0

Троицкая родительская суббота

Информационная служба Псковской епархии обратилась к настоятелю храма Апостола Матфея в Писковичах протоиерею Евгению Найдину с просьбой рассказать о Троицкой родительской субботе, которая будет отмечаться православными 18 июня. «19 июня нашей Церковью будет праздноваться Пятидесятница – сошествие Святаго Духа на Апостолов. Церковь была основана в это время. Основана благодатью Божией, которую обещал Господь ученикам, обещал, что Дух Святый сойдет и просветит их. И Дух Святый сошел на Апостолов и вразумил их, открыл понимание, вразумение чтения Слова Божьего – Священного Писания. Ученики Иисуса Христа простые рыбаки, мытарь, а Дух Божий дал им понимание сути учения Христова. Благодать в виде огненных языков сошла на них, и это было видимо визуально. Святая Троица – есть основание Церкви, а во второй день празднуется Дух Святый, и во время вечерни на Троицу читаются всем духовенством: от Патриарха до деревенского священника на коленях коленнопреклонненые молитвы, обращенные к Богу, Святой Троице и Духу Святому, чтобы благодать Святаго Духа сошла бы на нас, как когда – то она сошла на Апостолов. Потому Церковь и устроила накануне св. Троицы поминальный день – субботу поминальную перед днем основания Церкви. Когда Господь был во гробе, он сошел во ад и вывел всех от Адама, кто пожелал быть с Богом. «Кто со мной?» – говорит Господь, того и вывел. В день основания Церкви эта благодать Духа Святаго пронизала всю Церковь земную и всю Церковь Небесную, где праотцы и патриархи, священномученики и преподобные, святые. И между Церквами земной и Небесной существует прямая связь, мы молимся святым, просим у них и они нас слышат. Все в мире Духом Святым держится. И в день основания Церкви - день Святой Троицы Дух Божий все в мире освятил, и живых и усопших. Поэтому отцы Церкви с основания Церкви поминали усопших, своих дорогих родителей, своих братьев и сестер. Что такое чаяние воскресения? Мы знаем, что умираем, плоть умирает, но душой уходим ко Христу и предстаем перед Богом. Или преображенными, или во грехах – как заслужим: кто заслужил радость, кто заслужил муку. Так вот Дух Божий в день Пятидесятницы коснулся всех и Небесной и земной Церкви. Поэтому святые Отцы по внушению Духа Божьего устроили поминальную субботу накануне праздника Святой Троицы. Панихиды еще служились в катакомбной Церкви, когда первые христиане были гонимы в Римской империи. И слово «панихида» в буквальном переводе с греческого языка означает «служение ночью», молитва ночью об усопших. Когда Церковь стала свободна, то панихида вышла из катакомб и стала службой об усопших. Со временем появились в Церкви поминальные субботы. Троицкая родительская суббота конкретно связана с сошествием Святаго Духа, с основанием Церкви. Церковь радуется в этот день, мы радуемся, мы торжествуем, потому что в этот день было начало нашего спасения внутри самой Церкви. Господь устроил Церковь, и все Таинства Церкви пронизаны Духом Божиим. В Таинствах есть помазывание миром, и через это исходит благодать Святаго Духа на нас. И в любом Таинстве Церкви существует благодать, животворящая, невидимая, но явно чувствуемая верующим человеком - это благодать Святаго Духа. Пасхальная радость касается не только нашей души, но и наших усопших близких, и нам хочется разделить эту радость с ними. Поэтому и после Пасхи есть день поминания, он называется не поминальная суббота, не особый траурный день, а Радоница (радуйся). Мы приходим на могилки и говорим Христос Воскресе! Мы молимся за усопших, чтобы Господь простил их. Так вот Троицкая суббота связана с основанием Церкви Троицей и Сошествием Святаго Духа. И мы верим, что Дух Божий касается не только живущих и молящихся, но и усопших. И мы знаем, что ушли наши близкие в мир иной со страстями, пороками, грехами, а мы молимся и просим Духа Божия, которого Бог послал, просим Христа Спасителя, чтобы он помиловал их. И накануне Троицкой субботы, в пятницу вечером мы служим парастас. Парастас, с греческого, ходатайство, и во время