Каждый четвёртый бизнес в России относит себя к креативным индустриям – исследование

Каждый четвёртый бизнес в России относит себя к креативным индустриям, причём чаще так говорили женщины. 30 % предпринимателей знакомы с этим понятием и ассоциируют его с творчеством (38 %), рекламой (17 %) и новыми технологиями (13 %). 71 % предпринимателей за последний год решали творческие задачи, например, по созданию визуального контента для продвижения (42 %). Таковы выводы исследования «Предприниматели России: исследовательский мониторинг» (ПРИМ) – его Сбер проводит ежеквартально вместе с фондом «Общественное мнение» и Минэкономразвития России. Об этом ПАИ сообщили в пресс-службе Сбера.

Фото: пресс-служба Сбера

«Наше исследование показало, что 71 % предпринимателей ежегодно сталкиваются с решением творческих задач в собственном бизнесе. Чаще всего это создание визуальных материалов для продвижения товаров и услуг. При этом 42 % бизнесменов стараются справиться сами, и треть из них испытывают значительные сложности. Главная проблема – в недостаточности личной квалификации (собственной и сотрудников), нехватке денежных средств и отсутствии креативных идей.

Понимая это, Сбер предложил решение – GIGA-ассистента, который уже доступен нескольким сотням тысяч предпринимателей в интернет-банке СберБизнес. Он разработан на базе собственной нейросетевой модели GigaChat и берёт на себя одни из самых важных задач бизнеса: создаёт разнообразный текстовый контент, включая карточки для маркетплейсов, грамотно обрабатывает отзывы клиентов, придумывает акции. Ассистент выдаёт персонализированные советы и аналитику по продажам, основанные на данных конкретного бизнеса. Параллельно он сокращает рутину и другие стандартные задачи для бизнеса: от написания писем до создания интернет-магазина прямо в ходе совместного диалога с владельцем. Мы понимаем, насколько ценно время предпринимателей, поэтому в ближайшем будущем сделаем GIGA-ассистента доступным всем российским предпринимателям. Ведь уже сейчас видно, как генеративный ИИ серьёзно упрощает работу с креативом и способствует повышению эффективности бизнеса», – отметил заместитель председателя правления Сбербанка Анатолий Попов.

57 % участников опроса привлекали внешних специалистов для решения креативных задач. В аутсорсе на этом направлении владельцы бизнеса видят как преимущества (шанс привлечь новых клиентов и улучшить репутацию), так и проблемы (низкое качество работы, непонимание специфики бизнеса). Ещё 20 % тех, кто никогда не работал с фрилансерами, хотели бы начать.

«По результатам исследования ПРИМ лишь треть предпринимателей слышали о креативных индустриях, но каждый четвёртый уже считает свой бизнес связанным с этой сферой. Даже при относительно низкой осведомленности многие предприниматели уже ассоциируют свою деятельность с креативными индустриями, поскольку их бизнес так или иначе связан с созданием оригинального контента, дизайна, инновационных решений или культурных ценностей. Также исследование показывает значительный спрос на креативных специалистов: 57 % опрошенных предпринимателей имеют опыт сотрудничества с креативными специалистами, а 40 % из этой группы намерены продолжать взаимодействие. Такая динамика объясняется очевидными преимуществами: по оценке предпринимателей, работа с креативными специалистами позволяет привлекать новых клиентов, укреплять имидж и узнаваемость бренда, а также повышать качество товаров и услуг», – сказала заместитель министра экономического развития России Татьяна Илюшникова.

Помимо данных о креативных индустриях, исследование Сбера, которое проходило с 27 мая по 5 июня 2025 года, дало представление о настроениях предпринимателей в целом. Так, 54 % владельцев ИП и ООО оценивают своё финансовое положение как удовлетворительное. 42 % считают, что в ближайший год оно останется стабильным, а 27 % ожидают улучшений.

69 % предпринимателей не планируют ни расширять, ни сокращать бизнес. Расширяться намерены 20 % участников опроса – чаще всего это молодёжь 18–39 лет (в этой категории так ответили 30 % опрошенных) и те, кто оценивает своё финансовое положение как хорошее (35 %).

Государственная поддержка по-прежнему важна для предпринимателей. Наиболее востребованы специальные налоговые режимы (52 %), льготное кредитование (38 %), налоговые льготы (27 %) и гранты (25 %). Женщины-предприниматели чаще интересуются специальными налоговыми режимами, обучающими программами и консультированием по вопросам ведения бизнеса.

Наёмные работники есть у 63 % предпринимателей. Основные методы их удержания – гибкий график (52 %), компенсация транспортных расходов (37 %) и возможности для развития (35 %). Стимулируют сотрудников в основном деньгами (85 %), благодарностью (56 %) и конструктивной критикой (43 %).

Исследование охватило 614 владельцев ИП и ООО, для которых предпринимательство – основной вид деятельности. Опрос проводился по телефону методом CATI, статистическая погрешность не превышает 4,8 %.

Предыдущие исследования ПРИМ.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...