Осколки замерзшего сиропа

К Дню всех влюбленных, 14 февраля, в прокат вышла отечественная картина дебютанта Олега Трофима «Лёд» - еще одна спортивная драма, на этот раз рассказывающая о взлетах и падениях голубоглазой фигуристки Нади. По мнению Муслима Камалова, авторы инопланетного блокбастера «Притяжение» на этот раз нырнули с головой в сладкий кисель.

Маленькая девочка Надя (Диана Енакаева) живет с молодой, но больной мамой (Ксения Раппопорт) в серой панельке под огромной горой в холодном Иркутске. Днями напролет девочка, не отрываясь, смотрит по телевизору на стройных фигуристов, которые выкручивают аксель за акселем на льду. Ведь сама Надя только и мечтает о том, чтобы оказаться по ту сторону экрана и научиться выделывать такие же элементы, а в конечном итоге – стать чемпионкой. Тренер армейской закалки Шаталина (Мария Аронова) отказывается учить девочку азам фигурного катания, ну а мать не пытается ее уговорить, а через несколько дней и вовсе покидает этот свет.

Надя попадает к родной тетке (Ксения Лаврова-Глинка) – странноватой женщине, торгующей бананами в ларьке и попутно балующейся дома шаманством. От своей мечты Надя не отказывается даже после смерти матери и все же пробивается к Шаталиной. Ну а еще через 10 лет крови и пота, в большом городе трех небоскребов (Москва) она (Аглая Тарасова) уже талантливо царапает лед вместе со знаменитым фигуристом Леоновым (Милош Бикович). Их главная цель – попасть на турнир «Кубок льда», но Надя на одном из выступлений неудачно приземляется на спину. Прикованная к инвалидной коляске девушка возвращается в родной Иркутск, где Шаталина заставляет нянчиться с ней экс-фигуриста, а теперь гопника-хоккеиста Сашу (Александр Петров), дабы поставить Надю обратно на коньки.

Есть два важных пункта, которые нужно непременно знать, перед тем как идти на «Лёд». Во-первых, производством картины занималась практически вся команда «Притяжения» (во главе с продюсером Бондарчуком), ну а во-вторых – за постановку здесь отвечает клипмейкер Олег Трофим. Можно только догадываться, какой именно из этих фактов вызовет у зрителя наибольший скепсис и напрочь отобьет желание посмотреть очередную отечественную спортдраму. Наверное, стоит ограничиться лишь режиссером и опустить остальные потенциальные триггеры неодобрения и скепсиса. Трофим прекрасно понимает, что он уж точно не Финчер (тот тоже вышел из мира клипов и реклам), и далеко не Найшуллер, поэтому ему приходиться уповать на работу сценаристов и шпаргалки от продюсеров. Уверенно опираясь на собственный (но весьма небогатый) бэкграунд, Трофим боязливо создает что-то вроде франкенштейна, сшивая вместе мюзикл и набор бойких зрелищных музыкальных клипов.

Где-то среди всего этого затесалась и тривиальная до мозга костей спортивная драма, выстроенная согласно всем голливудским канонам. А по ним в картине должны сосуществовать горькое и сложное детство, внезапный успех и признание, такой же резкий и щемящий сердце переломный момент, плавно переходящий в прогнозируемый уже в начале хеппи-энд. Форвардом этой обязательной программы Трофима выступает Аглая Тарасова – актриса не столько широкого профиля, сколько мощных широких лёгких: её вздохи, выдохи и ахи будут отчетливо слышны даже в самых шумных эпизодах. При этом заметно, как дочь Раппопорт все же унаследовала от матери все необходимые качества и практически встает рядом с джедаем актерского мастерства, великолепной Марией Ароновой, которая здесь продолжает грозно командовать женским батальоном, правда теперь детским.

Разгону сюжета «Льда» мешают врезанные музыкальные клипы, из-за которых фильм теряет цельность, повествование становится неустойчивым, а такому актеру, как Александр Петров, достается непростительно ничтожное количество экранного времени, за которое его персонаж не успевает полностью раскрыться. Во второй половине ленты (она представляет собой кроссовер малоизвестной картины «Золотой лёд» Пола Майкла Глейзера (1992) и знаменитой французской комедии «1+1») Петров не перестает изображать из себя гопника из «Притяжения», лишь немного эволюционировав в культурном плане. Слава сценаристам, он теперь знает не только мифического «Руса», но и персонажей «Звездных войн», так что может ловко жонглировать цитатами Йоды и Оби-Вана, что, как ни странно, органично вписывается в образ. Ну а из персонажа Дрисса («1+1») герой Петрова (а скорее сценаристы) успел позаимствовать напористость, импульсивность, а самое главное - доброкачественную дерзость, проявляющуюся в нежелании унижать чувством жалости молодую фигуристку в инвалидном кресле.

Эффект от трофимовского «Льда» сравним разве что с хорошенько замороженным фруктовым льдом или даже сиропом: в то время, как изящно снятые музыкальные клипы, охлаждая разум и мозги, «дают в голову», вся картина в целом оказывается весьма и весьма приторной. Но, как бы там не было, убери из фильма музыкальные номера с каверами Земфиры, Пятницы, Дорна и многих других – от фильма не останется ровным счетом ничего. Что же будет делать, к примеру, Милош Бикович, кроме игры в Даниэля Брюля или зализанного двойника Рики Мартина?

Свое маленькое дело лента Трофима все же делает – ловко играет на чувствах и эмоциях подрастающих потенциальных фигуристок, агитируя за спорт, а заодно не оставляет равнодушными влюбленные парочки. Впрочем, если этот спортивно-любовный сироп покажется кому-то слишком сладким, то стоит подождать брутальной и грязной футбольной эпопеи Данилы Козловского «Тренер», выход которой уже не за горами. Ну а пока: за содержание - 2, за технику – 5.

Муслим Камалов
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...