Собачья работа № 7: Ведущий сквозь темноту

Собачья работа – это не только служба в правоохранительных органах. Помимо четвероногих, занимающихся поиском наркотиков, взрывчатки, людей и охраной границы, есть собаки-поводыри, которые специально обучены для помощи слепым людям в передвижении на улице. Животные способны запомнить несколько десятков различных маршрутов и безошибочно водить хозяина на работу, почту, в магазин или аптеку. К тому же, собаки-поводыри являются верными друзьями и охранниками, готовыми в любой момент вступиться за владельца. В Псковской области нам удалось найти только одну собаку-проводника – это лабрадор-ретривер Спай, который живет в семье Валентины и Алексея Скурихиных в Печорах.

Мальчишеское любопытство привело к трагедии

Алексей Скурихин родился в 1943 году в Кировской области в деревне Зотовцы. В начале 1950-х годов он переехал в Мурманск - отец служил в военно-морском флоте. Именно там в 1959 году и случилось несчастье. 15-летний Алексей нашел на пароходе капсюль-детонатор - устройство для инициации детонации взрывчатых веществ от огнепроводного шнура. «Я ж не знал, что это такое. Отцу показал – тот тоже несерьезно отнёсся, наверное, тоже толком не знал», - так он комментирует опасную находку спустя десятилетия. Тогда же он был обычным мальчишкой, которому нужно что-то покрутить, поковырять, оборвать провода. Однажды, придя со школы, он зачем-то решил подставить детонатор к свечке. И очутился на полу…  «Встал, сел на диван, и все, темнота. Ну вот, думаю, получил», - вспоминает Алексей Скурихин.

В больнице Алексею смогли вернуть зрение только на одном глазу, да и то неполных 10%. Ездил он и в Москву, и в Одессу, но везде вердикт был один: всё бесполезно. Первое время было очень тяжело, но со временем человек ко всему привыкает, привык и Алексей. Ему еще не было 16 лет, когда его пригласили на работу предприятия при мурманском обществе слепых, на предложение он с радостью откликнулся. «Я сын коллектива общества слепых», - гордится он. 

Три года он жил в Мурманске и работал на предприятии, первое время даже получалось немного «подглядывать» и водить совсем слепого друга, но в 1962 году Алексей полностью ослеп. Это не помешало ему познакомиться с Валентиной, которая впоследствии стала супругой. В один момент они решили выехать из Мурманска и немного попутешествовать, судьба привела их в Псковскую область. В 1966 году Валентина и Алексей поселились в Печорах, поступили на работу в местную организацию Всероссийского общества слепых. В 1968 году Валентина стала его женой, в 1969 году родился первый сын Игорь. С тех пор они здесь жили, работали и отдыхали, Алексей получил среднее образование, прошел обучение по системе Брайля. Долгое время был председателем Печорской первичной организации Всероссийского общества слепых, вместе с женой пел, занимался спортом, участвовал в концертах и соревнованиях.

На предприятии в советские годы работали около 300 человек – 50% инвалиды по зрению, другая часть – приставленные к ним зрячие. Сначала там катали валенки, делали шапки, а после занялись изготовлением переключателей для телефонных станций, аппаратуры, пожарных извещателей для пароходов, клубов и подводных лодок. Делали там и трансформаторы, и шнуры для магнитофонов. Сейчас предприятие пришло в упадок, в основном, там собирают вилки для розеток. Трудятся на производстве всего 32 инвалида, в том числе 12 - по зрению. «Предприятие стоит, работы нет», - вздыхает Алексей Скурихин. Но тут же добавляет: есть еще прекрасная пекарня, в которой выпекают очень вкусный хлеб и пирожки. Этой продукцией Скурихины с гордостью за местное производство потчуют всех гостей.

У Валентины и Алексея двое уже взрослых сыновей. Один из них, кстати, живет на даче в полутора километрах от квартиры родителей. Эту дачу своими руками построил отец, именно с появлением дачного участка связаны перемены в жизни Скурихиных. В своё время им захотелось дачу – выращивать овощи для собственных нужд. «Пока хозяйка видела, справлялись. Сами все делали, копали, сажали, загораживали, дом строили», - поясняет глава семейства.

Однако, хозяйка постепенно стала терять зрение и стало понятно, что вскоре добираться до дачи самостоятельно будет невозможно. Постоянно просить сыновей о помощи не хотелось, и Алексей понял, что нужен помощник, который сможет быть рядом 24 часа в сутки. Как инвалид 1-й группы по зрению он имел право бесплатно получить собаку-поводыря, поэтому пошел в общество слепых и написал соответствующее заявление. Через некоторое время пришло приглашение приехать в подмосковскую Купавну, где уже более 50 лет работает единственная в России Школа подготовки собак-проводников.

Гордые овчарки

В Купавне Алексей Скурихин и познакомился с первым своим помощником – овчаркой Диком, который уже был научен водить человека по маршруту. В течение двух недель они привыкали друг к другу – в сопровождении инструктора ходили в город, на станцию электрички, потом стали выезжать подальше. После Дик успешно сдал экзамен и отправился в месте с новым хозяином в Печоры.

