0
  • Коротко
Культура

Виртуальные контакты третьей степени

В прокат вышла картина Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться», в которой пионер голливудских блокбастеров скрещивает красочный виртуальный мир с антиутопической реальностью. Муслим Камалов рассказывает, каким образом уже во втором фильме за полгода Спилберг демонстрирует, что способен уже практически с закрытыми глазами снимать не только гуманистические драмы, но и шедевральные блокбастеры.

2045 год. Мир уверенными шагами начинает сходить с ума и погружаться в серый беспросветный тлен антиутопии: вследствие краха экономики человечество переживает бунты, мятежи и даже целые войны из-за, внимание, недостаточно высокой скорости интернета. Темноволосый паренек в протертых синих джинсах-варенках и с почти супергеройским именем Уэйд Уоттс (Тай Шеридан) живет в бескрайних трущобах перенаселенного Коламбуса, что в штате Огайо. Ему, как в прочем и всем остальным, приходится искать спасения от угнетающей реальности в многопользовательской онлайн-игре OASIS (Онтологический антропоцентрический зрительно-иммерсивный симулятор) – целой мультивселенной виртуальной реальности, которую давным-давно изобрел и спроектировал некий компьютерный гик-гений Джеймс Холлидэй (Марк Райлэнс). Легендарный создатель OASISа перед своей смертью оставляет завещание: в игре спрятано цифровое «пасхальное яйцо» - нашедшему его игроку перейдет все многомиллиардное состояние Холлидэя и контроль над OASISом.

Правда, найти «пасхалку» не так уж и просто. Холлидей не оставил практически никаких наводок, кроме трех разноцветных ключей, добраться до которых можно лишь выполнив по одному гиперсложному квест-туру. А их, в свою очередь, помимо того, что отыскать, так нужно еще и знать, как пройти. Вскоре на поиски заветного кибер-сокровища бросают свои силы, нервы и деньги не только обычные, так называемые, «пасс-хантеры», но и целая армия мега-корпорации IOI (Innovative Online Industries) под руководством весьма нелицеприятного Нолана Сорренто (Бен Мендельсон). Но вот уже несколько лет поиски подсказок и зацепок не дают никаких плодов, ровно до того момента, пока Уэйд Уоттс не решает влиться в эту VR-гонку за кладом.

Посмотрев «Первому игроку приготовиться», можно смело «обнулить» в своей памяти, а заодно и в индустрии, все масштабные фантастические киноблокбастеры, вышедшие за последние 20-25 лет. Да, и даже «Аватар». Такой масштабный процесс «сброса» мог предоставить нам только Стивен Спилберг – режиссер с невообразимой фантазией, бесспорно, большой художник, из головы которого когда-то и родился сам жанр «блокбастер». В свое время, после череды великолепных научно-фантастических киноработ, Спилберга стали считать эталонным рассказчиком подростковых приключенческих «страшилок», но, видимо такой расклад ему пришелся слегка не по душе. Тогда режиссер «с пеной у рта» ринулся доказывать, что может снимать еще и серьезные гуманистические, политические журналистские, военные и исторические драмы. В определенный момент Спилберга отпустило: все снял, свою квалификацию многогранного режиссера успешно подтвердил. Нужно было двигаться только вперед, и поэтому, пока остальные ремесленники топчутся на месте и бесконечно «ностальгируют» и переснимают франшизы, Спилберг набирает обороты и на полных парах начинает заигрывать с компьютерными технологиями. В результате на свет уже появилась изобретательнейшая 3D-экранизация комикса о бельгийском репортере Тинтине. Но каждый знает - у Спилберга «космос» – не предел.

