4

Вологда без "вологодского масла"

На фото: здание в городе Вологде Какой нормальный и уважающий себя человек поедет сегодня за девятьсот километров смотреть фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре да ещё за три тысячи рублей? Но такие люди есть, и их совсем немало, если учесть, что автобус с паломниками, отправляющийся в Вологду, был полон. Всё-таки смотреть фрески – занятие ныне не очень обычное, но, тем не менее, не только они были целью паломничества.   Паломничество – это дорога к святыням, в данном случае, к вологодским святыням и святым. Народу в автобусном ковчеге собралось, как в том Ноевом, разного: и воцерковленные православные, и невоцерковленные светские люди. Собрались социально разные люди, но обычно в паломничестве нет никакой разницы, кто ты в жизни: начальник или подчинённый, шофёр или инженер, в паломничестве главный критерий – быть человеком. Как всегда, и в это путешествие собрались Наташа со своим двенадцатилетним сыном Андреем, учеником корытовского Центра. Мы выехали из Пскова в семь вечера от храма св. А. Невского, который и организовывал нашу поездку. Отец настоятель Олег Тэор нас благословил, и передал для храма св. А. Невского в Вологде землю со дна Чудского озера и свечу, прижжённую от огня храмовой свечи. Этот торжественный акт повторяется, в мае мы ездили с чудской землёй и Благодатным огнём в Переславль-Залесский – родину Благоверного князя Александра Невского. В этом году исполняется 100 лет храму св. А. Невского в Пскове. Пожелав нам перенести жару и дождь, и все другие искушения, батюшка вернулся в храм на вечернее богослужение, а мы отправились в дорогу.   1. Снова, опять и ещё раз о дорогах: Дороги в Новгородской области и Вологодской очень похожи на наши, псковские. Как пошутил наш товарищ Дмитрий, "в России дорог нет, а есть направления", что было истинной правдой. Ну, и, учитывая, что указателей на дорогах тоже нет, то не удивительно, что добирались мы до Вологды семнадцать часов. Уже утром, а светлеет в наших северных краях рано, в каком-то маленьком вологодском посёлке, проезжая мимо, увидели большущую рекламу на придорожном здании: "Ювелирный салон. Золотой подарочек". Наверное, поэтому на всей огромной территории трёх областей: Псковской, Новгородской и Вологодской мы не видели ни коров, ни полей, ни людей. Куда что подевалось? Но из чего тогда делают знаменитое вологодское масло? Если описывать вологодский пейзаж, то он едва ли не живописнее, чем псковский: много горок, речушек и рек, мы проезжали Шексну, дорожки и дороги, всё закругляется и поворачивает, в общем, прямых дорог нет, а есть почти партизанские тропы, на которых стоят маленькие и большие деревни. А по обеим сторонам дороги плотная зелёная стена непроходимого высокого кустарника, ближе к Вологде – елей и берёз, как у нас. Надо отметить, что придорожные автобусные остановки, например, в Новгородской области, аккуратные, в отличие от разбитых и загаженных в нашей области, а в Вологодской так и вовсе они выкрашены в "триколор" Российского флага, что очень радует глаз. На фото: паломники направляются в вологодский Кремль 2. Вологда: Вологду основал в 1147 году пришедший из Киева для просвещения жителей северного края в вере Православной преподобный Герасим. Мы видели место, где покоятся его мощи "под спудом", не обретённые, то есть их никто не раскапывал и не видел. Нам рассказали, что несколько лет назад священнику кладбищенского храма Лазаря Четверодневного в Вологде передали, что некто имеет чертёж старого вологодского посада, на котором указано место упокоения преподобного Герасима: за определённую сумму чертёж предоставят священнику. Народ стал собирать деньги, а сумма требовалась столь немалая, что собирать пришлось бы не один месяц, и тут в храм принесли конверт с деньгами, в котором их было ровно столько, чтобы заплатить требуемую сумму. Чертёж был оплачен и получен. Сейчас на указанном месте предполагается строительство часовни. На фото: место, где покоятся святые мощи преподобного Герасима Вологодского В знаменитой песне про Вологду поётся про "резной палисад", но резных палисадов в современной Вологде уже нет, хотя город миновали сражения: Вологду не завоёвывали татары, здесь не были фашисты. В XVII столетии в Смутное время добрались до вологодской земли польско-литовские войска. Епископ Карельский Сильвестр признавался с горечью, что Вологду полякам продали воеводы. Кстати, епископ Сильвестр был псковским Владыкой с 1613 по 1615 годы. На фото: возле храма св. А.