Интернет-торговля в России бьёт рекорды за счёт маркетплейсов
По итогам II квартала 2023 года обороты российских предприятий малого и среднего бизнеса в сфере интернет-торговли выросли на 63 %, сообщает газета «Известия».
По прогнозам, к концу года объём продаж в нише электронной коммерции достигнет 7,4 трлн рублей.
Одна из главных причин – популярность маркетплейсов. В онлайн переходят даже продавцы товаров, которые традиционно приобретались в офлайн-рознице. По темпам прироста посетителей торговых онлайн-площадок Россия лидирует в мире. Как показало исследование SimilarWeb, в 2022 году российские онлайн-площадки продемонстрировали наивысший рост посещаемости – плюс 20 % по сравнению с 2021 годом.
Толчком для развития онлайн-торговли послужила пандемия. Именно тогда начала формироваться инфраструктура онлайн-продаж. Запуск продаж на онлайн-площадках малый бизнес рассматривал как приоритетный – из-за низкого порога входа.
Постковидный рост этого сегмента игроки рынка во многом связывают с остановкой трансграничной торговли со стороны западных стран и разрешением параллельного импорта.
«Онлайн-рынок смог быстрее отреагировать на уход из России многих иностранных брендов: во-первых, предложить на замену товары локальных производителей, а во-вторых, быстрее осуществить поставки с помощью параллельного импорта, тогда как розница пошла по пути временного закрытия торговых точек и перерегистрации бизнеса на открытых в РФ юрлиц», – отметил сооснователь Topseller, экосистемы IT-решений, Готти Вартанян.
Андрей Задорожный, руководитель отдела продуктов и ценообразования «Курьер Сервис Экспресс», отметил, что в последние полтора года рост онлайн-продаж стал существенно подкрепляться спросом на товары ушедших из России популярных зарубежных брендов. Он начал частично покрываться исключительно в онлайне, в особенности на маркетплейсах.
Ещё один фактор роста – развитие локальных брендов. Их представители чаще выходят на маркетплейсы, чтобы получить преимущество перед большими магазинами. Локальные производители таким образом закрывают вопросы логистики и продвижения и фокусируются только на производстве товаров и размещении их на платформе.
Мощный драйвер онлайн-продаж – открытие огромного количества пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в шаговой доступности от дома, в том числе с хорошей зоной покрытия в регионах. Развитие инфраструктуры, расширения географии пунктов выдачи заказов присоединило жителей отдалённых районов страны к аудитории маркетплейсов.
«Для жителей регионов и, например, небольших поселений, где разнообразие всех товарных категорий намного меньше, чем в городах-миллионниках, оформить заказ в ближайший ПВЗ намного проще, чем поехать в другой город за покупками. Сегодня компании активно вливают средства в открытия новых ПВЗ, поэтому этот тренд будет сохраняться», – констатировал основатель сервиса управления рекламой на маркетплейсах Market Papa Василий Бумагин.
На рост онлайн-торговли влияет и смена поколений: в реальный сектор экономики массово пришли миллениалы и зумеры, которым удобнее работать в цифровой среде. Изменилось и восприятие маркетплейсов: сейчас с перекупщиками дешёвых китайских товаров их ассоциирует только 13 % покупателей.
По данным сервиса Маrket Papa, за последние полгода топ-3 категории товаров по популярности среди потребителей Wildberries составили женские (одежда – более 200 млн продаж за 90 дней), спортивные (спортивный инвентарь – более 78 млн продаж за 90 дней), детские (игрушки, одежда, предметы для ухода за детьми – более 89 млн продаж за 90 дней) товары. Доля трёх категорий на маркетплейсе составляет 46 %. Эти товарные категории приносят продавцам больше всего выручки.
Как выяснили аналитики сервиса, россияне стали покупать и более непривычные вещи на маркетплейсах, например ювелирные изделия (23 %), гаджеты (16 %), бытовую технику (14 %), БАДы (13 %), инструменты и товары для ремонта (12 %), автотовары (8 %).