12
 

Лернейская гидра террора. Частный взгляд на общую проблему

Терроризм пришел в новую российскую действительность в нагрузку к "свободе" и новому образу жизни? Или пробудился, долго сдерживаемый силой сгинувшей прежней власти? Откуда он взялся, что такое - террор? Анализировать подобное явление, его причины и изменения непросто. Попытаюсь сделать лишь несколько очевидных, на мой взгляд, исторических выкладок. Но прежде обратимся к этимологии. Корни слова Террор французские - "la Terreur", обозначают период "господства ужаса во Франции" с мая 1793 по 27 июля 1794, когда якобинцы бесчисленными казнями надеялись удержать в своих руках власть. С этого момента Террор обрел значение политической системы, которая достигает своих целей путем казней, карательных экспедиций, кровавых расправ, расстрелов без суда, сжигания селений, конфискации, убийств, метания бомб, экспроприаций и прочее. Итак, терроризм - сдерживание или перераспределение власти, мягко говоря, не гуманными средствами, а террор - политическая система. То есть, на определенном участке, не гуманными средствами террористы шокируют, дискредитируют, разрушают имеющуюся политическую систему и берут власть в свои руки. Не дважды два, но, надеюсь, понятно. Теперь постараюсь объяснить эволюцию терроризма на примере истории отдельного государства. Авторитет правителя в России, олицетворяющего политическую систему, был непререкаем. Всяк взошедший на трон был помазанник Божий. И хотя в смутные времена межвластия народ роптал, бунтовал и приводил на русский трон самозванцев, в остальное время молился за здоровье батюшки царя. До определенного периода. Если взглянуть внимательней на декабрьское восстание 1825 года, то можно считать его одним из первых примеров терроризма в нашей стране. Напомню, что на Сенатской площади член тайного общества Петр Каховский убил петербургского генерал-губернатора Михаила Милорадовича, командира лейб-гвардейского Гренадерского полка полковника Стюрлера, и ранил свитского офицера Гастфера (убийство царя также входило в планы декабристов). Члены общества были схвачены. Далее следовало резонансное судебное разбирательство. Итог которого всем хорошо известен. Многие современники считали повешение 5 заговорщиков слишком гуманной точкой неудавшегося государственного переворота. Следующий пример. В январе 1878 года из револьвера системы "бульдог" Вера Засулич стреляла в петербургского градоначальника генерала Федора Трепова. Ее арестовали и в результате громкого судебного процесса, под давлением общественного мнения приговор был оправдательный. Не исключаю, что под влиянием этого это гуманного вердикта произошли следующие события (самые громкие): 1881 год - убийство царя Александра II, 1904 год - убийство министра внутренних дел Вячеслава Плеве, 1911 год - убийство министра внутренних дел Петра Столыпина, и т.д. и т.п. Гуманизм и терроризм - полярно противоположные и взаимоисключающие понятия человеческого общества. Гуманность по отношению к декабристам и Вере Засулич - PR компания государственной власти в России XIX века? Или национальная, христианская черта характера? Если бы знали присяжные, что их решение, пускай косвенно, повлечет за собой волну террора по всей России, был бы их вердикт таким же гуманным? Прошло более века, а на вопрос можно ли жестокостью отвечать на жестокость, однозначного ответа нет. С 1996 года, после вступления России в Совет Европы в стране объявлен мораторий на смертную казнь, и это лишь обострило споры. Имеет ли человек право казнить другого человека? Кто выдает такие права? Не убий, гласит заповедь. И воздастся вам за грехи ваши, гласит Библия. Может, предоставим каждого кого совести, кого вере, разрушим тюрьмы и... уже утопией пахнет. Пытаться замочить всех террористов в сортире - сизифов труд (хотя метод адекватен времени). Убийство человека как таковое Традиционная российская религия заставляла думать о посмертном суде, где всякий отчитается за дела свои. Страх перед судом Божьим во многом сдерживал намерение человека совершить "грех". В нынешнее время страх этого рода почти исчез из памяти человечества. Мы потеряли звено во временной цепи веры - убеждения о предметах высших, невещественных, духовных. Теряя духовность, человек становится существом материальным. Материя есть вещь - всякая вещь имеет цену. И уже оценен весь материальный человек, и отдельные его части, я говорю буквально. Герой нашего времени - киллер. Детская мечта - пистолет с глушителем. Где-то случилось расхождение между свободой человека и растлением человечества. Растление это продолжается. Нам подробно объясняют и показывают, как человек умирает, и как его убивают. Это популярно, востребовано. Мы привыкаем к убийству в любой форме - нам предлагают все новые варианты. От множества подобных эпизодов невольно рождается убеждение в том, что бытие человека ограничено физической жизнью его тела. Современный терроризм уже все реже связывают с религией. Хотя фанатизм - нетерпение к другим взглядам, политическое и религиозное преследование разномыслящих именем веры, по-прежнему его оплот. Или его ширма? Ислам и христианство, буддизм и прочие массовые религии от истока проповедуют и призывают именем Христа, Аллаха и Будды к веротерпимости. Но деньги способны извратить все, в том числе и религию. Нефть, наркотики, драгметаллы и камни - деньги, современный синоним власти. Эта власть извращает всякое понятие; религию, свободу, цену человеческой жизни, и его смерть. Более века назад Веру Засулич оправдали 12 присяжных, с детства им внушали, что гуманизм - человечность, желанная норма отношений между людьми. Они не жили в совершенном обществе и их решение, пускай и косвенно, повлекло за собой массу убийств. Но жизнь Засулич, жизнь одного конкретного человека, изменилась коренным образом, она раскаялась. Случай частный, древний и похож на сказку. А проблема глобальная, насущная и реальная. Боюсь, решая ее, мы будем рубить головы Лернейской гидры. И всякой смертью еще более обесценивать жизнь. Мы живем не в идеальном обществе. Сегодня предоставить каждого человека кого совести, кого вере, разрушить тюрьмы - конечно, утопия. Но ценно, что частные гуманные мнения пока еще слышны и едва-едва составляют противовес извращенному массовому сознанию. А значит остается надежда, что у слова террор когда-нибудь останется только одно значение - потухший вулкан на полуострове Росса в Антарктиде. Сергей Лащенко, Псковское агентство информации.