Невского Мы посмотрели вологодский Кремль, пространство которого организовано совсем по-другому, в отличие от псковского, а сравнивали мы постоянно. Огромный Софийский собор XVI века - сейчас музей, высокая колокольня до 79 метров постройки 1870 года, рядом Воскресенский собор, построенный в XVIII столетии. В этом соборе принял постриг преподобный Игнатий Брянчанинов, чья родина – вологодская земля, село Покровское. Большой след в храмовой архитектуре Вологды оставил её архитектор Шильдкнехт: он строил храмы в подражание русским, поэтому вологодские церкви Кремля да и другие представляют собой смесь готики с русской архитектурной традицией. Такая русская готика. Мы заскучали по своим маленьким гармоничным церквушкам. Любопытно, но так складывалась история строительства храмов в Вологде, что они, как правило, строились, а потом сразу перестраивались, и перестройка затягивалась надолго. Ныне в городе действуют 13 церквей, население города составляет 305 тысяч человек. В Пскове население меньше 200 тысяч, а действующих храмов - тридцать. На фото: речка Вологда. На берегу Вологды, маленькой речки, чуть больше нашей Псковы, стоит храм св. Александра Невского, построенный в память цареубийства Александра II. Рядом с ним на берегу реки - скульптурная композиция известного псковичам скульптора Вячеслава Клыкова: Константин Батюшков "с конём и музой". На фото: скульптурная композиция В. Клыкова - Константин Батюшков. Довольно красиво и реалистично: офицер Батюшков был поэтом, человеком сложной судьбы, он погребён в Спасо-Прилуцком Димитриевском монастыре, где мы побывали. Интересно, что в Вологде провёл детские годы сын священника-обновленца Варлаам Шаламов, сиделец сталинских лагерей и известный писатель. Но главное на вологодской земле, в том её пространстве, которое мы смогли увидеть, не сам город Вологда – тихий, скромный, без автомобильных пробок и богатых витрин, от которых в Пскове нет спасения, а монастыри вологодского православного края. Вологодскую землю называли раньше Северной Фиваидой. Опять же в Вологодской епархии, которой управляет архиепископ Максимилиан, четыре действующих монастыря, в Псковской – десять, раньше их в Вологодской епархии было более ста. За требы, за поминальные записочки, которые обычно подают в храмах на литургию "за одно имя" надо платить здесь пять или десять рублей, у нас в Епархии – рубль.   3. В день приезда мы побывали в Павло-Обнорском мужском монастыре Вологодской епархии, основанном учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Павлом Обнорским в 1414 году. В монастыре процветал подвиг пещерного жительства, и существовал уединенный скит во имя Воскресения Христова, основанный учеником преподобного Серафима Саровского игуменом Иоасафом. Мы поднимались на рукотворную Голгофу, насыпную при игумене гору, увенчанную большим поклонным крестом. Когда-то игумен Иоасаф хотел построить здесь стеклянный храм в честь своего учителя, но идея не была реализована. Первый каменный монастырский храм был возведён в 1505-1516 годах в честь Живоначальной Троицы. Иконостас этого храма писал великий иконник Дионисий Московский. После закрытия обители в 1924 году были разрушены Троицкий собор, колокольня, ограда. Богатая Свято-Троицкая Обнорская обитель бывшая в высоком ранге ставропигиального монастыря, сейчас является подворьем Вологодского Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. На фото: дорога к Павло-Обнорскому мужскому монастырю Жизнь в ней возродилась в конце 90-х годов, был освящён Успенский храм, и, войдя в него, мы застали службу акафиста Божией Матери. Монахи молились Богородице, мы помолились вместе с ними какое-то время в тёмном и чистом храме и пошли в часовню, где покоятся мощи преподобного Павла Обнорского. Преподобный был монахом-пустынножителем, совершал свой молитвенный подвиг в дупле липы, часть этого древа мы увидели в Успенском храме. Павло-Обнорский