11

Путешествие на православные острова

12 июля, утро, день памяти первоверховных Апостолов Петра и Павла. Автобус везет паломников на север Псковской области в Толбу, а оттуда на пароходце «по морям и окиянам», то есть по Псковскому озеру – на Талабские острова. К рыбаку-апостолу на Литургию. На озере веял свежий ветерок, солнце было добрым, водные сверкающие дали, на далеком горизонте зеленели острова: Верхний, Талабенец и Талабск. Паломники, в основном, женщины, но были и мальчишки – внучата с бабушками. Все не поместились на катере, и плыли в лодке, канатом привязанной к борту пароходика. Вот уже и берега Верхнего. Мы  вышли на сушу и сразу попали в храм Апостолов Петра и Павла на праздничную Литургию. Служил настоятель храма иерей отец Сергий (Демидов) «со товарищи», один из которых – иеромонах Мирожского псковского монастыря отец Марк, зело строгий исповедник. Отец Сергий здесь один священник на острове: сам служу, сам пою, сам кажду. Батюшка он осанистый, с мягкой, неторопливой, вдумчивой речью, загорелый до черноты, причина которой - строительные работы, они в храме идут уже не один год. Помощники, как говорит, отец Сергий, Слава Богу есть, Бог дает. И порушенная в советские времена церковь возрождается на глазах. Служба шла в приделе иконы Божией Матери Смоленской (XIX в.). Там уже и окна есть, и решетки, и полы настелены, и иконостас простой дощатый, потому что прежний, резной и золоченый, разворован. В храме пахнет деревом и ароматом кадильницы, прихожане – островитяне и гости молятся, причащаются. Отец Сергий на этом острове уже седьмой год. Сначала приехал храм восстанавливать, а потом был благословлен на служение старцем Николаем (Гурьяновым), который когда-то служил рядом, в храме св. Николая на острове Талабск, тогда он назывался имени Залита, революционера. Старец благословил. Вот и справляется, как Бог дает, отец Сергий со строительными работами: два алтаря перекрыли, колокольню разрушенную восстановили. Пока расчищали от мусора храм Петра и Павла (XYI в.), под ним нашли маленькую пещерную церковь, в которой молился  Досифей Верхнеостровский и где покоятся его святые мощи, под спудом, еще не обретенные. Отец Сергий говорит, что, видимо, мощи спрятаны в безбожное время братией, и пока под спудом до времени.   Преподобный Досифей (1470), был учеником Ефросина Елеазаровского. Рассказывают, как в монастырь, где подвизался Ефросин, пришел новгородский монах, услышав о строгости монастырского Устава Ефросина. И когда отслужили Всенощную, думал, что служба закончилась, но она продолжалась до следующего дня, до окончания Литургии. Тогда новгородец попросил привязать себя ремнем к стене, чтобы не упасть, между тем, Ефросин с братией стояли на Богослужении «как железные столбы». Досифей ушел в пустынь, на остров Верхний, который славился разбойничьей историей, леса здесь были непроходимые. Нужно было обладать великой кротостью и смирением, чтобы среди этих людей не только суметь жить, но и повернуть их к покаянию, суметь растопить злобные сердца. И предание гласит, что первые насельники были из числа разбойников. Монастырь, основанный Досифеем, получил название в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. По берегам Псковского озера храмов, названных в честь первоверховных апостолов, более десяти. Апостол Петр, «ловец человеков», был рыбак и стал защитником тех людей, которые здесь жили и ловили рыбу себе на пропитание.   Батюшка рассказывает, что самое сложное заключается в том, что это остров. «И главное, если даст Бог, нам нужно перекрыть алтарь Петропавловского храма, под которым пещерный храм с престолом в честь преподобного Досифея, надо сделать Петропавловский придел. Возим стройматериалы, договариваемся с судами нашими, если есть копеечка, а кончаются средства, - говорит отец Сергий,- приходится ехать в Москву, в Питер, просить, и люди помогают. Народ здесь неплохой, его надо просто понять, а народ порядочный, сопереживательный, помогают, но у всех свои слабости, и одна из них - пьянство. Я говорю им иногда: посмотрите, какой храм ваши предки построили, это ваши деды, ваши отцы в начале XIX века построили этот храм - памятник веры, мужества и православия. В те времена на деревянных лодках, под парусами только одного камня привезти с материка, нужна какая воля и сила духа. Сегодня механические средства всякие, а сколько сложностей с людьми, сколько непонимания. Но если есть воля Божия, все будет на созидание. Все Господь управлять будет. И, Слава Богу, есть поддержка и понимание нашего Владыки Евсевия, он благословил и всячески помогает, насколько возможно. Слава Богу, молитвами старца Николая и молитвами братии, которая здесь была, у престола Всевышнего они молятся за нас и сейчас, и ждут, когда же мы вернемся к той вере, которая была на этих островах».   