Лилия Никифорова: Эффективной работы можно достичь только договариваясь
Лилия Никифорова – известный и пользующийся большим авторитетом среди жителей Пскова политик. Она была известным врачом, депутатом Псковгордумы, потом дважды избиралась в областное Собрание, причём в какой-то момент поменяла мандат депутата на кресло председателя городского комитета по здравоохранению, а затем снова победила на выборах и опять стала народным избранником. По случаю празднования 20-летия регионального парламента корреспондент Псковского агентства информации встретилась с ней, чтобы расспросить о депутатской работе.
- Лилия Анатольевна, у вас как у депутата областного Собрания во многом уникальный опыт – вы получили довольно широкую известность, работая еще в сфере здравоохранения, затем стали депутатом городской Думы, потом – уже регионального парламента. После этого вы ушли на муниципальную службу курировать всё ту же сферу медицины, а в 5-м созыве вновь стали областным депутатом. Расскажите, как с вашей позиции выглядит разница между муниципальным и региональным парламентаризмом?
- Вы знаете, я была депутатом городской Думы с 1998 года в течение 10 лет. Уровень муниципальной работы – конечно, самый низовой, где очень много текущих вопросов. Это ,что называется, «власть вытянутой руки»: ты идешь, тебя знают и к тебе обращаются. Там приходилось работать с массой предельно конкретных случаев, проблем в социальной, жилищно-коммунальной сфере. Эта близость – депутат-избиратель – очень близкая связь, которая обязывает тебя постоянно быть в гуще событий и незамедлительно решать проблемы. Эта школа – не откладывать в долгий ящик, а решать проблемы сразу по мере их поступления – пригодилась мне и в областном Собрании.
Другой важный навык мне дала работа в здравоохранении и в исполнительной власти муниципалитета – решать вопросы консолидировано, с привлечением и законодателей, и исполнителей, и простых людей. Только объединив усилия, найдя общий язык, законодательная и исполнительная власти могут быстро, адекватно и квалифицированно решать проблемы граждан. Конечно, у разных ветвей власти разные функции и разные, подчас чуть ли не противоположные, интересы могут быть, но я убеждена, что эффективной работы можно достичь только договариваясь. А если заниматься только лишь критикой, бичеванием – эффекта не будет: это популизм и путь в никуда.
- Когда вы стали депутатом уже регионального парламента, с какими новыми проблемами, задачами вам довелось столкнуться?
- Конечно, областное Собрание – это уже совершенно другой уровень законодательной власти, где во главе угла стоят интересы всей области. Поэтому здесь больше, чем на муниципальном уровне, серьезной законотворческой работы, анализа для принятия обдуманных, взвешенных решений, которые затрагивают интересы огромного числа людей. То есть и ответственности здесь, конечно, несоизмеримо больше. В зоне этой ответственности – уже целые отрасли экономики и социальной сферы: и сельское хозяйство, и транспортная отрасль, и правовое законодательство… То есть, это очень широкая законодательная палитра. Но, тем не менее, вектор интересов всех законодателей – что муниципальных, что областных, избранных по одномандатным округам или по партийным спискам – всё равно один: улучшение уровня жизни всех граждан. Масштабы просто разные.
- Вы были депутатом регионального парламента сначала в 4-м созыве, а затем вновь вернулись в Собрание в 5-м, нынешнем созыве. Можете ли вы назвать наиболее яркие, запомнившиеся лично вам, может быть, самые дискуссионные вопросы, которые пришлось за это время обсуждать?
- Это, конечно, вопросы, связанные с финансированием, вопросы принятия бюджета. Я считаю, что это основной документ, который приходится принимать областному парламенту – именно он определяет, как будут развиваться все сферы, все отрасли в регионе.
Поэтому, какие бы дебаты не развёртывались вокруг бюджета, я считаю, что всегда этот закон должен быть принят депутатами, к какому бы партийному сословию они не принадлежали. А в последующем, конечно, приоритеты должны быть расставлены. В нашем случае – это социальная направленность нашего бюджета, даже дефицитного.
- Какие-то законодательные инициативы – может быть неожиданные, спорные – за то время, когда вы уже работали в региональном парламенте, вам запомнились?
- Мне очень импонирует, когда от конкретных депутатов или от партий выдвигаются инициативы, направленные на обеспечение малоимущих и многодетных семей. Поэтому я бы выделила все законопроекты в этой сфере – и о выделении многодетным земельных участков, и о финансовых дотациях нуждающимся.
- Сейчас идёт дискуссия о том, какой формат областного Собрания лучше и эффективнее – когда было 33 депутата, или, как нынче - 44?
- Здесь количество депутатов не влияет на качество работы. Всё зависит от индивидуальных особенностей и от степени ответственности каждого человека. Так что я не знаю, каково оптимальное количество депутатов. Но я глубоко убеждена, что все они должны избираться не по спискам, а по одномандатным округам – так, как избиралась всегда я. Степень взвешенности решений и ответственности перед избирателями в таком случае значительно выше.
- Еще сейчас широко обсуждается инициатива вашего коллеги Виктора Антонова о возможности передачи права голоса в случае отсутствия на сессии по уважительной причине. Очень разные оценки звучат. Вы как к этому предложению относитесь?
- Вы знаете, я считаю, что это неплохая инициатива, но она имеет право быть, когда есть какая-то чрезвычайная ситуация: когда человек болен, когда человек, как у нас недавно было, находится в роддоме, когда решается какой-то вопрос, по которому депутат непременно хотел бы проголосовать, заявить свою депутатскую и гражданскую позицию, но не имеет такой возможности ввиду отсутствия на сессии.
Но в настоящее время наши избиратели и, вероятно, даже парламентарии – не все готовы к такой позиции. Возможно, нет политической зрелости, возможно, нет гражданской зрелости, чтобы так доверять друг другу. При обсуждении этого вопроса возникло много дискуссий, и я понимаю опасения коллег: они считают, что может подвести депутатская дисциплина, что не все коллеги могут быть порядочными: в смысле, не всегда посещать сессии при такой вольности.
- Вы могли бы выделить кого-то из коллег, с кем довелось работать в региональном парламенте? С кем, может быть, у вас наладилось максимальное взаимопонимание, чаще всего совпадают позиции по спорным вопросам, или, наоборот, с кем разворачиваются самые непримиримые дискуссии?
- Я не могу выделить персоналии, с кем легко, а с кем трудно работать – я стараюсь находить компромиссы со всеми коллегами. Дискуссии у нас происходят на комитетах, на заседаниях рабочих групп, но я полагаю, что поля битвы ни с депутатами, ни с исполнительной властью устраивать в региональном парламенте не стоит. Я не сторонник таких методов работы, убеждена, что все вопросы нужно решать на холодную голову, не переходя на персоналии. Я не приемлю в областном Собрании оскорбления, унижения или неконструктивный тон.
Беседовал Валерий Волков