Геннадий Безлобенко: "Собственная авиация ускорит развитие экономики Псковщины"
Президент на минувшей неделе, 31 января, подписал приказ о передаче Псковской области 100% акций ОАО "Псковавиа". Сделано это было "в целях повышения эффективности авиатранспортного обеспечения Псковской области и привлечения инвестиций в комплексную реконструкцию и модернизацию объектов авиатранспортной инфраструктуры аэропорта "Псков". О том, как этот шаг повлияет на судьбу не только предприятия, но и всей Псковской области, "Псковскому агентству информации" рассказал советник губернатора Геннадий Безлобенко.
- Геннадий Андреевич, с какой целью произведена смена собственника ОАО "Псковавиа"?
- Пять лет назад губернатор Андрей Анатольевич Турчак утвердил стратегию развития Псковской области. Транспорт был определен как одна из ключевых точек роста. Авиасообщение – важная составляющая этой сферы в современном мире. Все понимают, что чем проще и быстрее можно добраться до региона, тем с точки зрения инвесторов этот регион ближе к мегаполисам, к экономическим центрам. Инвестора трудно убедить вкладывать серьезные средства в территорию, до которой ему только в один конец надо на машине добираться половину рабочего дня - это если он едет из Петербурга. А если говорить о связи с Москвой – так это, понятно, еще дальше и дольше. Расстояния важны и для грузоперевозок. Речь, конечно, не только о деловых кругах. Наши жители постоянно вынуждены перемещаться по самым разным делам. Развитие экономики в первую очередь предполагает сокращение неэффективных затрат времени. Это важно для всех.
- А что - в федеральной собственности "Псковавиа" не могло соответствовать этим запросам?
- Практически невозможно нам здесь, в регионе, влиять на предприятие, которое управляется в Москве. Когда человек не знает детально нашей ситуации и в лучшем случае о Псковской области только слышал, где она находится, – он скорее откажется решать тот или иной вопрос, чем возьмет на себя какую-то ответственность. Ну а мы тут вынуждены что-то пытаться развивать, когда не решены самые элементарные вопросы. Самолеты прилетают, а у нас нет оборудования, чтобы их как положено обслуживать. Обучили пилотов, запустили ряд новых рейсов – нужны самолеты, а мы не можем добиться их приобретения и сами тоже не можем их приобрести, потому нет таких полномочий. Вот почему мы пробивали вопрос о передаче "Псковавиа" в собственность региона. На это ушло два года. Была проделана большая и непростая работа в Москве.
- Тем не менее, раньше государство тоже поддерживало "Псковавиа", то есть уделяло внимание этой сфере…
- Да, по указанию губернатора была разработана программа развития "Псковавиа", ее презентовали полномочному представителю Президента в СЗФО, она была одобрена. Затем была принята федеральная программа по поддержке региональной авиации. Ее смысл - в субсидировании рейсов. Независимо от количества пассажиров государство компенсирует предприятию расходы на определенное количество рейсов, при этом оно исходит из специальной методики расчета затрат…
- Это вы пополняли оборотные средства предприятия…
- Нет, вы неправильно ставите вопрос. Мы поддерживали рейсы, их регулярность. Важно было наладить именно регулярность, стабильность рейсов. Кто же сможет планировать свой график в расчете на "Псковавиа", если с рейсами будет полная неопределенность? На начальном этапе наладить работу невозможно без субсидирования. И мы добились того, к чему стремились. Если поначалу у нас заполняемость была несерьезная – процентов 15, то теперь 70-80%. Поэтому мы ставим перед собой новые задачи.
- Такой заполняемости недостаточно для самостоятельного развития предприятия?
- К сожалению, да. Предприятию нужна модернизация, без нее "Псковавиа" сейчас выглядит как рудимент советской эпохи. Самолеты АН-24 уже очень старые, их трепетно поддерживают в исправном состоянии, но у них срок эксплуатации истекает через 3-5 лет. К тому же они неэффективны – у них, например, по регламенту экипаж больше, чем у современных самолетов, и другие характеристики уже не соответствуют современным требованиям. Теперь, когда "Псковавиа" перешло в собственность региона, у нас есть возможность проводить настоящую модернизацию всего хозяйства, привлекать в нее все возможные силы и средства.
- Неужели новые самолеты собираетесь закупать?
- К сожалению, на первоначальном этапе абсолютно новые нам не потянуть. Мы планируем пока в ближайшем времени приобрести два самолета Bombardier CRJ 200, эксплуатировавшиеся в Европе. Они по всем характеристикам значительно превосходят наши АН-24 – и по скорости полетов, и по экономичности, и по безопасности. До Петербурга можно будет добираться за полчаса, до Москвы – за час с небольшим.
- Безопасность, естественно, будет сильно беспокоить жителей области…
- Нас самих она беспокоит в первую очередь. Именно потому, что теперь "Псковавиа" - в областной собственности. Мы будем очень требовательно относиться к работе коллектива "Псковавиа" в части соблюдения требований безопасности.
- А почему именно CRJ 200 выбрали?
- Это самолеты для так называемого "малого плеча", то есть перевозок на небольшие расстояния. В наших условиях с экономической точки зрения для этих расстояний пока достаточно самолетов в 40-50 мест. В США, где наш этап развития авиации пройден давно, и люди даже на работу летают самолетами, - там и на "малом плече" уже используются самолеты вместительностью 70-80 мест. Поэтому сегодня там такие самолеты не востребованы, их даже не выпускают. А у нас их – ЕЩЕ не выпускают. Поэтому и приходится пока приобретать CRJ 200. Но есть уверенность, что при должном внимании к этой отрасли ее востребованность у населения будет с годами только возрастать. Так что и у нас однажды появится экономическая целесообразность приобретать более вместительные машины.
- А вы проводили исследования, кто сейчас летает рейсами "Псковавиа", для кого они важны?
- Мы бы рады провести такие исследования, только, пока предприятие находилось в федеральной собственности, у нас не было для этого полномочий. Вот теперь все в наших руках – в том числе и кадровые вопросы, и вопросы маркетинга.
- Коллектив "Псковавиа" к изменениям относится спокойно?
- Вообще-то менеджмент предприятия сам способствовал изменениям. Ведь это очевидно, что если все ответственные лица находятся здесь, в регионе, то легче решать вопросы развития. Развитие "Псковавиа" - задача общая для нас и для коллектива предприятия. Роль авиации в цивилизованной жизни очень велика. И мы это обязательно ощутим в скором будущем. Только само по себе ничего не сделается. Чего мы сами будем добиваться, к чему будем сами стремиться – только на то и можем рассчитывать. Развивая авиацию в числе прочих экономических инструментов, мы делаем Псковский регион более современным, продвинутым, комфортным для жизни и бизнеса.
Беседовала Татьяна СТОГОВА