8

Владимир Аракчеев: «Для нашего государства пока нет народов – пасынков»

Информационная служба Псковской епархии в преддверии государственного общенационального праздника примирения и согласия, с новой датой - 4 ноября, обратилась к специалисту, историку – медиевисту, доценту Псковского педагогического университета Владимиру Аракчееву с вопросами: Как Вы отнеслись к замене даты государственного праздника 7 ноября на 4 ноября, Владимир Анатольевич? Тот факт, что дата 7 ноября заменена датой 4 ноября, вызывает во мне чувство глубокого удовлетворения. Хотя сама по себе эта дата в некотором смысле формальна, как и многие другие праздничные даты. И в чем же проявляется ее формальность? Дело в том, что освобождение Москвы от поляков в октябре (старый стиль)1612 года прошло в два этапа. На первом - 22 октября 1612 года был освобожден Китай- город, что было важнейшим этапом в освобождении Москвы, потому что Китай - город занимал большую площадь, там стоял мощный гарнизон и мощная артиллерия. На втором этапе 27 октября (по старому стилю) был освобожден Кремль. Польский гарнизон Кремля капитулировал, вышел из Кремля, и Москва была полностью освобождена от захватчиков. При переводе дат XYII века на новый стиль нужно прибавлять не тринадцать дней, а десять, если быть точным. И тогда 22 октября падает на 1 ноября, а дата 27 октября падает на день 6 ноября. Вот как! Все не так просто. Если мы имеем в виду историческую точность, то мы должны пользоваться именно этими десятью днями, которые мы прибавляем к старой дате, чтобы получить новую. Но для юбилейных дат есть другой критерий. День 22 октября старого стиля - день Казанской иконы Божией Матери, в который, собственно, и произошло освобождение Китай – города. И поскольку мы прибавляем сейчас к дате 13 дней, то праздник Казанской иконы Божией Матери падает на 4 ноября. И, выбирая, между двумя вариантами 1 и 4 ноября, вполне логично выбрать именно 4 ноября. Казанская икона Божией Матери очень важна для Москвы, для хранения этой святыни был специально построен храм на Красной площади. Не менее важна эта икона и для всего российского народа. Я думаю, что выбор государственного праздника общенационального примирения, выпадающий на 4 ноября, сделан справедливо. И совпадение дня освобождения Китай – города и празднования Казанской иконе Божией Матери мне представляется более важным, чем простое следование элементарной хронологии. Владимир Анатольевич, с датой государственного празднования 4 ноября согласились не только Президент и Правительство, но и религиозные конфессии – иудеи, мусульмане. Приняла эту дату Русская Православная Церковь, которая в этот день еще и отмечает большой праздник иконе Божией матери Казанская. А что Вы можете сказать о самом новом празднике? Надо сказать, что это один из немногих государственных праздников, который я считаю абсолютно адекватным по его целям. Дело в том, что в истории России не так уж и много дат, которые действительно объединяли бы народ. Ведь 7 ноября – это фактически дата не только социального переворота, это дата начала гражданской войны. И даже самые одиозные советские историки, издававшие первые тома о Гражданской войне еще при Сталине в 1935 году, датировали начало Гражданской войны 25 октября 1917 годом. И они были правы. Именно эта дата ознаменовала собой начало чудовищного раскола в жизни общества, результатом которого была гибель полутора десятков миллионов человек, эмиграции более, чем двух миллионов, среди которых были лучшие люди нации и т.д. Праздник имеет большое значение для всего населения России, в том числе, и для мусульман. В составе войск ополчения, двигавшегося на Москву из Нижнего Новгорода, были и регулярные подразделения татар. Вообще говоря, в годы Смуты, охватившей Россию в начале XYII века, мусульманское население Поволожья вело себя наиболее корректно. И мы знаем очень мало случаев, когда грабежами в центре России в Смутное время занимались мусульмане, большая часть грабежей – дело рук казаков, которые в основном, были православными и грабили мирных обывателей. Так что праздник 4 ноября имеет большое значение и для мусульман. А если говорить о тенденции появления новых праздников вместо старых? Я могу сослаться на статью журналиста Ореха « Как россиянин Донской победил россиянина Мамая», глумливую по тону и гнусную по содержанию, которую опубликовала газета «Псковска губерния». И чем же она, Владимир Анатольевич, Вас смутила? Как человека и гражданина она меня покоробила тем, что автор продолжает не очень хорошую традицию советской эстрады, традицию Жванецкого, глумливого отношения к настоящему и прошлому российского народа. В России все не так, как у цивилизованных народов Запада… все хуже…и день Куликовской битвы нельзя праздновать, потому что это может оскорбить национальные чувства татар и т.