0

Паломнический дневник. Часть 2

2. День второй. Выбуты – Изборск – Печерский монастырь – Камно Недалеко от Пскова в десяти с небольшим километрах есть место – Выбуты. Здешний пейзаж помнит великую Ольгу. Мы вошли в выбутский храм Ильи Пророка ХV столетия, построенный на месте деревянного. Русское средневековье сохраняло горячность веры и жар молитвы. Храмы были деревянными, или каменными, но не отапливалась. Грела молитва православных. Нынешняя особенность нашей веры – теплохладность. Равнодушное спокойствие в вере. Мы, как будто привыкли, что Его нет, или Он есть как само собой разумеющееся. Вот и обогреваем теперь храмы, подключаем отопление, иначе не выстоять на службах. В церкви Ильи Пророка, в стены сводов и барабана вставлены кувшины – кринки для облегчения конструкции, для идеального резонирования человеческого голоса и храмовых стен. Поэтому и говорить в псковских храмах можно шепотом. «Аще и всю ночь в келье простоишь на молитве, не сровняется с одним пропетым в церкви «Господи, помилуй» - так говорил псковский монах – пустынножитель, основатель Спасо – Елеазаровского монастыря, радетель русской государственности преподобный Ефросин. Рядом с храмом Ильи Пророка построен новый деревянный святителя Николая Чудотворца, в нем, подаренная Плащаница св. Ольги. Говорят, Плащаница уже являет чудеса исцеления. Пока на эту тему паломническую стали вспоминать, что у кого было, Раиса Васильевна из Витебска, которая уже семь лет со своими православными колесит по российским святыням, рассказала, как в одном храме, когда уже батюшка давал отпуст и поминал в конце службы святых, одна паломница вдруг сказала: «Рая, смотри, вот святитель Николай появился, стоит у солеи». И так, кого называл священник, поминая, стояли у края солеи, и паломница их видела. Нам в Выбутах наш экскурсовод обещала солнце среди дождя и туч, обложивших всю небесную ширь, и оно проглянулось на несколько минут, что было чудом, очень естественным в этих владениях Княгини. В этом пейзаже, среди камней, где она ходила, жила, где бежит живая и порожистая Великая – мы чувствовали себя странно, совсем не в XXI веке. Рассказывают, долгое время жила в Выбутах старушка, пока не пришли к ней журналисты порасспрашивать об истории места, она им и сказала: «Вас ждала, чтобы показать, где Ольгин камень. Мы с мамой, бывало, мимо его проходили, и она мне говорила: Запомни, доченька, это Ольгин камень. Так и запомнила. Теперь вам говорю, и умереть уже можно». Вот она, народная традиция предания: правду сохраняют не газеты и рукописные документы, которые по-разному можно прочитать, а народные устные предания – легенды, в которых и есть настоящая правда. Она передается от отца к сыну, от дочери к матери и далее по роду. Пока все не узнают. Здесь Ольга-перевозчица встретила киевского князя Игоря, своего будущего мужа, здесь ее ключница Малуша родила Ольге внука – будущего Крестителя Руси. Это и есть правда народного предания. Из подземных ключей налилось маленькое озерцо, можно окунуться, а рядом Ольгинские ключи, и все это – твое. Живи. Радуйся. Пользуйся. Ольга благодарно встречает солнцем. И то верно, первая христианка Руси, наше солнце веры. Только там, в Выбутах, и мелькнуло солнышко, а потом мы ехали под дождем в Изборск. В Изборске, возле храма Рождества Пресвятой Богородицы, нас встречал его настоятель священник Алексей Вовченко. Он же является и настоятелем церкви св. Георгия Победоносного в Камно. Батюшка затопил самовар шишками, раскочегарил к приезду дорогих гостей, бросил на навершие самовара ладана для благословения трапезы. Ладан расплылся по сторожке: вот рай – то. Заварил вкусный чай с травами, на богородицкой водичке, что в источнике рядом с храмом. И угощал белыми сухарями, посыпанными сахарком. Отец Алексей сам справлялся, помощницы остались в Камно. Разговор зашел о путях предков славян-словен, шли по городищу