Священник Димитрий Куминов: «Ключ к семейному счастью заключается в том, чтобы человек стал самим собой»
Наше упрощенное бытие рождает и соответствующее мышление, его стереотип, который уже не может вместить понятия, еще в недалеком прошлом ясные ребенку, такие, например, как стыд, грех… Нам приходится наблюдать или становиться участниками разрушения такого оплота жизни, как семья. Сам феномен семьи поруган и осмеян, но в человеке все еще живет природное желание соединяться семейными узами. Это желание по-прежнему сильно, и не дает пока человечеству совершенно распрощаться с надеждой на семейное счастье. Первый и единственный брак Церковь всегда считала осуществлением христианского нравственного идеала наряду с девством ради Христа. Семья тоже есть идеал, состояние, в котором спасаются, как и в девстве, Христа ради. Мирянам, тем не менее, при определенных условиях Церковь допускает вступление в повторный брак, понимаемый как нарушающую заповеданный Христом идеал святости, но вынужденную уступку человеческой немощи. Апостол Павел об этом пишет так: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7).
Мудрые люди называют брак самой тяжелой работой. Другие добавляют к этому, что в браке супруги несут взаимный крест друг друга. Несомненно, что правильный, христианский брак – подвиг. Но, собираясь начинать семейную жизнь, некоторые люди мало понимают ее смысл и цель, и очень скоро за это расплачиваются. Расплачиваются не только супруги в неудавшемся браке, но и дети, внуки… Так и тянется цепочка несчастливых людей. Возможно, распространение среди молодоженов такого церковного обычая, как венчание, обнаруживает их желание сохранить брачные узы. Для воцерковленных людей это Таинство брака благодатно, для незнающих и легкомысленных – кажется бессмысленным и безполезным, просто пафосным. Иными словами, Венчание – благословение Церкви на брак. И те венцы, которые возлагаются священником на венчаемых – это знак и благословения, и огромной ответственности не только друг перед другом, но и перед Богом.
И вот о Таинстве Венчания, о семье и браке, мы ведем разговор с секретарем Псковского епархиального управления, священником Димитрием Куминовым. Отец Димитрий молод, образован, позади у него армия, монастырское послушание в Псково-Печерском монастыре. Два года назад он венчался, его супругу зовут Анна. Разговор с ним начался с назревшего вопроса:
Отец Димитрий, существуют ли в Церкви какие-то правила признания церковного брака недействительным? Что это за процесс? Какие причины могут привести к расторжению церковного брака?
Развод всегда осуждался Церковью как грех, потому что он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, и особенно детям. Единственная уважительная причина для расторжения церковного брака, определенная в Священном Писании – это неверность одного из супругов, или иначе прелюбодеяние. О нерасторжимости брака и единственно возможной причине его расторжения говорил Сам Спаситель: «Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует…» (Мф. 19,9).
Ни алкоголизм, ни отсутствие детей?
Нет, только супружеская неверность. Затем в ходе истории Церковью были приняты во внимание и некоторые другие причины, по которым брак может быть расторгнут. Среди них можно назвать отпадение одного из супругов от Православия, противоестественные пороки, длительное безвестное отсутствие, медицински засвидетельствованный хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа. Более подробно о них можно узнать в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви». Следует отметить, что чин венчания формировался со временем. Само определение брака Христианская Церковь изначально заимствовала из Римского права, сообщив ему христианское осмысление. Она восполнила языческие и ветхозаветные представления о браке возвышенным образом союза Христа и Церкви. Поэтому древние христиане, вступая в брак по гражданским законам, предварительно испрашивали на него благословение своего епископа. После этого истинный брак совершался пред лицом Церкви, освящался молитвой и скреплялся Евхаристией.
Куда же обращаться, чтобы получить разрешение на расторжение церковного брака?