монастырь скромный и тихий, в нём не один год идут восстановительные работы, но сама территория монастыря ухожена, обсажена цветами, а ремонтные работы ведутся без нашей строительной грязи и беспорядка. Вологодские монастыри - разные: маленькие и с размахом. Царская чета, Василий III и Елена Глинская, как нам сказали, вымаливали себе наследника в северных вологодских монастырях, и вымолили будущего царя Ивана Грозного. Полагают, что этому событию помогла молитва супружеской царской четы в Свято-Успенском Кирилло-Белозерском монастыре. По крайней мере, всю свою жизнь Иван Грозный был очень внимателен к этой обители, делал царские вклады в её развитие, да и Вологду когда-то хотел сделать столицей Русского государства. На фото: Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь 4. Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь располагается на окраине Вологды, мы ночевали возле него в странноприимном монастырском доме. Монастырь по мощи стен и размерам храмов очень похож на монастыри Ростова и Переславля. Он хорошо сохранился, потому что сначала на территории обители располагалось НКВД, а потом – музей. В пять утра мы вошли в Спасский собор, чтобы помолиться вместе с насельниками, и приложиться к святым мощам. Обитель основана между 1378 и 1382 годами, когда в эти места пришел святой Димитрий. До этого он основал Никольский монастырь в Переславле-Залесском, но потом подвизался на Севере. Дойдя до берегов Вологды, до того места, где река делает изгиб, то есть "луку", преподобный построил здесь церковь Спаса. При ней вскоре был образован монастырь, получивший наименование Спасо-Прилуцкий, а сам святой Димитрий стал известен как преподобный Димитрий Прилуцкий. Монастырь считался оплотом Православия на Севере, в 1812 году перед нашествием французов сюда, как в самое надёжное место, были свезены святыни и богатое убранство московских храмов и монастырей. Главный монастырский двухэтажный собор во имя Всемилостивого Спаса Происхождения честных Древ Животворящего Креста Господня был выстроен в 1542 году, затем восстановлен после пожара в 1817-ом. Мы молились в нижней церкви соборного храма во имя преподобного Димитрия Прилуцкого. Монастырь обнесён массивной каменной стеной с огромными угловыми башнями, на его территории стоит деревянная шатровая Успенская церковь (XVI в), возле неё - монастырское кладбище, на котором покоится К. Батюшков. На фото: Успенская церковь и кладбище, где покоится К.Батюшков В 1924 году монастырь был закрыт, и только в 1991 году открылся вновь для монашеского братства. Нам нужно было спешить, и мы отправились в Ферапонтов монастырь, который располагается в ста с лишним километрах от Вологды.   5. Ферапонтов монастырь сейчас не монастырь, а музей-заповедник, несколько лет назад он вошёл в список международной организации ЮНЕСКО, которая очень требовательна в принятии в свои списки русских памятников. Ферапонтов монастырь – памятник безупречный. И, конечно, прежде всего, не как пример русского искусства фрески, а пример выражения русской святости. Монастырь располагается на горе, внизу - Бородавское озеро. Красиво и просто. В соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, расписанным столичным иконником Дионисием с чадами в 1502 году, молился русский царь Василий III со своей супругой о даровании чада. Рассказывают, что Дионисий расписывал собор Рождества Пресвятой Богородицы 34 дня, а в советские времена 32 года фрески копировал художник Гусев. На фото: фреска Дионисия на портале храма Рождества Богородицы -Рождество Богородицы.   Стенопись Дионисия сохранилась полностью, без поновлений и помарок. Они удивительно светлые и лёгкие, и передать ощущение от увиденного на стенах богородичного храма в Ферапонтове, невозможно. Дионисий фиксирует не только движение, пластику, но и движение души. Здесь история Руси, её духовного начала и монастыря "закрепляется" фресками Дионисия, и хорошо понимаешь, что для такой росписи нужна необычайная сила духа и помощь Пресвятой Богородицы. У южной стены собора Рождества Богородицы погребен келейник Кирилла Белозерского преподобный Мартимиан, чьи мощи почивают в храме св. Мартимиана с 1513 года не потревоженными. Здесь, в Ферапонтовом