Словенск, поклонились варяжскому князю Трувору, а на Словенских ключах, освященных в честь 12 апостолов, паломники разбрелись по ручьям и струям, в которых доставали изборские известковые камешки с красными полосами, будто натекшими кровью. И это красное не было вкраплением, а как бы помазано поверху камешков. Крови здесь пролито немало, а земля каменная, так она и осталась на этих камнях, никуда не стекла. Отец Алексей показал нам большую избу, где в два яруса были сбиты из досок полати для детей православного лагеря. В сенях на жердочках сушилась прошлогодняя травка, было уютно, хотя ни света и никаких плодов цивилизации в доме не было. Священник рассказал, что дети в лагере учатся не только молиться, но и защищаться, занимаются русским кулачным ратным боем. А то совсем мужиков не стало. Пока ходили по изборским просторам с нашими батюшками, о. Алексей размышлял вслух, благо рядом прибалтийские, ливонские земли: «Протестантам не понять, зачем нам храмы и монастыри, лучше дома строить и стиральным порошком мостовые мыть». Привел в свой храм Рождества Богородицы (XVIII в), где в последние годы во множестве иконы мироточили, и стена храмовая, как оказалось, хранила под спудом честные мощи изборского святого Серапиона Ламского (лам - плита), его называют еще Серапион новый чудотворец. Он из великой когорты псковских пустынножителей и молчальников: Онуфрия Мальского, Никандра и Саввы Крыпецкого и др. Все обновления и открытия в храме батюшка связывает с тем, что появился детский православный лагерь, и Господь откликнулся чудесами на детскую работу и старательную молитву. Отец Алексей считает, что изборская земля идеальна для воспитания любви к родине, воспитания того самого патриотизма, о котором мы ныне и понятия – то не имеем. Не знаем любви к Родине, не ведаем. Один из гостей, посмотрев Изборск, сказал: «Мы так много ездим, а потом приезжаем сюда и расплачемся вдруг: зачем мы, дураки, по миру ездим, если здесь всё!» Ну, наверное, потому и ездим, чтобы понять навсегда, что здесь - всё! После Изборска отправились в Свято – Успенский Печерский мужской монастырь. Печеры все паломники знают хорошо. Но все равно удивились благолепию, монастырскому гостеприимству и торжественности Всенощной, которая проходила в Михайловском соборе, где хранится десница св. мученицы Татианы из Царского села, подаренная благочестивым семейством монастырю, сохраненная ими в годы лихолетья. Михайловский собор построен на средства псковичей в честь победы армии Витгенштейна под Полоцком над французами. Если бы Наполеона не выбили из Полоцка, то он пошел бы прямиком на Псков. Зная об этом, псковичи и просили печерских монахов о Крестном ходе с иконами Божией Матери, святынями монастыря. В день крестного хода и моления войска Наполеона были выбиты из Полоцка. Известно монастырское предание о явлении Божией Матери, которая обещала хранить монастырь: «Я здесь и никуда не уйду отсюда». Вот так и творится монастырская молитва более 500 лет, не затухая. Интересно, что в строительстве первого монастырского Успенского храма принимала участие женщина, Мария, жена священника Иоанна, бежавшего с семьей из Дерпта во время гонения на православных. Там уже были убиты православный игумен Исидор с братией, а Иоанн, сохраняя семейство, бежал. Здесь они и рыли пещерный храм, который и является главным монастырским храмом. Но Мария надорвалась и не дожила до его освящения, приняв постриг перед смертью, умерла с именем Васса. Ее мощи покоятся в пещерах, Богом сданных. После того, как ее похоронили, на другой день, гроб был изнесен на поверхность: так строительница монастыря дала знак братии, как следует хоронить умерших, не зарывая, а гробы ставили в ниши, песок Святых пещер сохранял усопших. Там же покоятся мощи ее мужа, принявшего постриг, монаха Ионы и монаха Лазаря (XVIII), умершего и воскресшего на третий день. После чего Лазарь ушел в затвор