  • жюри
    Хороший матерьяльчик.Очень живой. Вот только террор как выстрел некого человека в другого человека или взрыв персоны - террор персонифицированный, это совсем не то,что нынче. Террор вселяет ужас и панику в умы и сердца народа. Но, правда, реакция испуганного народа может быть очень оригинальна, особенно, если терроризировать русских. Террор против мирного и ничего не подозревающего населения - позорное действие трусов или сумасшедших.
  • spo88
    Удивительная страна! До сих пор именами террористов улицы названы ( Камо,Ульяновы , желябов и т. д.), а мы с террором бороться собираемся.Что мы о нем знаем? В состоянии ли большинство из нас понять и оценить потрясающую фразу Абу Бакара:\"Мы хотим умереть больше ,чем вы жить\".? Антитеррористы интернетные!
  • Garret
    Ага, давайте теперь сравнивать Ульяновых с шахидами, очень остроумно. :\\
  • Салават Юлаев
    Терроризм конца XIX - начала XX века совсем не тот, что мы наблюдаем ныне. Сам Сталин был бы удивлен его нынешним проявлениям. Впрочем, думаю, он же предложил бы и интересные методы борьбы. Не нужно скатываться на позиции янки, которые терроризмом называют все, что им угодно внешнеполитически. Еще чуть-чуть, и они предложат Ирландии свои полки для проведения контр-террористических операций против IRA, а вслед за этим и нам - для зачисток в Чечне.
  • Салават Юлаев
    >>> Салават Юлаев (15:48 30.07.2003):
    Салават Юлаев
    Терроризм конца XIX - начала XX века совсем не тот, что мы наблюдаем ныне. Сам Сталин был бы удивлен его нынешним проявлениям. Впрочем, думаю, он же предложил бы и интересные методы борьбы. Не нужно скатываться на позиции янки, которые терроризмом называют все, что им угодно внешнеполитически. Еще чуть-чуть, и они предложат Ирландии свои полки для проведения контр-террористических операций против IRA, а вслед за этим и нам - для зачисток в Чечне.
    Хотя.. нет. США выгоден конфликт в Ирландии. Не станут они ей ничего предлагать.
  • Евпатий Коловрат
    Для того, чтобы победить терроризм, необходимо изолировать от общества всех т. н. кавказцев и вообще азиатов. Все они потенциальные террористы. Без создания концлагерей по типу гитлеровских и сталинских здесь не обойтись. И это самый гуманный вариант решения проблемы. И пусть меня считают фашистом, но когда я вижу хамское поведение грязных козлопасов с Кавказа и Средней Азии на рынках русских городов, мне хочется их убить.
  • разве справедливо уравнение вида: кавказец(азиат)=террорист?
  • Вот и корень - на виды начинаем делится и ведем себя, как животные.
  • Евпатий Коловрат
    Как животные ведут себя чурбанские козлопасы с гор. Они держат рабов в подвалах, отрезают головы пленным и т.д. В течение последних лет 20 все чеченцы жили только за счет грабежей и убийств русских, за счет наркоторговли. Где 400-тысячное русское население Грозного? Где русское население северных районов Чечни? Кто успел - бежал, бросив все. А кто не успел - лежит на русских кладбищах. А теперь эти тараканы ползут из своего вонючего гнезда к нам, в русские города и деревни. Со своим криминальным менталитететом. Всем, кто считает, что чечены - люди, советую пожить среди этих тараканов некоторое время. Поезжайте, друзья, в Грозный и наслаждайтесь горским гостеприимством и древней самобытной культурой этого гордого народа.
  • Евпатий Коловрат
    Иностранцы нападают на москвичей в 6 раз чаще, чем местные жители на «гостей столицы» Сегодня этнопреступность приобрела гигантские масштабы. Согласно Московскому уголовному розыску иностранцы нападают на москвичей в 6 раз чаще, чем местные жители на «гостей столицы». Так, по данным ГУВД Москвы, в этом году было раскрыто более 6,7 тыс. уголовных дел, заведенных на иностранцев. Половину из этих преступлений в Москве совершают граждане кавказских республик, четверть — выходцы из Молдавии. Помимо тяжких преступлений и краж, по-прежнему острой остается проблема поставки наркотиков в столицу. Местом общего сбора наркокурьеров (большинство из которых в столице — представители афганской диаспоры) является гостиница «Севастополь». Виктор Черкесов, председатель Госкомитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, объявил на пресс­конференции в Москве, что оборот наркотиков в России составляет 10 млрд. долл. и что в него вовлечены сотни тысяч человек. 10% всех преступлений в стране, по его словам, связаны с наркотиками.
  • жюри
    Неполиткорректная правда. ПЧем больше я узнаю жителей
  • жюри
    Неполиткорректная правда. ПЧем больше я узнаю жителей
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...