой же витрине находятся частички мощей святого мученика Лонгина-сотника, апостола Иакова и священномученика Викентия. Есть в сокровищнице и дары по обету. Один из них – серебряная статуя Святителя Николая с мальчиком Адеодатом (Василием), держащим кубок. Надпись гласит: «Дар от синьора Джузеппе Дануши в благодарность за исцеление мальчика во время эпидемии в 1656 году (сделан его племянницей синьорой Пеппа Фазуло в 1659 году)». В одной из витрин хранятся эмали, короны, епископские посохи, сосуды и блюда. Среди них выделяется эмаль с изображением Святителя, коронующего Роджера II, который завоевал город Бари в 1132 году (в архиве хранится пергамент, подтверждающий это событие). Конечно, это только символ, так как коронация неаполитанских королей происходила не в Бари. В сокровищнице имеется также малахитовый Верхотурский крест, подаренный Итало-российским фондом и освященный на мощах Святителя Николая. На ступенчатом спуске в крипту, справа, за железной решеткой, мы увидели средней толщины колонну, сделанную из красноватого мрамора, являющейся большой святыней. До 1953 года она стояла в другом месте. Но так как паломники стремились отколоть хотя бы маленький кусочек этой святыни и увезти с собой, то пришлось выделить ей отдельное место и обнести прочной оградой. На протяжении нескольких веков она привлекает паломников, которые считают прикосновение к ней чудодейственным. Существует множество преданий с ней связанных, однако, все они восходят к одной легенде, приблизительно, XII века. Согласно этой легенде Святитель Николай совершил поездку в Рим. Здесь, проходя мимо разрушенного дома женщины легкого поведения, он увидел колонну, которую столкнул в Тибр. Чудесным образом колонна прибыла в город Мир. Вернувшись, святитель поместил ее в кафедральном соборе. В 1087 году, когда мощи святого Николая были доставлены в город Бари, моряки увидели в воде мраморную колонну. Люди не знали, как она могла здесь оказаться, и никому не удавалось вытащить ее на берег. Как-то ночью жители города услышали колокольный звон. Они устремились в базилику и увидели, как сам Святитель Николай с двумя ангелами несли мраморную колонну в базилику и установили ее на нынешнем месте. Выйдя на набережную, мы увидели, что на море разыгрался небольшой шторм. Свежий сильный ветер напористо гнал темно-изумрудные волны к берегу. Достигнув камней волнореза, тугие валы с великим шумом разбивались о них, вставая на дыбы и поднимая тучи серебряных брызг. При взгляде сверху набережная города Бари по линии изгиба напоминает крутой монгольский лук. Штормовые волны в этот день прибили к берегу множество осьминогов. Для местных жителей они становятся в такое время легкой добычей для обеденного стола. Их вылавливают, полоскают в небольших корытцах прямо здесь же на набережной. Отец Вячеслав Николаенко захотел рассмотреть все поближе, но был строго предупрежден одним из итальянцев о возможности испачкать брызгами рясу. Следует отметить, что итальянский язык журчит, словно ручей. Подобно другим романским языкам, тональность общего звучания речи выше, чем у нас. Говорят быстро, но, как мне показалось, интонация варьируется в не слишком широком диапазоне, что компенсируется маханием руками. В русско-итальянском разговорнике даже есть описание наиболее характерных жестов. Сильное ощущение от Италии – это плотность и насыщенность жизни. Красочная и пестрая, она кипит с утра до ночи. Причем это не просто слоняющиеся толпы народа, а каждая группа живет своей отдельной жизнью. Города Италии, как правило, были основаны много лет назад и плавно развивались вместе со страной. Обычно в городе есть главный собор и старый город, в котором много узеньких кривых интригующих улочек. Есть такие, где даже один человек проходит с трудом. А если проходит без труда, то это значит, что по ней уже гоняют мотоциклисты. Мотоцикл – местный вид транспорта, и не обязательно молодежный. После возвращения и обеда в отеле, желающим было предложено вновь поехать в Бари и самостоятельно побродить по его улицам. Большинству из нашей псковской группы это показалось излишним, поэтому некоторые остались в отеле. Небольшой группой мы решили осмотреть территорию отеля. Для начала мы спустились к морю и некоторое время провели на берегу, наблюдая за могучими ударами волн. Сильный ветер разбивал их о скалистый берег, и они стремились замочить наши ноги. Песчаный цвет морской воды говорил о шторме, однако для некоторых из нас это не стало помехой. Борьба с морской стихией была недолгой, и единственный доброволец вскоре уже поспешил облачиться в свою одежду. Территория отеля оказалась очень обширной. Мы нашли три открытых бассейна, причудливое здание аптеки, футбольное поле, детский городок, автомобильные стоянки, амфитеатр, оливковые сады и многое другое, чем обычно завлекают туристов. Стало темнеть, как кем-то вслух было высказано предложение угоститься итальянским кофе. Подобная инициатива не встретила никакого возражения, и пять псковских священников бодро устремились в кофейню отеля. Сами итальянцы кофе в соответствующих заведениях пьют стоя. Мы же благодушно заняли целый столик, уютно усевшись на диванах. В выборе кофе есть своя специфика. Здесь просто «кофе» – это то, что у нас называется «эспрессо», то есть совсем чуть-чуть очень крепкого кофе в маленькой чашечке с толстыми стенками. Кроме эспрессо часто пьют капучино, шоколад и «спремуту» – свежевыжатый апельсиновый сок. Для себя мы взяли то, что не пугало слух непривычными созвучиями. Сам же инициатор знакомства с местным кофе попробовал целых три разновидности и остался доволен… На следующее утро, в день отъезда, мы направились в храм-подворье нашей Русской Православной Церкви в Бари. Это гигантский комплекс, построенный с истинно русским размахом. В него входит, кроме самого храма, еще гостиница для паломников, которая пока принадлежит итальянцам. На первом этаже располагаются владения Русской зарубежной церкви, а храм нашей Московской Патриархии находится на втором. Эта русская миссия в Бари была построена в конце XIX-начале XX века по проекту архитектора Щусева. Сама задумка создать Русскую миссию в Бари принадлежала царю-страстотерпцу Николаю II. А ведение строительных работ было поручено князю Жевахову, члену тогдашнего Священного Синода. Это стало делом жизни князя, здесь он и был похоронен. В большом двухэтажном доме миссии была гостиница на сто человек, больница, трапезная, библиотека. Было продумано все до мелочей: паровое отопление, баня, автономное водоснабжение, лифты. Но в тридцатые годы двадцатого века весь участок миссии был продан за бесценок городским властям Бари. Только в 1998 году храм святителя Николая и некоторые помещения были переданы Московскому Патриархату. Три дня, проведенные в Италии, промелькнули как одна секунда, и вот мы снова в аэропорту, чтобы отправиться в родную Россию. В день отъезда ярко сияло солнце и небо было ясное, бирюзовое. Вскоре наш самолет оторвался от взлетной полосы и стал набирать высоту. Очертания зданий, морские корабли удаляясь, стали редеть, таять и постепенно исчезли совсем. Мы уносили в своем сердце самое главное – небесную любовь Мирликийского святителя. Ту любовь, которая может согреть не только охладевшие сердца, но и грешную душу восставить от сна греховной жизни. Именно эта божественная любовь делает каждого человека счастливым. И мы, действительно, были счастливы… Священник Димитрий Куминов

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...