монастыре, началась десятилетняя ссылка Патриарха Никона, пытавшегося осуществить симфонию властей, с верховенством патриаршей власти. Он называл себя "Великий государь". Благая попытка закончилась ссылкой, позже дерзостного Патриарха отправили ещё на пять лет в Кирилло-Белозерский монастырь с ужесточением содержания. На фото: Ферапонтов монастырь В каком бы паломничестве ты ни был, всегда встаёт вопрос: что тебе даёт поклонение мощам святых? Сегодня ты прикладываешься к раке с мощами преподобного Мартимиана, завтра - преподобного Кирилла… зачем этот ритуал, который со стороны может показаться странным? Но, прикладываясь к святым мощам, православный человек ощущает ответную молитву святого, потому что происходит личное общение со святым в духе. Теперь святой, которому ты поклонился и помолился, знает тебя и помогает тебе. Ради того, чтобы поклониться ему, ты приехал издалека, пожертвовал сном, удобствами, какими-то другими радостями нашего бытия, чтобы лично засвидетельствовать своё почтение его святости.   6. Воскресенский Горицкий женский монастырь расположен в 6 км от города Кириллова, на левом берегу реки Шексны. Его историю отличает одна особенность: это была обитель богатых вкладчиц, княгинь-заключённых и стариц. Основан Горицкий монастырь в 1544 году иждивением князя Андрея Ивановича Старицкого и супруги его Евфросинии Владимировны. Евфросиния Владимировна и невестка её Евдокия Александровна, супруга князя Владимира Андреевича, жили в обители, и в 1559 году были утоплены в Шексне, которая течёт рядом, по повелению царя Иоанна Грозного за попытку поставить на царский трон своего сына Владимира. В 1606 году в нём была заключена и пострижена в монахини Ксения Годунова, в 1619 году в монастыре в заключении жила старица княгиня Елена Масальская, в 1684 году была сослана в монастырь княгиня Анна Хилкова, бежавшая в 1685 году, а в 1733 году послана в монастырь Варвара Арсеньева и пострижена здесь в монашество.  На фото: сестра Таисия с паломниками С 1764 года – это 3-го класса общежительный женский монастырь. В XIX столетии на одной из литургий некоторые монахини пытались танцевать, такое странное событие запомнилось очевидцам, а в советское время в Троицком храме был устроен сельский Дом культуры с вечерами танцев. В 1917 году монастырь закрыли, настоятельницу игумению Зосиму после нескольких арестов расстреляли. Нетрудоспособные и престарелые насельницы общей численностью около полусотни душ были потоплены на барже в Белом озере, остальные погублены позже - расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом, уморены в лагерях в Якутии. Оставшиеся в живых сплотились вокруг единственной действовавшей церкви - Покровской Подгородней, трудились там по мере сил, там и похоронены. С 1990 года в селе Горицы возрождается приходская жизнь, которая сосредоточилась вокруг Введенского храма у стен монастыря, а с 1999 года восстанавливается и монастырская жизнь женской обители. На фото: Троицкий храм Горицкого монастыря Какова же была радость, когда мы увидели в Покровском действующем храме монастыря книгу "Неоконченная литургия" отца Алексия Мокиевского, который служит здесь и является духовником обители. А книга - прекрасная. В Покровском храме мы приложились к Тихвинской иконе – покровительнице северных земель Руси, лик иконы, как рассказали сёстры, недавно просветлел, обновился. Сходили к святому Тихвинскому источнику, он находится на территории обители, рядом с ним лежали столетние трубы из осины. Нам рассказали, что в монастыре были обнаружены останки, предположительно, мощи княгини Евфросинии Старицкой, тётки Ивана Грозного, пока они находятся на исследовании. В Горицком монастыре много лилейных клумб, роз, чувствуется во всём женская рука, хотя монастырь только-только начинается отстраиваться и восстанавливаться. Сёстры сохраняют традицию монастырского рукоделия: шитья риз, вышивки, сестричества и др. На фото: Кирилло-Белозерский мужской монастырь (Новый город)  7. Кирилло-Белозерский мужской монастырь потряс своей мощью, огромностью стен, у нас на Псковщине нет таких мощных монастырских сооружений. Он тоже, как и Прилуцкий монастырь, напоминает обители-крепости Ростовско-переславской земли. И не