Сотрудники УФСИН пошли на оправданный риск при освобождении заложников в Серёдке

Псковский межрайонный следственный отдел СУСК России по Псковской области провёл проверку  по факту применения сотрудниками отряда специального назначения УФСИН России по Псковской области огнестрельного оружия, специальных средств и физической силы при освобождении заложников в исправительной колонии №4 в посёлке Серёдка. По её итогам следствие приняло решение об отсутствии в действиях должностных лиц признаков преступлений, предусмотренных  ч. 2 ст. 114 УК РФ (причинение тяжкого вреда при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление), ч. 2 ст. 118 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), п. "б, в" ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий, с применением оружия, с причинением тяжких последствий), в части причинения телесных повреждений злоумышленнику и заложнице, которую он удерживал при помощи ножа. Об этом Псковскому агентству информации сообщили в следственном управлении.

 

Ранее сообщалось, что заложница колонии в Серёдке Марина Костоусова пытается добиться материальной компенсации в размере 400 тысяч рублей от УФСИН России по Псковской области. Женщина утверждает, что получила травмы из-за неверных действий снайпера в ходе спецоперации по освобождению заложников.

 

В ходе проверки выяснилось, что около 11:10 27 мая этого года двое осуждённых за совершение особо тяжких преступлений, содержащихся в ФБУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области, находясь в помещении медицинской части указанного исправительного учреждения, под предлогом необходимости оказания им медицинской помощи, по предварительному сговору совершили захват и удержание шести лиц из числа медперсонала в качестве заложников, с применением насилия опасного для их жизни и здоровья, и предметов, используемых в качестве оружия, в целях понуждения государства освободить их из мест лишения свободы, предоставить автомобиль для беспрепятственного выезда с заложниками за пределы исправительного учреждения, денежные средства в размере 40 тыс. рублей и сотовые телефоны. Требования прекратить противоправные действия вооружённые ножами злоумышленники проигнорировали, угрожали физической расправой над заложниками.

 

По факту захвата заложников Следственное управление при УВД по Псковской области в тот же день возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного  п. п. "а, в, г, ж, з" ч.2  ст. 206 УК РФ (захват заложников, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением предметов, используемых в качестве оружия, в отношении двух и более лиц, из корыстных побуждений).

 

Поскольку злоумышленники, после выполнения их требований, отказались освободить всех заложников, сотрудники отряда специального назначения регионального управления ФСИН России провели операцию по их освобождению в момент перемещения с тремя заложницами в предоставленную по их требованию автомашину.

 

В это время сотрудники отряда спецназначения, на основании п. 3 ст. 31 Федерального закона "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания  в виде лишения свободы" №5473-1 от 21.07.1993 года (в редакции ФЗ от 07.02.2011) произвели прицельные выстрелы в шею и челюсть осуждённого, удерживающего под угрозой ножа пострадавшую. А после того, как последний  попытался затащить её в рядом стоящее помещение, ранили его третьим прицельным выстрелом в левую часть туловища. Затем, сотрудники указанного спецподразделения применили специальные средства и физическую силу в отношении второго соучастника. В результате проведения специальной операции один из осуждённых и заложница получили телесные повреждения.

 

Действующее законодательство, предусматривающее условия и порядок применения сотрудниками указанного специального подразделения огнестрельного оружия в конкретной ситуации, рассматривается в неразрывной связи с возможностью причинения смерти лицу, в отношении которого оно применяется, и допускает последствия такого рода, с учётом требований о минимизации возможного вреда.

 

Как установила проверка, телесные повреждения у заложницы могли возникнуть при рикошете снаряда (пули), и в результате воздействия его отдельных фрагментов металлических частей после их повреждения. Несмотря на то, что пострадавшая получила телесные повреждения вследствие обстоятельств, связанных с действиями сотрудников отряда специального назначения по освобождению заложников, совокупность установленных фактических данных не может служить основанием для признания в сложившейся ситуации исполнения ими своих профессиональных обязанностей ненадлежащими.

 

В данном случае должностные лица, используя и применяя огнестрельное оружие и специальные средства в ходе спецоперации по освобождению заложников, действовали в условиях крайней необходимости, то есть устраняли опасность, непосредственно угрожающую как пострадавшему заложнику, так и другим лицам, которые были захвачены злоумышленниками.

 

В условиях отказа злоумышленников от прекращения совершения своих противоправных действий и освобождения заложников, высказывания  последними об исполнении угрозы расправы над всеми заложниками, противоправные действия этих лиц не могли быть пресечены иными способами, кроме как посредством проведения спецоперации.

 

При этом должностные лица УФСИН России по Псковской области, осуществившие проведение этой спецоперации, не допустили превышение пределов крайней необходимости, и пошли на обоснованный риск, в результате чего заложники были освобождены, а злоумышленники задержаны.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...