Разговаривая с паломниками, отец Сергий сказал: «Когда мы вместе с вами молимся, Господь очень помогает, очень слышатся молитвы наши в таких местах. А место непростое, святое, святой остров. Много претерпел за время своего существования. Но жить в этих местах можно только со страхом Божиим, только с верой в Господа, иначе будет та картина, которую мы застали здесь, когда пришли сюда. Раньше здесь была вера, островитяне со Снятной горы в Пскове возили сюда на деревянных лодках камень для строительства храма, всем миром. У них был и день отведен для ловли рыбы, жертвовали на храм, что-то приобретали для храма, кто-то иконы, кто-то дарил подсвечник. Рассказывали жители, что только с Богом выходили в озеро. Обязательно освящали улов, путину - все проходило с молебном. Потом людям вместо Бога дали идола, и теперь мы пожинаем «мерзость запустения», которую мы застали в 1999-2000 году, по молитвам отца Николая и его благословением мы стали возрождать этот храм. Слава Богу, Господь милостив и все устраивается. Никто не думал, что возможно это восстановить: ни окон, ни дверей, ни крыши - только мусора метра два. Вот мы вдвоем с Анатолием и выносили. И старец молился, отец Николай приезжал сюда однажды, в начале 90-х с отрядом казаков, которые здесь расчищали, он ходил с веточкой сирени, все кропил. А там, где сбрасывала советская власть колокола, и где выбоина огромная на гранитной плите, он плакал, лобызал это местечко и говорил: «Святое место, святое место». И про нижний храм никто ничего не знал. Видимо, раньше не нужен он был людям, не могли вместить, что есть такая святыня. В 1703 году шведы разрушили монастырь, нижний храм закрыли землей и мусором. Фашисты, когда здесь были, выжгли остров, дома сожгли, но храм не тронули. Люди после войны вернулись, и жили в Петропавловском храме 20 семей. Храм дал им кров, а потом на их глазах его и разрушили. Я и говорю им: «Храм помог, обогрел, а вы допустили его поругание». Но сейчас возвращают храмовые, старые иконы. Вот и «Державную» вернули. И она на День Святаго Духа, 20 июня сильно обливалась, ручейки миро потекли. Но я говорю всем – самое главное не стены, самое главное, что в процессе восстановления стен и монастыря надо восстанавливать то, что разрушено в нашей душе. У каждого из нас там много порушено».   Поговорили с батюшкой, попили горячего чаю и пошли странствовать по острову. Островок небольшой, есть ли километр – два? Поклонились Святой горке с крестом, в которой когда-то были кельи преподобного Досифея и первых насельников. И прошли по острову. Было жарко, но ветер с озера приносил прохладу, земля дышала жаром и полевыми травами, мы шли и по дюнам, и среди елового реликтового леса, и по сосновому бору, легко и радостно. В таких путешествиях по свету Божьему, особенно, когда вокруг нетронутый островной мир, наполненный вековыми молитвами православных, есть возможность много чего заметить и восхититься, и появляется реальное ощущение, что будто летишь по своей родной земле и видишь ее внове.   Впереди было еще одно путешествие, на том же пароходике переехали на остров Талабск, где служил сорок лет в храме св. Николая Чудотворца старец Николай (Гурьянов). Храм барочный (XYIII в.), с пристроенным в XIX веке приделом в честь иконы Божией Матери Смоленская (Благодатное небо). Эта икона спасла когда-то остров от мора, и в ее честь был построен придел к Никольскому храму, в котором и хранится чудотворная икона, украшенная великолепным окладом, выполненным по заказу отца Николая в начале 60-х годов XX в. Паломники в храме приложились к иконам, написали поминальные записочки. Отец Паисий, иеромонах, благословленный на служение в храме, когда старец, окормлявший тысячи страждущих, не мог по немощам служить Литургию, отслужил Литию на тихом деревенском кладбище, где упокоился молитвенник и прозорливец, старец Николай, помазывая паломников маслицем от лампады старца. Потом было посещение домика - кельи отца Николая. Это самый маленький домик на острове, зеленый с одним окном. В нем множество образов, и везде иконы Царственных мучеников и Царя – мученика Николая II. Известно, что старец особенно молился за Царственную семью. Отец Паисий напоил квасом жаждущих, было жарко, и он сам, спасаясь от жары, по простоте деревенской жизни, ходил босиком. Что, по его примеру, делали и паломники. Земля была теплая и добрая, а кому мешала деревенская пыль дороги, те шагали в обуви, но в дом старца все входили босиком. Но вот уже и обратная дорога. Время пролетело незаметно. Радостно, день был прожит не зря и прошел с молитвой и в благодарности Господу, Божией Матери и нашим святым –ангелам хранителям псковским. Наша путеводительница из паломнической службы «Вертоград», что при Псковской епархии, Галина Павловна принимала благодарности расчувствовашихся паломников: за православное путешествие на святые острова Псковской земли.   Жизнь обычная и жизнь православная пока идут рядом, не соприкасаясь, каждая к своей цели. Что, возможно, и хорошо. Потому пока и остается целомудренность нехоженых троп и восторг молитвенного сердца, которое начинает биться совсем по-другому, переполненное радостью. Конечно, в июльскую жару все с большим удовольствием искупались в озере, паломников не лишили этой радости бытия. Православные ведь тоже люди. Информационная служба Псковской епархии.