и еще долго прожил, ныне он – местночтимый святой, и его мощам поклоняются в начале пещерного коридора. Можно увидеть и беседочку монастырскую, в которой принимал страждущих преподобный Симеон, и поклонится его святым мощам в Сретенском храме. Ныне в монастыре подвязаются старцы Иоанн (Крестьянкин) и Адриан (Кирсанов). Зовут на Всенощную монастырские куранты, сочиненные еще монахом - умельцем в XVI веке. И до сих пор, Слава Богу, отмеряют уже быстрое Время. Всенощную служил отец Наместник архимандрит Тихон и вместе с братией просил: «Молимся и о нашей душе христианской, озлобленной и страждущей, ожидающей помощи». Когда после Всенощной мы выходили из Михайловского собора, у перекладины стояли велосипеды, окрестные жители приезжают в монастырь помолиться. Прибалтика близко, народ здесь цивилизованный, и хоть и небогатый, но пешком не ходят, да и не сразу дойдешь – на велосипеде сподручней. Поздно к вечеру, а белые ночи на псковской земле уже начались, закончился дождь, появилась светлая и теплая полоса заката, и в одиннадцать часов мы уже выходили из ограды погоста и церкви св. Георгия в Камно, поклонившись могиле протоиерея Валентина, любимого многими православными. В полной деревенской тишине искупались в святом источнике, тихо расселись в автобусе, впереди – Псков. 3. День третий. Жены - мироносицы. Мы начинали наше паломничество со знакомства с иконостасом Троицкого Кафедрального Собора. В его иконостасе последний, самый высокий ряд, представлен иконами Жен Мироносиц. И по Промыслу Божьему мы заканчиваем наше путешествие православных в день Праздника Святых Жен. В Пскове есть и храм Жен Мироносиц, один из первых, открывшихся после безбожного времени, шестнадцать лет назад. Храм 16 века, древний и красивый, но на Литургию наши гости пошли в Кафедральный Собор св. Троицы. Приехали ведь в Дом Святой Троицы. Там и причастились. Слава Богу за всё! Надо сказать, что, конечно, среди паломников преобладали женщины. Традиция Жен, помощниц Иисуса сильна и продолжается. Видно, женский подвиг особенно необходим в наше сложное духовно время. Уже перед отъездом паломники собрались за трапезой в Мирожском монастыре, чтобы подвести итоги, и расстаться до следующей встречи. Монастыри на Руси всегда кормили странников, паломников, убогих, нищих, больных. Любому голодному и немощному можно было войти в монастырские врата и попросить хлеба. Дадут. В Печерском монастыре до сих пор обеды готовятся на сотни. В будний день до трехсот обедов, учитывая братию, трудников, паломников, а в праздничные дни - до пятисот. В паломнической поездке, такой показательной, как наша, монастырские трапезы - особенная песня. Наездишься, намолишься, находишься, сядешь с молитвой за монастырский стол, и все кажется удивительно вкусным. И не просто суп с фасолью и каша гречневая с луком, а яства удивительные. И не щи с рыбными котлетами, а рахат –лукум. Едим – наворачиваем. Вроде и стыдно немного за такое чревоугодие, но вкусно. Слава Богу, пост остался позади, и можно вкусить монастырской кухни, которая готовит незамысловатую еду с молитвой и смирением. Поэтому так вкусно все простое. И никакой изжоги и таблеток мезим форте. Ешьте проще и выживите. Трапезу православные уважают. Монастырские трапезы обычно и проходили в специально построенных трапезных храмах. Еда – это то, что Бог послал тебе за труды, к ней нужно и относиться с уважением. Ведь и Христос трапезничал со своими учениками, преламывая хлеб, и вкушая вино – два главных продукта жизни, источник которых – земля и солнце. Нас в монастырских трапезных встречали гостеприимно, с тихой радостью. Кто знает, где теперь соберемся, чтобы порадоваться ближнему своему и прикоснуться к святыне, но как сказала паломница из Тулы: «Собираться надо, чтобы крепче полюбить друг друга». Информационная служба Псковской епархии.

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...