случайно: многие строения монастыря, в том числе и стены, строились из ростовского кирпича и ростовскими строителями. Строил монастырь мастер Кирилл Серков. Обитель была основана в 1397 году старцем Московского Симонова монастыря преподобным Кириллом (1337-1427), искавшим строгой подвижнической жизни вместе со своим сподвижником, иноком того же Симонова монастыря Ферапонтом. Два монаха, Кирилл и Ферапонт, пришли на место – гору Мауру, которое было открыто преподобному Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Монахи водрузили крест, пропели благодарственную молитву приведшей их сюда Матери Божией, и начали копать земляную келью. Так, на берегу Сиверского озера, которое называют и Белым озером, было положено начало Кирилло-Белозерской обители. На фото: Крест, который воздвигли преподобные Кирилл и Ферапонт на горе Маура Кирилло-Белозерский монастырь начинался со строительства Успенского монастыря, иконостас которого был написан Дионисием, и закончился Иоанновским монастырем, Новым городом. В средние века Кирилло-Белозерская обитель вошла в число трёх самых больших монастырей Руси, ещё Троице-Сергиева Лавра, Соловецкий монастырь. На монастырской территории нам показали копию этой первой кельи с крестом, который, по преданию водрузили монахи на горе Маура. В годы расцвета это был богатейший город-крепость, владевший крупными земельными наделами, соляными и рыбными промыслами; в его стенах находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек, складывались свои распевы духовных песнопений, работали талантливые иконописцы, резчики и другие мастера. Монастырь имел своё подворье в Московском кремле, а также в ряде других русских городов. Он не раз помогал государству денежными средствами и имуществом. Поэтому поляки стояли возле монастыря с 1612 по 1617 год, сжигая и грабя территории вокруг, полагая, что монастырь хранит царскую казну. Сейчас территория монастыря разделена на три: Иоанно-Предтеченский монастырь – действующий, Успенский монастырь – музей и Новый город. В Кирилло-Белозерском монастыре провёл в заточении последние пять лет своей жизни Патриарх Никон. Экскурсовод показала нам в музейной экспозиции кресло, сработанное самим неистовым Патриархом. Отсюда он был вызван в Новый Иерусалим, и, не доехав до обители, которую сам строил, скончался в дороге в 1681 году. В музее Кирилло-Белозерского монастыря мы увидели необыкновенной красоты иконы, в том числе, написанные в XV столетии Дионисием и его учениками, вещи преподобного Кирилла – его овчинную шубу, шапочку и деревянный посох. Увидеть вещи, которые носил святой и которым уже более пятисот лет – ощущение из редких. Устав преподобного Кирилла в общежительной обители был строг, но без жесткости, принималась благоговейная молитва и смиренное молчание. Выходцами Кирилло-Белозерского монастыря были Савватий Соловецкий, Нил Сорский, Корнилий Комельский и многие другие сподвижники, ставшие светильниками русского монашества. В Кирилловском храме монастыря покоятся мощи преподобного Кирилла, устроителя монашеской обители в северных землях Руси. В 1924 году монастырь был закрыт, и на его территории создаётся историко-архитектурный музей-заповедник. 29 декабря 1998 года Церкви была передана часть монастырского комплекса под названием Малый Горний Иоанновский монастырь. На фото: Кирилло-Белозерский мужской монастырь Русские монастыри вели не только духовную борьбу против зла мира сего, но и являлись оплотом веры Православной, а, значит, русской государственности, во времена военных испытаний монастыри становились первым крепостями, которые вставали на пути врагов Отечества. Вокруг монастырей население сплачивалось на борьбе с внешним врагом. Патриарх Никон назвал Кирилло-Белозерский монастырь "Великая государева крепость". Мы поклонились святым мощам преподобного, посмотрели в Архимандричьих палатах блестящую выставку древних икон и увидели старые священнические ризы, вышитые монахинями Горицкого вологодского монастыря в XVIII столетии. Именно на этих ризах мы увидели кружево из золотых и серебряных нитей, видимо, именно в монастырях начался знаменитый вологодский промысел – "вологодское кружево". По окончании нашей экскурсии в Кирилло-Белозерском