Вдоволь поупражнявшись с технологиями motion capture в «Тинтине», старина Спилберг в своем новом творении решился шагнуть еще дальше в неизведанное и стал первопроходцем в сказаниях о VR, виртуозно скрестив в объективе незаменимого Януша Камински серую действительность с бескрайней искусственной реальностью, родившейся из тонны гигабайт CG в студии ILM. Прорыв Спилберга тут заключается даже не в самом сюжете (стоит признать его весьма тривиальным), компьютерной графике или героях и их переживаниях. А в том, насколько режиссер, пользуясь доступными ему современными визуальными технологиями, отточил за эти годы мастерство погружения зрителя в мир, который существует где-то далеко за пределами большого экрана. Здесь, наверное, второй раз за всю историю современного кинематографа 3D используется действительно по назначению, создавая неподдельное ощущение интегрированности в фильм-видеоигру. Последний раз, такими наворотами мог порадовать разве что Питер Джексон в «Хоббите».

«Первому игроку приготовиться» - это еще и весьма расчетливо сконструированная картина, где Спилберг со всей присущей ему художественной дотошностью и выразительностью каждой сцены устраивает настоящий искрящийся праздник для гиков. Без сомнений, эта гигантская VR-вселенная, сотканная по строкам одноименного романа сценариста Эрнеста Клайна, в итоге заманит к себе всех и каждого, от мала до велика. Фигурирующие в фильме персонажи HaloWarhammer 40 000WarCraft и MassEffect, боевые лягухи Battletoads, каратисты из Double Dragon, самый знаменитый робот-трансформер из Gundam, практически все бойцы Mortal Kombat, мотоцикл из AKIRA (а ко всему прочему главный герой этой гик-вечеринки Персиваль разъезжает на легендарной DeLorean DMC-12 под Duran DuranA-HaVan Galen и New Order)  не могут не заставить пустить «ностальгическую слезу» как старшее, так и младшее поколение зрителей. Список персонажей, которым Спилберг в картине передает пламенный привет, кажется, можно продолжать бесконечно, потому как здесь красуются ко всему еще и Кинг-КонгФредди КрюггерМехагодзилла, а в одной из сцен погони опознается плакат с Робокопом. В отдельные моменты сумели запихнуть и кошмарную куклу ЧакиДюка НюкемаКратосаЛару Крофт, ну и, конечно, Стального гиганта. А чего только стоит грандиозная отсылка к «Сиянию» Стэнли Кубрика!

Причем, «Игрок», можно сказать, первый блокбастер, перед просмотром которого нужно быть хоть немного, но «прошаренным», подготовленным к тому, что тебя сейчас начнут погружать в поп-культуру 80-х и 90-х. Трудно представить человека, который ни разу не вставлял картридж с Battletoads или Halo. Но и, к примеру, знать в обязательном порядке, что такое Atari-2600 – совсем не обязательно. 71-летний Спилберг, который целых два года стучался в каждую студию и компанию, владеющую правами на всех этих персонажей, добиваясь использования их в картине, в итоге сумел угодить, растрогать и развеселить практически каждого, создав поистине универсальный блокбастер. Те немногие, кто помнит еще старинный великолепный мультсериал «Reboot» («Перезагрузка»), – первый в истории мультсериал, выполненный полностью компьютерной графикой, - найдут в «Игроке» параллели и с ним.

О фильме можно говорить вечно, ровно столько же его можно пересматривать, потому как в один заход не успеваешь разглядеть всех персонажей видеоигр, наклейки и стикеры, автомобили, постеры, VHSки и картриджи. Спилберг, безусловно, не мог обойтись без своей классической «фичи» - игры в мудрого дядечку-морализатора. Правда, мораль здесь настолько пустяшна, что больше походит на некогда самое страшное предостережение родителей: «Давай выключай свою приставку, кинескоп нам посадишь». 

Муслим Камалов
Версия для печати
  • Сюжет
  • Киногид
Ад на колёсах Пятьдесят оттенков демона Веномозамещение Экспеллиармус! След татуировки дракона We will rock you Капали сочинские слезы Сладость или шалость? Привези мне лунный камень Под маской жидкого


Идет загрузка...