0

Христос Воскресе из мертвых! Светлая седмица

"Воскресение Христово (Сошествие во Ад)". Псковская икона, XV век Проректор духовного училища в Пскове, иерей Андрей Вахрушев: Венцом православных торжеств является День Святой Пасхи. Он так и называется Торжество из Торжеств. Начинается Праздник с крестного хода вокруг святого храма, мы как бы ищем той пещеры, где погребен Господь, мы идем, ища, останавливаемся у закрытых дверей храма в надежде обрести. И там начинается Пасхальная утреня, где настоятель торжественно объявляет народу Пасхальную новость: Христос Воскресе! Затем распахиваются двери храма, и сам храм наполняется пасхальным тропарем: Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущем во гробех живот даровав! Этот пасхальный тропарь произносится в храмах Русской Православной Церкви во всю Пасхальную седмицу до 7 мая. Службы в Светлую седмицу похожи на службу в первый день Пасхи, как некий единый праздник Пасхи, мало, чем отличающийся от Праздника Пасхи. Частое молитвословие и любое богослужение начинается с чтение тропаря Пасхи: Христос Воскресе! любое богослужение с этого начинается. Во всю светлую седмицу открыты Царские врата, начиная с Пасхальной ночи, и не закрываются до окончания Светлой седмицы, до субботы Всенощного бдения. Открытые Царские врата символизируют Царство Божие, куда мы можем войти по Воскресении Христовом. Это ставит перед нами задачу: не о остаться праздно смотрящими в Царские врата, чтобы видеть раз в году открытое христианское святилище. Это ставит задачу: войти в это Святилище посредством своей праведной жизни - символ, призывающий в нас Царство Божией благодати. С левой стороны алтаря все будут видеть Пасхальный хлеб – артос. Традиция артоса идет с пасхальных времен, когда апостолы на трапезе оставляли часть хлеба посреди стола Господу, памятуя о том, что Он незримо присутствует среди них. Из древней традиции осталось это правило на Светлой седмице - отлагать особый хлеб в сторону, а в монастырях артос носят даже на трапезу, а потом опять возвращают в храм. На субботнем богослужении, 7 мая, его преломляют и дробят, и раздают православным, которые вкушают артос в течение всего года, как особую святыню. Выдающийся гимнограф церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, новозаветный Давид, написал Пасхальный канон Святой пасхе, и этот пасхальный канон легко ложится на душу, его поют православные, он приглашает всех нас торжествовать в эти дни. Мне кажется, особенной доминантой должна звучать мысль, что нам нужно прощать друг друга в эти дни, потому что, если спросить себя, как достойно отметить день Святой Пасхи, и достойно продолжить дни Светлой седмицы, то тогда надо спросить себя: что любит Хозяин Торжества? Мы ведь приходим на Царский пир и хотим угодить Царю. Но заповедь новая, данная Господом: «Да любите друг друга, по тому узнают вас, вы - Мои ученики, если будет иметь любовь между собою». И пасхальный канон призывает нас простить друг другу. В такие дни не место злобе, не место лукавству, а добрым делам. Потому что увы, увы, такое ощущение, что Христос Воскресает, а какие –то безобразия и игрища начинается, начинаются вражды, и забываем, что празднуем. Кесарю – кесарево, а Божье – Богу: люди работают в Светлую седмицу, хотя эти дни праздничных молитв Церкви Воскресшему Богу. Если не было бы Воскресения, тогда каков смысл человеческой жизни, какова ее цель? Но если есть Воскресение из мертвых, если есть загробная жизнь, есть Суд, который открывает праздник Пасхи, тогда жить нужно не как попало, а очень достойно, и тогда понятно будет выражение, что жизнь единственная. Жизнь одна, и ее нужно прожить особо достойно. А в Пасху я бы пожелал воскресать вместе со Христом от своей духовной смерти. Любой внимательный человек, заглянув в себя, увидит свою духовную спячку, свою мертвость духовную. И этот Праздник нас призывает пробудиться, и с помощью Божьей приступить служению Его Имени на земле. Как было сказано уже выше, Пасха празднуется семь дней. Существует традиция: на первый день хозяйки - жены остаются дома, а знакомые мужчины ходят по домам и поздравляют своих близких и знакомых. Столы всюду накрыты весь день. На столах уже все скоромное (не постное). Обыкновенная еда: на закуску селедка, потом суп, курица, жаркое, ветчина, картошка, салаты, водка, вино и т. п. На сладкое сырная пасха, куличи, торты, компот, чай и кофе. Обыкновенно, садятся за стол на пол часа и потом прощаются, гость идет к другим знакомым. Обязательно нужно посетить всех родственников, потом хороших знакомых, в особенности, старших и пожилых. Подарки в этот день не приносят. На второй день Пасхи полагается, чтобы жены ходили по домам, а мужья сидели дома, но это не практикуется. В наше время, в эти Святые дни, многие сговариваются и просто ходят друг к другу в гости. Нужно обратить особое внимание на пожилых и одиноких. А первое разговление происходит обычно сразу после Пасхального богослужения, в храме, на приходе. На Светлой седмице Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий служит Божественные Литургии в Свято-Успенском Печерском монастыре – 2 мая; в Рождественском Снетогорском монастыре - 3 мая; в Свято-Никольском храме Изборска, с крестным ходом на 12 источников – ключей и водосвятным молебном в честь иконы «Живоносный источник» - 6 мая; в храме св. Александра Невского – 7 мая. Информационная служба Псковской епархии.

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...