Искра надежды

В кинотеатрах идут «Звёздные войны: Последние джедаи» - долгожданное продолжение легендарной франшизы о противостоянии галактических света и тьмы, вторая часть новейшей трилогии. Муслим Камалов посмотрел картину Райана Джонсона и пришел к заключению, что режиссёр вывел тяжеленный крейсер космической саги из темной стороны позора, в которую когда-то угодил с VII эпизодом Джей Джей Абрамс.

Первый Орден, образовавшийся из рухнувшей когда-то темной Империи Ситхов, обнаруживает базу повстанцев на одной из планет. Войска сопротивления начинают экстренно эвакуироваться и совершают межзвездный гипер-прыжок, но их перемещение отслеживают с помощью революционного трекинг-оборудования. Флот повстанцев попадает под мощный огонь настигнувших их звездных разрушителей Первого Ордена. Тогда экс-штурмовик империи Финн (Джон Бойега) и пилот По (Оскар Айзек) решают пробраться на главный имперский крейсер и уничтожить трекинг-машину, чтобы дать шанс повстанческому флоту уйти от преследователей и скрыться в глубинах галактики. 

В это время девушка Рей (Дэйзи Ридли) по поручению генерала повстанцев Леи Органы (Кэрри Фишер) находит на священном острове престарелого мастера-джедая Люка Скайуокера (Марк Хэмилл) и просит о помощи в борьбе с галактическим злом, а заодно пытается разобраться с джедайской Силой, которая течёт в ней. 

Каждый раз при появлении на экране зеленовато-блестящего логотипа Lucasfilm и уплывающих в космические дали жёлтых титров под аккомпанемент Джона Уильямса, уже где-то на подсознательном уровне начинается дикая нервная встряска, а по коже бегут мурашки (во всяком случае, у преданных поклонников вселенной). Последний раз такие эмоции в приятном ключе можно было испытать уж слишком давно - задолго до запуска новой трилогии, а точнее где-то среди классических эпизодов Джорджа Лукаса. Но потом пришел ярый фанат вселенной саги Джей Джей Абрамс и привнес во франшизу немыслимую доселе порцию скепсиса, сняв крайне невнятный, если не сказать откровенно паршивый, седьмой эпизод. Вместо изобретательного и увлекательного сюжета в нем наблюдались лишь бесконечные оммажи, отсылки, ремейки, да жирный фансервис. Миссия по запуску новой звездной трилогии оказалась под угрозой. Ожидания всех, кто мечтал увидеть настоящее крепкое продолжение саги, не оправдались. 

Абрамса, у которого, видимо, просто звезды не сошлись с сагой, в этот раз пришлось сменить, дабы не наступать на те же грабли. Фестивальный режиссер Райан Джонсон («Кирпич», «Петля времени») быстренько смекнул, что к чему, проанализировал все фатальные ошибки и неровности Абрамса и нашел спасение для легендарной звездной саги. Выкинутая из оригинального названия нумерация эпизода (а он восьмой) уже говорит о крепкой самобытности картины Джонсона. Но только заглянув дальше, понимаешь, что эта была лишь верхушка айсберга. Под ней – настоящее возвращение к истокам саги, к драматургической составляющей, к осмысленным идеям и действиям, то есть к тому, что так усердно старался закладывать в оригинале Джордж Лукас.

Если в провальном VII эпизоде Абрамс выступает в основном фанатом-формалистом, пренебрегая всеми диалогами, характерами героев, да и вообще цельностью и адекватностью сюжета, то в «Последних джедаях» Райан Джонсон – истинный новатор. Вместо того, чтобы фаршировать картину привычным и уже ожидаемым фансервисом, он действует методом от противного: отказывается от всех синтезированных ранее клише саги, побеждает искушение своровать кадры и повторить «те самые» сцены из почетных старших эпизодов. Спекуляция на фанатских чувствах для него является чем-то унизительным - если она и проскальзывает в каких-то сценах, то незаметно и невычурно, как бы невзначай.    