В случае действительной необходимости православный христианин всегда должен обращаться к своему Правящему Архиерею. К примеру, в нашей Псковской Епархии на имя Его Высокопреосвященства пишется прошение по установленному образцу, в котором обязательно должна быть указана конкретная причина для расторжения брака. Затем подателям прошения необходимо пройти исповедь у своего духовника или иного священника, который в конце указанного прошения, в случае благосклонной причины, пишет свое ходатайство о расторжении. К прошению должна быть приложена копия свидетельства о гражданском расторжении брака, с момента наступления которого должен обязательно пройти год. Этот год необходим для подтверждения полной осознанности намерений желающих расторгнуть церковный брак и удержания их от поспешных решений.
Оказывается, отец Димитрий, можно венчаться и второй раз, и третий раз, если Архиерей дает согласие на расторжение церковного брака…
Императрица Зоя с третьим мужем. Византия, XI век
Не совсем так. В современной церковной практике рассматриваются в основном случаи, связанные с второбрачием. Причем Церковь отнюдь не поощряет второбрачия. Следует всегда помнить, что после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается только невиновному супругу. Тем лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. Ситуации же, связанные с троебрачием, могут быть рассмотрены лишь в исключительных случаях.
Что же может мешать счастью в браке? И как можно терпеть и не расторгать неудачный с человеческой точки зрения брак?
Действительно, для достижения семейного счастья необходимо приложить немало обоюдных усилий. К сожалению, по причине греховного несовершенства супруги могут оказаться неспособными сохранить дар благодати, воспринятой ими в Таинстве брака. Поэтому нельзя не печалиться, сталкиваясь со значительной частью расторгающихся браков, особенно среди молодежи. На мой взгляд, разрушающим началом семейной жизни является то, что в современных семьях каждый из супругов стремится к исполнению своих собственных желаний, к их удовлетворению, а не к тому, что полезно для обоих. Настоящая семья и общее счастье могут возникнуть, когда оба супруга стремятся к тому, что полезно для обоих. Вот здесь и проявляет себя в полном смысле семья, семейное дело, когда два начала приводятся к одному через подвиг жертвенной любви. Супруги любят друг друга не за что-то, а потому что просто любят. Любовь – есть таинство. Как человек начинает верить в Бога? Он не понимает почему, но он чувствует и двигается в сторону Бога. И любовь необъяснима, она или есть, или ее нет. Если же любовь есть, то мы жертвуем всем ради любимого человека. И в случае, если любовь обоюдная, любовь жертвенная, неизбежно она будет направлена к совместной пользе, к тому, что важно для двоих, а не что хочется или интересно отдельной половине. Увы, в большинстве современных семей этого нет. Но даже если брак распался, Церковь до последнего момента сохраняет надежду на то, что, он может восстановиться. Крайняя неопределенность человеческих отношений иной раз доходит до того, что некоторые пишут прошение о признании недействительным второго брака и возобновлении первого. Если человек надеется найти свое счастье в новой семье, то прежде должен понять, от чего он отрекается, что послужило причиной распада прежнего брака, чтобы не повторить совершенных ошибок. У современных людей нет четкого осознания того, что происходит и что создается в случае второго брака.
Нельзя ли объяснить, отец Димитрий, смысл Таинства венчания, ведь там дается клятва Господу, молодые клянутся друг другу в верности и несении тягот семейной жизни. Таинство – это сакральное действие, но мало кто его понимает, решаясь на венчание.
В современном обществе есть три формы организации семейной жизни. Первая, которая не признается и отвергается Церковью, – это так называемый гражданский брак. В нем люди живут вместе, желая просто иметь партнера, не принимая никаких обязательств и не отвечая ни за что. Они просто сходятся, и так же легко могут разойтись, не понимая серьезности своего положения. В этом случае нет никакой разницы с традицией языческих народов. Второй вид семейных отношений – это регистрация в ЗАГСе. В этом случае человек берет на себя ответственность за другого перед обществом. Брак оформляется документально, скрепляется подписью, что накладывает на человека определенный отпечаток: он понимает, что происходит. Теперь он отвечает не только за себя, но и за другого человека, которого должен материально, физически и духовно поддерживать. И, наконец, церковный брак, в котором супруги через благословение Церкви получают еще и особую Божественную благодать, преподаваемую им для взаимного спасения. В этом случае семья становится домашней церковью, единым организмом, члены которого должны жить и строить свои отношения на основе закона любви. Опыт такого семейного общения, подкрепляемый действием Божественной благодати, научает человека преодолению греховного эгоизма и закладывает основы счастливой, благополучной жизни.