монастыре, мы вышли по тропиночке с его территории и оказались прямо под монастырскими стенами, на берегу Белого озера. Вошли в озеро и искупались. Вода была теплая и ласковая. В вологодских лесах совершали свой духовный, известный одному Богу, подвиг великие русские святые: преподобные Кирилл и Ферапонт Белозерские, Димитрий и Игнатий Прилуцкие, Феодосий Тотемский, Дионисий Глушицкий, Павел Обнорский, другие подвижники. Они зовут нас в эти края молитвенного подвига и недосягаемой высоты духа. В нашем паломничестве были певчие из хора храма св. А. Невского, которые перед святыми иконами и мощами преподобных пели величание святому или тропарь. Вроде бы традиционные песнопения, но к этому надо было заранее в Пскове подготовить тексты, а когда наши товарищи прикладывались к святыням, писали поминальные записочки, в это время петь во Славу Божию и Его угодников. На фото: паломники Наташа и её сын Андрей Паломничество заканчивалось той же дорогой, только в обратном направлении, к Пскову. Нам не удалось побывать в вологодских магазинах, может быть, там и продаётся это самое вкусное вологодское масло. Самый юный паломник в этой поездке к святыням, Андрюша, стоически перенёс долгую дорогу, сильный дождь, грозу, информационную насыщенность путешествия в Вологду. Он всё время был вместе с нами, не унывал, не уставал, молился, прикладывался к мощам святых угодников и проявлял к своим спутникам по паломничеству самое искреннее внимание. Но, если его "доставали" глупыми вопросами взрослые, отвечал эксклюзивно: "Ты такая красивая, как футбольный мяч". Что сделаешь, футбол у Андрея - любимая игра, похоже, он её любит также как паломничество, но меньше, чем свою маму Наташу.   Информационная служба Псковской епархии. Июль, 2008 г.
  • Скептик из Вологды
    Да, удивительный рассказ. В нем собраны ВСЕ типичные ошибки и предрассудки о Вологде и Вологодской области. 1. Палисады. Они в Вологде есть. Просто их нужно теперь поискать. 2. Масло. Его делают по сей день, но те районы (Кирилловский, Вологодский и пр.), по которым проходило паломничество, нельзя назвать маслодельческими. По размерам область вместит не одну Францию, и было бы смешно предположить, что палисады и маслозаводы здесь виднеются из любого окна. 3. Купание в Белом озере. Вот уж и правда, это приезжие делают всегда. Приезжают в Киррилов и, полагая, что раз уж монастырь Кирилло-БЕЛОЗЕРСКИЙ, то Белое озеро именно здесь. Хотя оно в нескольких десятках километров отсюда, а перед монастырем находится Сиверское озеро. Вообще хотелось бы пожелать уважаемой паломнице: уважительнее относитесь к той земле, на которую вы приехали, а если хотите иронизировать и острить, делайте это в кругу друзей, а не в интернете. Здесь всегда есть шанс, что найдется компетентный человек, который сможет вас на чем-нибудь "поймать". Всего наилучшего.
  • Виктория
    Вероятно уважаемый автор предполагал, что Вологда сплошь состоит из резных палисадов, на которых прямо вдоль дорог висят боченки с маслом. Особенно впечатлила фраза "какой нормальный и уважающий себя человек поедет за 900 километров смотреть фрески да еще за три тысячи рублей". Или для вас это бешенные деньги, или, простите у вас с головой не все в порядке. Предтавьте, что вполне нормальные люди и за тысячи долларов едут и за сотни тысяч километров, чтобы только посмотреть на уникальную работу Дионисия и при этом себя уважают. Если бы я никогда не была в Ферапонтово и других описанных вами местах, то никогда не решилась бы на поездку в Вологодскую область. И кстати, озеро у стен Кирилло-Белозерского монастыря не Белое, как вы написали, а Сиверское...
  • Виктории и скептику
    Сиверское озеро называют еще Белым. Поэтому монастырь Белоозерский. Ни в коем случае не хотелось сказать этим материалом, что Вологда какая-то нехорошая. Вологодский край прекрасный - и фрески Дионисия лучшие в мире, как и северные иконы. Так что, не ищите подвоха, просто внимательнее читайте.И доброжелательнее.
  • Виктории
    "за сотни тысяч километров"-Виктория, это где? Зачем, совершая поездку несколько раз объезжать зеной шар? Виктория Вы не объективны, статья хорошая, спасибо автору.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...