Режиссеру авторского кино Джонсону доверили также и написание сценария. В соавторстве с самим Лукасом вышла великолепная цельная увлекательная история, где уже знакомым нам по прошлому эпизоду героям в буквальном смысле сорвали со рта скотч, дали адекватные реплики и наделили недостающей харизмой. Оказывается, что из карикатурного злодея – внука Дарта Вейдера Кайло Рена (Адам Драйвер) – можно сделать действительно сильного антагониста, стоит только лишить его внушительного намордника.

Постепенно раскрываются сущности и наполняются жизнью и остальные персонажи. У девушки с большим джедайским потенциалом Рэй появилось желание узнать хоть что-то о своем происхождении. Сопротивляясь тьме, она вовсе не боится заглянуть в нее, чувствует свет и добро в других и пытается им помочь, борясь за справедливость. Покатушки по пустыням с отстраненным лицом - забудьте. 

Пилот истребителя X-Wing По занял место почившего Хана Соло: в нем живет такая же безбашенность, отвага и страсть к межзвездным боям с непредсказуемыми исходами. Его самонадеянность и смелость демонстрируется уже в прекрасной начальной сцене, которую можно смотреть только с широко открытым ртом. Выход оскароносного Бенисио Дель Торо, сыгравшего вора-взломщика, вовсе не кажется каким-то обыденным guest starring – за его неряшливым видом гнусного мошенника, желающего только внезапно вонзить «нож в спину», как ни странно, следишь с неподдельным интересом. Ну а легендарный Люк Скайуокер повышен до мастера-джедая: скилл прокачан и теперь он может принимать магические формы то ли дедушки, а то ли видения.

К слову сказать, в этот раз планка пафоса рыцарей-джедаев снизилась практически до нулевого уровня, зато наконец-то в этой вселенной пророс юмор. В фильме обнаруживается тонкая ирония над «великой Империей», глобальный стеб над всей сагой и все это не переливается через край, а вбрасывается умеренно. Джонсон усмиряет непреодолимое желание покрасоваться и нацепить на себя статус «еще один режиссер, который снял «Звездные войны». Старый «дух» саги ему не столь приоритетен, как движение всей истории вперед. Здесь впервые за все «Звездные войны» переживают и волнуются за обычных рядовых повстанцев, считают потери – в общем, в кои-то веки принимают их за живых людей, а не за бездушное пушечное мясо для имперских истребителей. Они наконец-то не лезут бездумно на амбразуру, а становятся частью всей заварухи и начинают активно взаимодействовать с главными героями.     

Из новшеств также четко выделяются удивительные галактические животные. Никто не устоит, например, перед милым большеглазым пингвином-тушканчиком. А проработка кристаллических лис и красно-белой планеты заслуживают отдельной похвалы в адрес художников и дизайнеров. 

Абрамс и Джонсон - словно два падавана под крылом мастера Лукаса. Тяга к познанию Силы у Джонсона оказалась мощнее, поэтому и «путь джедая» он проходит успешнее. Фанатик Абрамс, напротив – два года назад похоронил все надежды и перешел на темную сторону коммерции и ремейка, отчего седьмой эпизод вообще кажется фанфиком. Мудрый Люк Скайуокер в фильме учит, что поднимать камни силой мысли - для джедая не главное. Также и Райан Джонсон показывает, что герои и сюжет для «Звездных войн» важнее, чем бесконечная стрельба из бластера. 

Вместе с «Последними джедаями» Джонсона пришла и искра надежды, которая зажжет пламя и вдохнет новую жизнь в погибающую до этого момента франшизу, как в прежние лучшие времена звездной Саги о вечном выборе между светом и тьмой. Главное, чтобы ее не потушил все тот же Джей Джей Абрамс, которому доверили поставить девятый эпизод. Впрочем, через два года у нас появится возможность узнать, усвоил ли режиссер полученный урок. 

Муслим Камалов
Версия для печати













Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...