Законопроект об уголовной ответственности юрлиц внесён в Госдуму
В Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности юридических лиц.
Зампредседателя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, депутат от Краснодарского края Александр Ремезков внес на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института уголовной ответственности юридических лиц». По его мнению, считается, что уголовной ответственности должны подлежать только физические лица, как субъекты, способные осознанно совершать волевые поступки и нести за них уголовное наказание, а юридические лица не могут совершать деяния виновно.
«Однако международный опыт свидетельствует о том, что юридические лица способны выступать в роли самостоятельного субъекта преступления, осуществляющего волевые действия посредством своих органов управления, а соответственно, и подлежать уголовной ответственности», — приводит его слова РБК.
Закон, по словам депутата, позволит преследовать за рубежом организации, финансирующие терроризм и дестабилизацию политической обстановки в России, этот институт обеспечить возврат из-за рубежа капитала, нажитого преступным путем, убежден депутат.
Как рассказал Ремезков, суть законопроекта заключается в том, что уголовная ответственность юридических лиц будет наступать почти по четырем десяткам статей УК. Исключительная мера наказания — запрет на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, принудительная ликвидация юридического лица и обращение его имущества в доход государства (после удовлетворения требований кредиторов) — предусмотрена за особо тяжкие преступления против личности, общественной безопасности и мира.
За менее опасные деяния проектом закона предусмотрены два вида штрафов — в виде единовременной выплаты в размере от 200 тыс. до 30 млн руб. (фиксированный штраф), а также в виде выплаты в размере, кратном полученному организацией преступному доходу, причиненному преступлением имущественному ущербу или стоимости приобретенного преступным путем имущества (кратный штраф).
При назначении штрафа учитывается имущественное положение виновного юридического лица.
Такие виды наказаний, как лишение лицензии, квоты, преференций или льгот, а также лишение права заниматься определенным видом деятельности могут назначаться исключительно по отношению к тому виду деятельности, при осуществлении которой было совершено преступление. Предусмотренная законопроектом уголовно-процессуальная форма привлечения юридического лица к уголовной ответственности гарантирует подозреваемому или обвиняемому юридическому лицу такой объем уголовно-процессуальных прав и гарантий, который фактически соответствуют правам и гарантиям подозреваемого и обвиняемого физического лица, утверждает депутат. Также предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности физического лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести исключительно в интересах юридического лица, при этом не получившего никакой имущественной или иной личной выгоды, если уголовной ответственности за то же деяние подлежит юридическое лицо.
Обвиняемое или подозреваемое юридическое лицо сможет само определить своего представителя в уголовном процессе или он может быть назначен следователем. Участие представителя во всех процедурах уголовного судопроизводства будет обязательным. Ремезков отметил, что законопроект подготовлен во взаимодействии со Следственным комитетом России, поддержан Росфинмониторингом, Центробанком.
Как заявил ранее официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин, уголовная ответственность для юридических лиц поможет правоохранительным органам возвращать из-за рубежа незаконно полученный капитал. По его мнению, уголовная ответственность юрлиц — это тот инструмент, который приняли не только страны англосаксонского права, но и Европа, Китай и многие исламские страны.
«Подписанные Россией международные конвенции, документы международных организаций ОЭСР, ГРЕКО, ФАТФ также рекомендуют, чтобы корпорации отвечали за экономические и иные правонарушения наравне с физическими лицами, в том числе и по уголовным статьям. Только вместо лишения свободы могут быть соразмерные штрафы и иные санкции», — заметил Маркин. Кроме того, он подчеркнул, что «без уголовного преследования юрлиц нельзя, например, применить методы оперативного розыска для вскрытия цепочки подставных лиц и офшорных фирм, с помощью которых уводятся финансы из страны». «Невозможно вернуть из-за рубежа незаконно полученные деньги. И многое другое, что насущно необходимо для наведения правового порядка в экономике и в стране», — добавил он.