Кто за кого должен отвечать в таком браке?
В церковном браке, безусловно, всю ответственность должен брать на себя мужчина, даже если у него и есть отдельные слабости. Если обоюдное желание супругов жить вместе сильно, если они воцерковленные люди и живут по христианским заповедям, то Господь управляет так, что у мужчины появляется должное разумение в отношении семейных вопросов. Он начинает вести себя так, как действительно должен вести себя глава семьи. Именно таким образом проявляется действие божественной благодати, подаваемой в Таинстве венчания. Супруг призывается быть «главою жены» (Кол. 3,18) не ради какого-то деспотизма мужа или закрепощения жены, но ради первенства в ответственности, заботе и любви. Именно так должно чувствовать и понимать эти слова христианское сердце.
Можно поподробнее, отец Димитрий?
Для понимания этого необходимо быть православным человеком, потому что все христиане призваны к взаимному «повиновению друг другу в страхе Божием» (Еф. 5,21). Не как в регистрированном браке, где ты – должен. В Таинстве венчания дается особая благодать, основанная на любви супругов. Любовь – это сердце семьи. Там, где нет любви, остаются лишь супружеский долг и обязанности. А где есть любовь, там идеальная семья, там истинная радость и счастье.
Но испытания в семейной жизни есть и после зарегистрированного брака, и после венчания. Возникают какие-то соблазны у мужа, у жены, кто-то начинает пить, не зарабатывать денег, а если ты венчался, то что же делать? Как быть, когда женщины так требовательны к мужчинам и хотят, чтобы мужчины много зарабатывали? В регистрированном браке проще. Если мужа или жену не устраивает что-то, то они могут все бросить и уйти из семьи…
Дать ответ на все случаи жизни невозможно. Каждый человек уникален и каждая семья уникальна по своей внутренней организации. Исходя из своего внутреннего опыта, опыта собственной семьи, могу сказать, что очень многое зависит от степени открытости души человека. Если он открыт Богу, без лукавства, без притворного лицемерия, словно дитя, таким какой есть, сознавая свои немощи, свою ответственность за другого человека, за семью – соответственно и Господь, в равной мере открытости перед ним человека, дарует ему столько счастья и радости, сколько человек может вместить. И наоборот, если человек внутри себя, сам с собой еще не разобрался, что он хочет от семейной жизни; если он самого себя обманывает, собираясь создавать семью, например, девушке нужно определиться, ей 30 лет, и она выходит замуж именно поэтому, либо же по каким-то меркантильным причинам, к примеру, по расчету, то соответственно в семейной жизни это раскрывается с самой отрицательной стороны. Такой дом основывается на песке, а не на твердом камне любви и верности. Не удивительно, что подобный брак рано или поздно распадается. Те христианские заповеди, о которых мы все знаем, это как раз то ограждение, находясь в рамках которого, человек может быть гарантировано убережен от внутренних потрясений. На самом деле эти заповеди являются отображением естественного состояния человеческой природы. Человеку естественно быть здоровым и неестественно быть больным, естественно иметь здоровье душевное и телесное. Ведь и призыв «не болейте» кто-то может воспринимать, как некое насилие. Так и заповеди о любви к Богу и ближнему воспринимаются многими, как некое насилие, от которого хочется освободиться, проводя жизнь по своей собственной прихоти. Из-за греховной испорченности человеческой природы, многие добрые качества в человеке зачастую получают неправильное выражение. Человек становится, таким образом, больным в духовном отношении. И часто не понимает истинных причин большинства своих поступков.
Трудно нам идти дорогой Десяти заповедей, дорогой Богообщения?
Да. И ключ к семейному счастью заключается в том, чтобы человек стал самим собой. Он должен суметь раскрыть в себе все то доброе, что в нем было заложено изначально Творцом.
Продолжение следует.
Информационная служба Псковской епархии.