0

Теплохладность

Отец Андрей, осталось три недели Великого поста. Как Церковь отмечает постные рубежи? Сегодня четвертая неделя Великого поста, то есть четвертый Воскресный день. И посвящена она памяти преподобного Иоанна Лествичника. На Литургии читается евангельский отрывок о том, как отец привел сына к Господу, чтобы Господь исцелил сына, но сначала он привел его к Апостолам с просьбой, чтобы они исцелили бесноватого ребенка, который с детства был мучим от дьявола. Ученики с ужасом обнаружили, что они не могут исцелить болящего. И тогда, на всякий случай, как это часто бывает у нас, у людей, мы не верим, но идем в храм. А заодно зайдем к бабке, как бы к сатане, а потом и к Богу, туда и туда. Авось, кто – нибудь поможет. Веры нет, но на всякий случай. С таким же внутренним расположением, без веры и надежды на Бога, отец подходит к Господу и говорит Господу Иисусу Христу: «Если можешь чем – то помочь, то помоги и исцели сына моего, милосердствовав о нас» (от Марка,9). Господь отвечает на это безверие и наглость человека: «О род лукавый, доколе буду вас, доколе терплю вас». От Господа такие слова страшно слышать на самом деле, потому как Господь, имеющий любовь и терпение, так говорит, а это показатель того, что в очах Божиих, наверное, самое низкое наше состояние - состояние теплохладности. Когда мы думаем, что вроде бы верим, на самом деле далеки от Него, и своими делами мы ближе к неверующим. На таких смотрят и говорят: «Зачем я буду в храм ходить, он поступает так, как мы не поступаем, хоть в храм и не ходим. Я еще и лучше его». Этим позорится и Церковь, и Бог. Состояние теплохладности противно. Недаром Господь в Апокалипсисе, когда видение было Апостолу Иоанну Богослову говорит такие слова: «О, как жалко, что ты не горяч и не холоден: был бы ты холоден, Я бы растопил тебя, был бы ты горяч - ты был бы Моим. Но так, как ты теплохладен, Я извергну тебя из уст Моих». Господь показывает, что теплохладность страшна в нравственном отношении, и если человек ассоциирует себя с верующими, однако не живет жизнью церковного верующего человека, значит, он не стремится ни к чему. Он духовно мертв. Когда он холоден - он или явный безбожник, или он кающийся. Господь будет пытаться его растопить. Человек горячий, святой спасается. А ни рыба - ни мясо, теплохладный, он самый тяжелый: «Ведь я же ничего, я пытаюсь молиться, поститься, пытаюсь ходить в храм». Пытаюсь. «Я не такой уж и безбожник, и, может, не умею делать все, как положено, но я же не святой, слаб человек». Потом он опускает руки и ничего не делает. В духовном плане, когда человек стоит на месте, он откатывается назад, Не может человек духовно стоять на месте и оставаться таким, какой есть. Но в этом евангельском отрывке по своей любви Господь отвечает на слова отца: «Помоги, если можешь», поворачивается к отцу и говорит: «Если веришь, все возможно верующему». Эти слова раскрыли отцу его состояние, и он понял, что у него нет ни веры, ни надежды, а пришел просить. Такая духовная наглость. И поняв это, раскаивается. И говорит потрясающие слова Господу: «Верую, Господи, помоги моему неверию». С таким покаянным отношением человек начинает поворачиваться к Богу, и Господь всегда отвечает. И исцеляет больного сына. А Апостолы почему не могли исцелить? Они потом сами спросили об этом у Господа. И Он говорит слова, ради которых и читался в это воскресение отрывок из Евангелия от Марка: «Этот род (то есть дьвольский) изгоняется только молитвой и постом». Вот мы начали сейчас поститься Великим постом, кто – то постился недельку - вторую, и говорят: ну и ладно, хватит. Потом в последнюю попощусь, в Страстную седмицу, и хорошо. В этой евангельской истории рассказывается о том, как надо бояться оказаться в руках дьявола, а этот «род» изгоняется только постом и молитвой. Нет в тебе молитвы и поста, бойся, чтобы сатана тебя не вверг в пучину страстей и пороков. А сам ты не имеешь силы и возможности выкарабкаться, поэтому молитвы и пост даны тебе от Бога, чтобы помочь. На самом деле, когда человек говорит: мне хватит поститься, я слаб, у меня не получается - на самом деле он еще больше ослабевает. И делает большую глупость: без молитвы сил вообще не будет. В духовном плане ты еще больше ослабеешь. Вот здесь, в четвертый Воскресный день не зря читается Евангелие, а чтобы нас утешить и приободрить, чтобы мы опять нашли силы в себе и сказали себе: пойду до конца поста, чтобы мне освободиться от страстей и пороков, чтобы избавиться от грязи, стать чище, лучше, добрее, терпимее к людям. И в конце евангельского отрывка приводятся слова Господа, в которых Он говорит: «Наступает день, когда Сын Человеческий будет предан в руки человек грешников и убиен будет, и в третий день воскреснет». Вот эти слова вроде мимолетны, но нам указание на то, что мы переступили середину Великого поста, Великий пост подходит к завершению. И нам Церковь напоминает: близятся дни Страстной седмицы, дни, ради которых и был начат Великий пост. Чтобы мы могли очиститься в Великом посту, приободриться, духовно возмужать укрепиться и приготовиться к Страстной седмице. Чтобы пройти час за часом, день за днем дни страданий Христа. Как говорили святые: «С Ним состраждем, с Ним и