Александр Котов - о том, чему учит система образования

Я окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт в 1983 году. Один преподаватель объяснял нам, студентам, что задача образования – не в механической зубрёжке, не в заучивании материала. Главное, научиться понимать суть того, что мы изучаем. Я запомнил эти слова на всю жизнь.

Образование человеку нужно, чтобы лучше ориентироваться в жизни, знать, где и как найти необходимую информацию, как отсеять ненужную. Когда человек адекватно понимает суть происходящего, ему проще принимать решения, проще жить – он самостоятелен и конструктивен.

Я учился в советское время. Тогда не было возможности скачать материалы в интернете. Чтобы написать какую бы то ни было работу – самостоятельную, практическую или курсовую, нужно было идти в библиотеку, искать справочную литературу, читать нужные книги. Сейчас все можно легко списать, то есть попросту украсть, не напрягаясь, и это не самое лучшее достижение научно-технического прогресса, поскольку способствует не развитию, а скорее деградации личности.

И, положа руку на сердце, думаю, именно поэтому люди стали меньше вникать и анализировать. Многим стало проще украсть чужое вместо того, чтобы потрудиться создать что-то свое. Порою жизненно важные решения принимаются эмоционально – под воздействием «хотелок» или раздражения. Все больше людей не желают жить своим умом.

В этом нет исключительно вины системы образования – она по-прежнему способна давать качественные знания. Как на уровне среднего, так и на уровне среднетехнического, и на уровне высшего образования.

Проблема в другом. Если человек «ленив и не любопытен», не хочет по-настоящему получать знания, самообразовываться, то никакая система не сможет ему ничего дать. И надо ещё подумать, как вернуть взрослым и детям желание учиться и расти интеллектуально.

К сожалению, в последние десятилетия в общественном сознании утрачена связь между образованностью и успешностью. Когда-то высокий уровень знаний был едва ли не основным признаком принадлежности к элите. Дворяне получали такое домашнее образование, что поступали с ним в университеты.

Сегодня, напротив, бытует мнение, что не тот успешен, кто образован, а тот, кто, пользуясь нужными знакомствами, хорошо устроился в жизни и добился имущественного благосостояния.

На самом же деле так не получается. Или получается, но ненадолго. Человек, действительно, может, используя связи, попасть на высокую должность. Но, как пелось в одной песне – если «туп, как дерево, родишься баобабом» – очень скоро может выясниться, что это профан. И вышестоящее начальство, и подчиненные увидят несостоятельность – он вылетит с треском, не сделав ничего хорошего, запомнившись окружающим как недалёкий самоуверенный персонаж.

Впрочем, не надо и переоценивать роль образования. Оно учит мыслить, правильно пользоваться информацией. Но сколько книг ни читай, а теоретическая подготовка и практика – это разные вещи.

Ни одно образование не может дать специалистов, способных сразу свернуть горы на предприятиях. Поэтому во всех профессиях всегда практиковался институт наставничества. Разница между студентом, который готовился плохо, и тем, который знает теорию на пять, в том, что они с разной эффективностью осваиваются в практической деятельности.

О себе могу сказать, что в детстве я прекрасно понимал, что нужно хорошо учиться, и старался заниматься усердно. И потом всегда убеждался, что в любом деле главное – трудиться добросовестно. Тогда ты будешь всегда востребован. Мне не приходилось куда-то лезть по головам или толкаться локтями, рваться к должности – я получал предложения. И вывел для себя простое правило: если человек с самого детства стремится хорошо учиться, то в будущем он обязательно сможет сам понять, что ему интересно, сумеет определить приоритеты, найти своё место в жизни и чувствовать себя уверенным в силах и в завтрашнем дне. 

Александр КОТОВ, 
председатель Псковского областного Собрания депутатов

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...