Вместе с подготовленной собакой Алексей Скурихин получил комплект специального снаряжения, которое позволяет хорошо чувствовать собаку: кожаную шлейку с жесткой дугой, за которую нужно держаться хозяину. Дуга имеет опознавательные знаки: на белом овале красный крест и надпись «Собака-проводник слепого». Собака в таком снаряжении может беспрепятственно входить в магазины, учреждения и в любой транспорт. Правда, сейчас Алексей уже не пользуется снаряжением, предпочитая поводок. Помимо этого, на содержание собаки ежегодно выделяются средства – на еду и лечение, при  необходимости.

С появлением Дика жизнь семьи Скурихиных переменилась в лучшую сторону. «Были более свободными, не надо никого просить, утром ушли на дачу, обратно - когда хотим, хоть ночью», - заявляет Валентина. «Дик хорошо водил. Я шел по улице, без палки, иду - будто порядочный. Никто не провожает, все сам», - делится первыми впечатлениями Алексей.

Назначение собаки-поводыря как раз и заключается в том, чтобы инвалид по зрению мог свободно передвигаться по улице, так же, как и все остальные люди. Пёс тщательно выбирает наиболее безопасный путь, обходя ямы, лужи, выступы, низко склоненные ветки деревьев и прочие препятствия. Если на пути возникает бордюр тротуара, ступеньки, канава или овраг, собака остановится, и слепой с помощью трости может определить характер препятствия. Подойдя к проезжей части, собака ждет, когда прекратится движение транспорта, и только после этого продолжает путь.

Дик прекрасно справлялся со своими служебными обязанности, однако, мог и пошалить. В связи с тем, что он не был кастрирован, его тянуло к приключениям, поэтому пару раз пёс сбегал. Искать его приходилось с милицией, так как это служебные собаки, причем, очень дорогие -  государству они обходятся примерно в 300 тысяч рублей. Однажды Дика кто-то подобрал и увёз в одну из печорских деревень. Его хозяин пошел в милицию, где ему дали сотрудника и машину. При помощи очевидцев пса нашли и вернули.

Дик прожил в семье Скурихиных около 8 лет, он всегда был рядом, даже ездил выступать вместе с хозяевами в Великие Луки. Но случилась беда - он заболел и умер. Алексей Скурихин предполагает, что пса мог отравить один из его знакомых, с которым он повздорил незадолго до гибели Дика.

После подмосковная школа собак-проводников предоставила нового помощника – овчарку Рэма. По воспоминаниям Валентины Скурихиной, он был «побольше, посерьезнее» и очень забавный. Он помогал её мужу и сыновьям даже на огороде – во время дачных работ таскал в зубах ведра с опилками. «Мы стоим по разные стороны, ходить неохота туда-обратно. Ведро наложим, он в зубы, и потащил. Принесёт, высыпаем, он опять потащил. Потом надоест, ведро переворачивает, и давай играть с ним», - с улыбкой рассказывает Алексей Скурихин. По его заверению, Рэм даже яблони помогал выкорчёвывать – настолько он был сильный. Был и еще один примечательный случай: «Я ходил к сыну, там у него борону надо было взять небольшую. Я тащу, Рэм ведет меня. Потом к нему прицепил, и он потащил до самой дачи».

Судьба Рэма тоже сложилась печально: он погиб от чумки. Однажды после прогулки пёс упал без сил прямо на лестничной площадке, хозяин на руках принёс его домой, вызвал врача. Некоторое время ему делали уколы, пытались выходить, но ничего не помогало – он лежал и не вставал. С тяжестью на сердце Скурихины приняли решение усыпить пса.

«Две овчарки были, высокие, гордые», - тепло отзывается о Дике и Рэме Валентина Скурихина.

Добродушный Спайк

Сейчас в их семье живёт третий питомец-поводырь. Это лабрадор-ретривер Спайк, которому 10 мая исполнится 14 лет, порядка 12 из них он живёт со Скурихиными. Сейчас пёс уже седой, почти не видит и не слышит, хромает на передние лапы. Хозяева так и говорят: «И мы старенькие, и пёс старенький. Все на пенсии». Алексей Скурихин даже ласково зовёт своего питомца «дедком».

Но возраст вовсе не мешает Спайку быть верным другом и помощником, он по-прежнему остаётся служебной собакой. Поводырь выходит на прогулки с Алексеем Скурихиным, водит его в магазин, банк, на почту и в гости к сыну - на дачу. Правда, огородом Скурихины уже давно не занимаются – у Валентины начались проблемы со здоровьем, так что от тяжелых работ пришлось отказаться.

«Сначала блудил, - вспоминает Валентина Скурихина время, когда Спайк только появился в их семье. - Но потом привык, запомнил все маршруты».   