п. Статья эта несостоятельна во всех отношениях, с моей точки зрения. Ведь тот факт, что наполеоновский флот был уничтожен английской эскадрой адмирала Нельсона, вовсе не помешал в начале этого года отметить 200-летие Трафальгарского сражения, этапного морского сражения. Причем, в праздновании этой даты приняли участие корабли как английского, так и французского флотов, и других флотов Европейского союза. Даже российский корабль пришел в Англию. Мне кажется, мы утратили, а, может, никогда и не имели понимания специфики войн эпохи Средневековья и Нового времени, условно XIX века. Ведь тотальная война, о которой мы имеем представление по Первой и Второй мировым войнам - это плод недавнего развития европейской цивилизации, плод развития XX столетия. И еще, наверное, некоторого сговора держав против какой-то одной державы? Конечно. Это результат коалиционной войны, которая ведется без особых правил. Стоит вспомнить, что в Первую мировую войну были применены нервно -паралитические газы, а это ничуть не меньше, чем ядерное оружие для Второй мировой войны. Тотальные войны велись на уничтожение. А в предыдущих войнах сохранялся элемент агона, состязательности. Войну 1812 года поэтизировали и русские, и французские офицеры. То, что корпуса Мюрата и Милорадовича сражались на поле брани, не мешало командующим встречаться между сражениями и даже беседовать. И когда такие авторы – публицисты, вроде Ореха, провокационно утверждают, что битвы Пересвета с Челубеем не было и т.п. они показывают то, что совершенно не знакомы со спецификой прошлого нашей страны и других народов. Мало сказать, что Сергий Радонежский не благословил Пересвета и Ослябю на Куликовскую битву, или что Пересвет и Ослябя не были монахами, но ведь это не говорит о том, что этих личностей не было и не было самого поединка! И Пересвет и Ослябя – реальные личности, они участвовали в Куликовской битве, и их имена занесены в список наиболее знатных воинов, погибших на Куликовом поле. Но надо иметь в виду, что поединок Пересвета и Челубея тоже сохранял элемент соревновательности, состязательности. И нет ничего обидного для современных татар, что Челубей проиграл поединок, а Ордынские войска потерпели поражение на поле Куликовом. Да? В то время решался вопрос гораздо более важный: какой народ возглавит объединительное движение в степях Евразии и восточной Европе. Победили русские, и Россия возглавила единое государство. Кстати, и татаро - монгольское иго и последующее подчинение Казанского ханства Москве нельзя трактовать в тех терминах, как делает господин Орех. Он пишет: Сначала татары поработили Русь, а потом Русь поработила татар…На самом деле термин «порабощение» невозможно употреблять к отношениям того времени. Конечно, формы зависимости Руси от Орды были довольно тяжелыми, но затем осталась только данническая зависимость. Но веру Православную не отнимали, не преследовали за веру? Безусловно. И тот факт, что Русские земли сохранили веру, является очень важным в понимании веротерпимости татар. Даже турки не притесняли славян на Балканах, они лишали их гражданских прав, но не веры. Это же характерно для отношений Орды и Руси, которые в эпоху ига нельзя трактовать как порабощение. На Русские земли были наложены даннические обязательства, что явилось результатом военного поражения. И эти обязательства выполнялись. В дальнейшем остатки Золотой Орды вошли в состав единого Русского государства, и уже на них был наложен ясак. Кстати, очень щадящая дань по своим размерам. Например, размер ясака для мусульман и язычников в XYIII веке был гораздо меньше, чем размер подушной подати, которую выплачивал русский крестьянин. Ясак и по форме, и по объему был не очень обременителен. С тех народов, которые жили вдалеке от торговых путей и не имели наличных денег, ясак взимался натурой. Например, башкиры платили медом, сибиряки платили пушниной и т.п. Так что ни о каком порабощении татарского и других народов мы речь вести не можем. Получается, Владимир Анатольевич, что существуют объективные исторические факты о строительстве Русского государства, и есть тенденциозный взгляд не очень знающего историю обывателя - журналиста? Да. И потом, как мы все видим, наше государство делает и ответные жесты. В этом году мы праздновали юбилей 1000 –летия Казани. Дата условна, но сам по себе факт празднования этой даты почти одновременно с годовщиной битвы на поле Куликовом говорит о том, что для нашего государства пока, к счастью, нет народов – пасынков. И в этом мне видится смысл государственных праздников, которые необходимы, как объединяющие народ, дающие ему ощущение единства. Значит, 4 ноября – наш новый государственный праздник основан на исторических фактах четырехсотлетней давности и имеет четкую недвусмысленную подоплеку? Причем, позитивную. Потому что этот день ознаменовал определенный этап выхода России из Смуты. Это тоже очень важно для нашего современного государства и его граждан. А для православных это еще и празднование Казанской иконе Божией Матери, которая очень помогла Русскому государству в этой победе. Информационная служба Псковской епархии.