службы мы ходатайствуем за своих усопших. Церковь - это общество людей, объединенных верой, таинствами и церковными обрядами. И когда священник сам причастился, людей причастил, заканчивается Литургия, и частички просфоры - Тела Господня, вынутые священником, ссыпают в потир, чашу с Кровью Христовой и священник говорит: «Отмой, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоей честною», происходит благодатное очищение, а также молитвами Церкви, молитвами духовенства и прихожан. Это благодатный момент, который объединяет души усопших и живых. Мы вымаливаем у Бога прощение за усопших, а разве Бог, который является источником любви, не ответит на нашу просьбу? Конечно, ответит. Поэтому верующие люди имеют великую радость, которая непонятна неверующим, живущим в мире, радость благодатного ощущения Духа Божия, особенно, во время искренних минут покаяния, исповеди, когда покаяние искреннее, когда мы горячо просим прощения у Господа. В этот момент благодать Божия по молитве священника входит в душу и умиротворяет. Потом причащаешься Тела Господня и Сам Господь видимо, действительно, видимо входит через Тело и Кровь Свою и таинственно действует внутри человека. Мы так вымаливаем и прощения усопших, потому что они уже не могут ничего для себя вымолить, они могут молиться за нас, но не за себя. «В чем застану, в том и судить буду». И мы их вымаливаем, выпрашиваем прощения, Церковь просит: «Помоги, Господи, упокой, Господи, души усопших раб Твоих, праотец, отец, сестер, братии наших, зде лежащих и повсюду православных». Мы просим от лица Церкви, чтобы Господь помиловал тех, кто ушел в вере и надежде Воскресения, просим благодать Божию. По молитве Церкви эта благодать развивается до такого состояния, которое помогает душе усопшего выйти из уз ада. Потом действует и милость Божия. Наше нынешнее общество – общество потребителей, мы стали аморфными, безразличными, а Господь говорит: «Ты не холоден, ты не горяч, а лучше бы ты был холоден, или горяч». Безразличие страшнее отрицания, а горячему грехи и слабости Господь всегда поправит через людей, через обстоятельства. Но аморфной массе молодежи не нужен Бог, они живут потребительской жизнью, а это одно из орудий лукавого. Такой потребительский образ жизни ведет к смерти духовной, а потом и физической. Очень много молодых умирает сейчас, вот мы и молимся о сродниках наших, которые ушли из жизни: кто от пьянства, кто от наркотиков. В таком случае еще можно отпеть человека. И Троицкая суббота имеет свой глубочайший сакраментальный смысл и не потеряет его до скончания века. И поэтому поминальные субботы крайне необходимы. В народе все знают поминальные субботы вторую, третье, четвертую Великого поста, Троицкую родительскую, Дмитриевскую субботу, Радоницу. И у многих есть стремление помянуть своих усопших записками, а мы их прочитаем и скажем: «Господи, помяни его во Царствие Своем». И этой усопшей душе уже легче станет независимо от состояния души того человека, который это писал. Прийти на могилку, дать милостыню, сделать доброе дело, доброе слово сказать, а это тоже милостыня в наше время, особенно за тех, кто безвременно ушел. Родительская же суббота потому, что наши родители ближе всех нам, мы и поминаем прежде тех, кто ближе по плоти, и поминание начинается с усопших родителей. Мы молимся о родивших нас, о родственниках, поэтому понятие «родительская суббота» связано с кровными близкими нам узами. В записке церковной поминальной мы пишем, прежде всего, усопших маму, папу, бабушек, дедушек, сестер, братьев, поминаем сродников. В родительскую субботу богослужения имеют один богослужебный чин, состоящий из вечерни и утрени, поются песнопения заупокойного характера. Присутствуют поминальный канон, поминальные стихиры, песнопения. Вечерня переходит в утреню, а после утрени и Литургии обязательно служится Вселенская панихида. Этим заканчивается поминальный чин, который будет служиться 18 июня, в Троицкую родительскую субботу».

Нет комментариев

Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...