Её муж называет пса «добродушным лабрадором-ретривером Спайкой»: «Придет ко мне, полижет, а на улицу захочет – залает, требует, если я не иду». Он также подчеркивает, как сильно этот проводник отличается от предыдущих: «Овчарки более спокойные, уверенные, а с лабрадором нужно быть внимательнее – он может сунуть нос куда угодно». Спайк любит приводить хозяина в самую толпу людей, однако, с маршрута никогда не сходит и не ошибается, в отличие от хозяина. «Я иду по маршруту и вдруг ошибся. Он ни за что не повернёт. Встанет и будет стоять. Я тяну – нет и все. Не выводит ни на дорогу, никуда», - хвалит питомца Алексей Скурихин.

Он припомнил случай, когда вместе со Спайком вышел на городскую площадь, которая оказалась перекопанной. Мужчина застыл в недоумении, что делать, как изменить знакомый маршрут и говорит псу: «Ну, думай, куда идти». Тот покрутил головой, развернулся и пошел по доскам, которые были постланы для перехода неподалеку.  

Другая запоминающаяся история произошла по дороге на дачу. Путь пролегает по городским улицам, частному сектору, далее – поле и овраг, в который нужно спускаться, чтобы его преодолеть. В тот день давно изученный маршрут словно изменился – за одним из поворотов соседи затеяли ремонт и стучали молотками. Из-за незнакомых звуков Алексей решил, что проводник ведёт его не туда, поэтому решил развернуться и отойти обратно, к месту, которое хорошо помнит, чтобы заново сориентироваться. Они вернулись метров на 100 назад и снова пошли на дачу. Спайк привёл хозяина в тоже самое место, к звуку молотков. Раза три процедура повторялась, в итоге Алексей отругал пса, так как считал, что тот забыл маршрут, и велел вести домой. Пёс, казалось бы, повернул в сторону дома, они пошли, но вдруг Алексей почувствовал, что спускается вниз – в овраг. Так Спайк показал, что дорога верная, и привёл хозяина в пункт назначения. «Думаю: о блин, мучил тебя», - сокрушался тогда Алексей Скурихин.

Спайк не раз подтверждал, что не зря носит почётное звание проводника. Однажды он в буквальном смысле спас жизнь хозяину его жене. «Был сильный ливень, нам идти в обрыв, а дорогу размыло – с мой рост глубина была», - рассказывает Алексей Скурихин. Возле спуска в овраг, через который обычно без проблем можно было пройти, оставалась узкая дорожка вдоль забора. По ней не каждый зрячий осмелился бы идти, но Спайк не испугался сложностей. «Ну, и пошли мы смело. Я за ним иду, Валя сзади. Как в сказке «Репка», - улыбается Алексей. - Он идет потихоньку, остановится, проверяет нас. Так и прошли».

«Шли гуськом, друг за другом. Алексей все проверял, иду ли я сзади, оборачивался», - присоединяется Валентина. Обратный путь уже совсем не пугал – возвращались, полностью доверяя умному Спайку.

А совсем недавно пёс захворал, по иронии судьбы, с ним приключилась какая-то странная беда. Валентина Скурихина рассказала, что два месяца назад Спайк чуть не умер. Есть предположение, что кто-то из соседей его отравил, хотя, конечно, мог и на улице что-то случайно схватить.  Приезжала милиция, пригрозила соседям – мол, если что, будете платить за служебную собаку, но концы найти трудно.

Спайка несколько раз возили в Псков в ветеринарную клинику, там ему сделали рентген, взяли анализы, ставили капельницы, прописали дорогостоящие лекарства. Сейчас пёс помаленьку пошел на поправку, курс лечения ещё продолжается. Он несколько раз в день выходит с хозяином на улицу, прихрамывая, передвигается по квартире и всё больше времени проводит на своей лежанке. Даже гостей перестал встречать, хотя раньше, по заверению хозяев, сразу бежал к двери, чтобы проверить, кто и зачем пришел. «Спайчик, а ты чего не понюхал-то, человек чужой к нам пришел», - спрашивала его Валентина Скурихина во время визита журналиста.

Кому и чем помешал этот добродушный и ласковый пёс – загадка. Еще более непонятно, как можно навредить служебной собаке, которая является глазами своих хозяев и обеспечивает их безопасность. Скурихины в один голос твердят, что за все 12 лет Спайк никого не тронул, не укусил и даже не залаял ни на одного человека. Они верят, что пёс поправится и ему не придётся в муках доживать свою и без того недолгую собачью жизнь.

* * *

На сегодняшний день Спайк – единственная собака-поводырь в Псковской области. Раньше такие помощники были у инвалидов по зрению в Пскове, Великих Луках, Невеле и других городах, но со временем либо хозяев не стало, либо псов. Порой собак-проводников возвращали за ненужностью – ходить слепым людям особо некуда. Чаще всего они требуются тем, кому далеко добираться до работы, а таких людей сейчас немного. Однако, Скурихины уверены, что поводыря при возможности стоит завести каждому. «Жить без собаки можно. Но с собакой полегче, хоть она тоже нуждается в уходе», - завершил разговор глава семьи.

Ульяна Ловыгина
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...