  • А куда делась часовня возле кукольного театра?
  • это ваше обсуждение статьи?
  • >>> (22:36 20.07.2005):

    это ваше обсуждение статьи?
    Ваш вопрос по существу. А ответ прост - туда же куда делись около 25 храмов города.
  • интересующийся
    Как сегодня можно попасть на осторова, ведь псковский порт не работает?
  • Кроме понедельника, четверга от села Толба, когда туда приходит утром рейсовый, идет дебаркадер, баркас, галера или как там еще. И вообще можно уплыть, народ местный перевозит.Спасибо кузнецову, что он лишил порт госдотаций. Теперь у островитян будет возможность зарабатывать себе в карман.
  • Тож православный
    Че-то я не понял! Прочитал опус - везде благость да благодать! Вы че, слепые, паломники, или как вас там?! Совсем ослепли? На островах разруха - рыбаки браконьерствуют от безысходности, детей кормить нечем, все, кто может, уезжают. Внешние управляющие разворовали все, что осталось от рыбколхоза-миллионера. Талабский народ с некогда уникальным укладом жизни сделали алкоголиками, каждый месяц теперь убийство. Экологию загадили такие, блин, туристы, как вы - из-за заолочивания берегов на островах комары появились, которых испокон веков не было. Беспредел! А вы все туда же: \"благость, искупаться напоследок!\" Чурки!
  • предыдущему
    Знаешь, друг, в материале рассказывается как приехал батюшка в разворованный и разрушенный храм и с Божией помощью, через многих людей, его восстанавливает и успешно. И красота на островах - Божественная,ее ни браконьеры, ни власть никакая пока не смогли истребить. А то,что рыбаки бедствует, то там же ясно написано, что без Божией помощи -ничего не бывает. Молитесь своему богу - деньгам, вот и получается. А благодать, дорогой и глупый друг, понятие объективное, тебе неведомое, но у тебя,я надеюсь все впереди. Когда - нибудь поймешь, а может, и почувствуешь. Человек, работающей на земле с молитвой и благодарностью, никогда не останется без Божией помощи: ни крестьянин, ни рыбак.А то,что острова пустеют, так просто умных мало, они и остаются на этих островах.И еще - не стоит село без праведника. Если ты будешь знать и понимать некоторые простые истины, то не будешь задавать бессмыленных вопросов о тяжелой жизни псковских рыбаков. Не менее тяжелой она была и у евангельских рыбарей.Помоги тебе, Господи.
  • помогитебегосподю
    Красоту, говоришь, нельзя истребить? А когда для строительства храма используются ресурсы острова - это нормально? Ты знаешь вообще, что лет сто назад никто не смел даже дерн на краю островов снимать, дабы не опсыпалась земля, не то что деревце срубить. Коровам запрещали по острову ходить, они пастись на материк плавали! А деньгам я не молюсь, не плети того, чего не знаешь! По вашему, что -все само собой восстановиться? Если в экологии ни бум-бум, тут уж никакие силы не помогут.
  • разъяренному
    Хорошо,что ты разбираешься в островной экологии, но плохо,что ты злишься на Церковь.Она тебе чего -то сделала плохое? А коров сейчас на островах почти нет, не переживай. Винить в своих бедах внешние обстоятельства - очень простой и тупиковый путь. У нас то начальство, то власть виноваты. А вот теперь появилось новое: Церковь. Не сомневаюсь, не было бы данных материалов, тебе бы и в голову не пришло злится на текст о паломнической поездке.
  • разъеренный :)
    Ну вы и твердолобые! Меньше биться надо башкой оземь, а больше по сторонам смотреть. Я про Фому, они про Ерему. Бесполезно с РПЦ общаться, это я понял. Все, дискуссия закрыта!
  • разъяренному-2
    Так что ты хочешь, чтобы РПЦ ловила рыбу, не восстанавливала флору островов и платила деньги безработным рыбакам? Тебе мало,что РПЦ восстанавливает разрушенный и разворованный Собор, ты хочешь,чтобы он так и догнивал? Ты подумай хорошо, кто ты? Наверное, думаешь,что умный и порядочный человек, но судя по твоим постам - не очень умный, не очень порядочный. И очень горячий, крутит тебя, друг.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...