прославимся». Чтобы с Ним пострадать сейчас, а в Пасху, в Светлое Христово Воскресение с Ним и воскреснуть. Вот эта Страстная седмица к нам уже приближается. Этапы Великого поста, как говорит Церковь, имеют соответствие с человеческой жизнью? Это было еще замечено святыми отцами, что Великий пост имеет нам указание на нашу жизнь вообще. Что такое Великий пост? Это десятина от всего года, которую мы приносим Господу, чтобы получить благословение на весь год. Старинные люди раньше так и говорили, если год не можешь прожить, как Господь просит, то хотя бы Великий пост посвяти Ему, как десятую часть года отдай Богу. Раз попостился, значит, год прожить Господь поможет. И каждый воскресный день Поста, если их разложить, это этапы человеческой жизни. Какие? Первый воскресный день Великого поста – Торжество Православия, второй воскресный день – память о нетленном Фаворском Божественном Свете. Третья неделя –Крестопоклонная, четвертая – преподобного Иоанна Лествичника, пятая - Стояние Марии Египетской и шестая - это уже Вход Господа в Иерусалим. Так вот потому и празднуется память Иоанна Лествичника сейчас, он написал книгу «Лествица», в которой рассказывается о пути шествия к Богу, как и по какой дороге можно прийти к Господу, и назвал эту дорогу лестницей, где каждая ступенька борьба с каким – то грехом. Или обретение добродетели. Шаг за шагом. Таких сорок ступенек, сорок неких страстей, которые надо преодолеть, сорок добродетелей, которые можно приобрести. Я каждому посоветовал бы прочитать эту «Лествицу». А что это за периоды, которым есть параллель в воскресных днях Великого поста, отец Андрей? Это духовные периоды. Первый этап, когда в сердце человека торжествует православие, человек утверждается в вере, он становится верующим человеком. Этот первый этап очень быстр. Мгновение торжества. Второй этап - оссияние Фаворским Светом, некое благодатное, теплое чувство в сердце человека, которое испытывал каждый, пришедший к Богу. Когда человек чувствует Бога рядом: какие – то чудеса в жизни, ощущение мира и покоя, когда человек как будто летает, все складывается хорошо: на молитву вставать радостно, в храм бежит не дождется воскресного дня, все вдохновляет, когда Господь Фаворским Своим Светом касается человека. И если бы не было второго периода, человеку трудно было переживать третий период – крестоношение. Серьезный этап жизни - третье воскресение Великого поста, когда Господь дает Крест человеку. Вот мама носит ребенка на руках и как хорошо, потом она его учит ходить и отпускает потихоньку, не сразу, помогая, ребенок делает первые шаги, падет, встает. И когда он научится ходить, то будет радоваться от собственного хождения. И надо разглядеть этот крест и научится нести с его благодарностью, но бывает человек прогибается под крестом, кто – то унывает, но если человек помнит Свет Фаворский и что через несчастья Господь нас очищает, делает совершенными, что с помощью Креста мы вырастаем в опытного человека, то Крест несем достойно, со смирением, не бунтуем. И этот период тянется до четвертого этапа, и иногда человек не достигает его. Четвертый период, когда, научившись нести Крест, мы не только благодарно его несем, но и начинаем работать над собой, начинаем восхождение по Лестнице Добродетелей в Царство Божие. Этот период бывает не у многих. Но у тех, кто восходит, наступает пятый период непоколебимого стояния в вере. Это воспоминание о подвиге Марии Египетской, которое будет вспоминаться в пятое воскресенье Великого поста. Ее подвиг очищения, когда она, будучи блудницей, страшнейший грех, и она сама говорила, что такие были страсти, что вспоминать страшно тот блуд, которому она предавалась. Но через покаяние в пустыне, где она провела в одиночестве 40 лет, очистилась и пришла в величайшее состояние, когда во время молитвы поднималась от земли, как на воздухе. Вот так от состояния нижайшего греха поднялась к состоянию святости. В эту среду Церковь будет служить вечером память о Марии Египетской, великое стояние, и читать полностью Великий покаянный канон Андрея Критского. И последний этап Великого поста? Это шестой воскресный день - Вход Господень в Иерусалим, если человек достигает подобия Божия, то он входит в Царство Божие по этой Лестнице, после стояния в вере. Таков смысл воскресных дней (недель) Великого поста. Они показывают духовные периоды твоего восхождения к Богу. Церковь показывает, чтобы мы не стояли в третьем периоде, чтобы мы поднимались. Но многие наши пожилые люди, судя по всему, к концу жизни так и остаются в третьем периоде? Да, такие люди есть, и кто в храм ходит, и дай Бог, чтобы Господь и эту жизнь принял. Раньше был подвиг – ходить в храм в безбожное время, а теперь это не подвиг, подвиг –изменить свою жизнь. Ну вот не было кому – то дано ходить в церковь, с них и спросится по – другому, а кому больше дано, с того больше и спросится. Сейчас двери храмов открыты для всех. И для молодых, и для пожилых. А те, кто не ходят? Ну, у тех могло и первого периода не быть вообще. Они не вошли на путь к Богу, и у них еще и этапов христианской жизни не было. Ни одного. Спаси, Господи. Информационная служба Псковской епархии.

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...