  • М.Петров
    ...ущипните меня.Это,что правда?..Я запью,я немогу.Поле дураков.:)
  • г-ну Аракчееву
    Владимир, после таких интервью Вам надо отказаться от степени кандиждата исторических наук и никогда не писать докторскую. Когда ученый начинает обслуживать конъюнктуру государства и одной из конфессий, ему лучше даже не упоминать, что он ученый. Позорное интервью.
  • насмешникам
    Если и есть у нашего государства пасынок - то это русский народ. Что, впрочем, происходит с согласия русского народа. А православие - это не "одна из конфессий", как вы здесь абсолютно безграмотно определяете, а вера, которая легла в основу государственного строительства Русского государства, и не только. И почему вы полагаете,что ученый не может быть согласен в каких -то позициях с государством? Почему вы отказываете гражданину уважать свое государство? И ваша выдуманная модель "ученый - государство" весьма абстрактна, т.к. прежде всего всякий ученый еще и гражданин государства. Но, похоже, эти отзывы из ПГ, газеты, которая лучше всех понимает,что пишет и за чьи деньги. Желательно, подобные благоглупости оставлять на страницах ПГ. Для них она и существует,как можно определить по политике и идеологии данной газеты.
  • Как же, как же. Оставить праздник 7, уже не позволяет государство. А вспомнить праздники, существовавщие до православия не позволяет вера. Пусть гражданин уважает за это государство, а верующий - церковь, как ему будет угодно. Всем остальным все равно лучше забыть еще один кусок истории, который теперь плох. Так?
  • удивленный
    Не могу понять,как можно праздновать день, в результате которого убили Царя и его невинную семью,положили миллион народу, выпустили самые низменные инстинкты толпы, развратили всех и оставили труп в центре столицы лежать на любование черни. Достойный конец мыслителя и руководителя переворота.И почему не праздновать честную и спокойную дату: особождения Москвы и России от страшных и подлых поляков? Когда даже мусульмане пошли вместе с православными защищать Россию? Надо все -таки как -то мириться с очевидными фактами и узнавать историю России не из газеты Псковская губерния и ей подобных. Тогда, возможно, понимание исторических процессов будет более четким и корректным.
  • Летописец-демократ
    КАКОЕ СЛАВНОЕ БЫЛО ВРЕМЯ КРЕПОСТНОЕ ПРАВО .КАКИЕ БЫЛИ СВОБОДНЫЕ ЛЮДИ.КАКИЕ БЫЛИ ДОБРЫЕ ЦАРИ ВСЕХ ЛЮБИЛИ УЧИЛИ ГРАМОТЕ. КАК О ВСЕХ ЗАБОТИЛИСЬ .НО ПРИШЛИ ЗЛОБНЫЕ БОЛЬШЕВИКИ И УБИЛИ ДОБРОГО ЦАРЯ.
  • кг/ам, Владимир Анатольевич - в Бабруйск,...
  • Узнавать историю из всей псковской прессы лучше всего именно из Псковской губернии. Так уж сложилось. А также и современность. История поганая, но что тут сделаешь. Как жили - такая и история получилась. Не было в Москве страшных и подлых поляков - потому что все народы в таким случае страшные и подлые. А руская история не страшная и не подлая? Русь, утонувшая в стукачестве еще с монгольских времен? Где горе соседа было лучшей радостью другого соседа? И какое освобождение Москвы от поляков? Где они там были? В плену от голода подыхали. Смутное время России родило смутную династию Романовых, и в этом - родовая травма российской императорской династии. И начало конца страны, которая окончательно стала империей. Аракчеев, вы бы сходили в архивы, что ли? А не в церковь. Туда ходят душу спасать, а не историю писать. Вы что-то перепутали в очередной раз. "Православие. Самодержание. Народность" - вот формула гибели России.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...