Выстрел в спину

В прокат вышла картина «Прощаться не будем» - шпионская военная драма Павла Дроздова, рассказывающая о героической обороне в начале Великой Отечественной войны города Калинина (Тверь). По мнению Муслима Камалова, если бы авторы приложили чуть больше усилий, фильм мог бы стать весьма крепким российским шпионским триллером, а в итоге случайно получилась легкое подражание «Дюнкерку».

Октябрь 1941 года. Немецкая армия вот-вот начнет наступление на Калинин (ныне Тверь), но пока занимается только редкой, но меткой авиабомбежкой. Захват города позволит без труда выдвинуться в наступление прямиком на Москву. Но жители Калинина надежды не теряют, ведь вскоре им на помощь должны прийти спасительные эшелоны пятой стрелковой дивизии Красной армии. Немецкие диверсанты тоже не дремлют, то и дело вербуя практически каждого мелкого преступника в городе, чтобы те разбрасывали на улицах фашистские агит-листовки и готовили диверсию. Начальник Калининского гарнизона, майор Павел Сысоев (Андрей Мерзликин) выходит на след изменников Родины и теперь ему нужно как можно скорее вычислить Главную немецкую «крысу», которая по-тихому, но оперативно начинает срывать все планы по спасению Калинина.

Босс Сысоева, строгий начальник местного Управления НКВД Токарев (Артур Ваха) всячески старается помогать самоназначенному детективу, к тому же он живет в соседней квартире. Дочка Токарева - блондиночка Маша (Алена Чехова) – давно уже неровно дышит к женатому Сысоеву, но признаться боится, мучается адскими муками любви и лишь нервно теребит по вечерам вырезку из газетки с портретом майора. Машу любит наивный еврейский одноклассник Ося (Родион Долгирев), а Осю никто не любит.

Казалось бы, если читать беглый пересказ этого фильма, то можно представить себе довольно бодрый, слегка наивный, но все же крепкий шпионский триллер, разыгранный на фоне военных событий 1941 года. Наверняка, ровно также подумали и на питчинге «Фонда кино», когда авторы только лишь презентовали картину участникам. Еще большую уверенность госспонсорам вселила, безусловно, причастность к этому проекту Российского военно-исторического общества, куда же без них. Как и в случае с «Брестской крепостью», «Прощаться не будем» -  это рассказ о малоизвестном широкому зрителю эпизоде Великой Отечественной, куда сценаристы, в отличие от фильма Александра Котта, умудрились вклинить небольшую детективную интригу. И тут задаёшься вопросом: что же может пойти не так?   

Самым большим упущением и неправильным решением было усаживать в режиссерское кресло Павла Дроздова – человека, у которого практически напрочь отсутствует серьезный опыт (как и вкус вместе со стилем) в большом кино, зато присутствует весьма внушительный сериальный. Поэтому, в картине практически сразу начинают проступать наружу все телевизионные штампы, клише и прочая сериальная шелуха: сумбурный мрачный пролог, где по-настоящему зритель ничего не поймет; эпизоды, в которых если музыка начнет звучать таинственно-грозно, знай – где-то из-за угла вот-вот выскочит подозревающий всех и вся чекист, медленно расстегивая кобуру с наганом. Все это вкупе с еще миллионом таких же избитых приемов безвозвратно отнимает у фильма ощущение действительно большого кино, при том, что авторы на серьезных щах с самого начала именно так его и позиционируют, прокатывая в кинотеатрах.  

Ко всему прочему, после вялого начального вброса интриги с безликими шпионами, фильм начинает распадаться на отдельные мини-сюжеты. И, судя по тому, как из обсуждения возможных подозреваемых-предателей Родины разговор двух героев молниеносно меняет градус на выяснение любовных отношений, а позже и вовсе перетекает на фразы «а давай сделаем сына», складывается впечатление, что все четыре сценариста картины в какой-то момент рассорились между собой и каждый начал гнуть свою линию. Получилось, что такими сюжетными «скачками» картина сквозит всю дорогу. Может быть, в каком-нибудь, скажем, «Дюнкерке» Кристофера Нолана, такое дробление и работает, как общая идея, но только не здесь.

И, кстати, это далеко не один прием, подсмотренный у педантичного англичанина, как бы странно это не казалось. Подражая Нолану (а иногда и Герману старшему), Дроздов пытается отказаться от привычного образа врага, демонстрируя фашистов через настолько бездарно исполненные компьютерные мессершмитты, что сразу начинаешь сомневаться, действительно ли руку к фильму приложило Военно-историческое общество и CG-спецы, а не школьник, плохо изучивший 3D Max дома. В итоге, вся эта задумка с обезличиванием врага не работает так, как нужно - больно слишком много внимания авторы уделяют внутренним микро-историям, забывая напрочь об эмоциях, на которых вроде как и начинают играть, а потом попросту о них забывают. Ну а дальше все тянет за собой другой ворох проблем: композитор Алексей Чинцов, к примеру, вдруг воображает себя Хансом Циммером и бессовестно крадет ключевые музыкальные мотивы «Дюнкерка», даже не пытаясь несколько изменить и без того надоедающий (а не нагнетающий атмосферу, как у Нолана) саундтрек.

Где-то до последней трети картины, так и не становится ясно, зачем в эту сомнительную патриотическую авантюру влез талантливейший Егор Бероев. До самой развязки его герой изображает лишь предмет мебели и актеру, который, возможно, единственный здесь подошел к своей роли со всей серьезностью, в фильме совершенно нечего делать, кроме как выполнить в кульминационный момент одну единственную функцию. И все, правда. За весь фильм, персонаж Бероева произнесет две-три коротких глупых фразы и на этом раскрытие персонажа остановится, как и фантазия и изобретательность сценаристов. Что до Андрея Мерзликина, то он практически также, в автоматическом режиме просто выполняет свою работу, играя то отъявленного подонка из «Бумера» и «Штрафбата», то вдруг настоящего супергероя из той же «Брестской крепости», который, видимо по контракту, должен за фильм обязательно произнести в разговорах три-четыре раза его название.

Спустя два с половиной часа невнятного детектива, только в последних минутах, авторы наконец решаются ввести немного патриотизма в кровь - отправляют нас на линию фронта, рассказывая, как же все-таки защищали город Калинин. И вот здесь, казалось бы, мы должны увидеть результат выпрашивания средств у «Фонда кино», возможно даже вменяемую операторскую работу (а не бесконечные бездарные пролеты дешевым квадрокоптером) и хоть какой-то намек на большое кино. Вместо этого – громкие пафосные фразы, никчемные крупные планы, три дохлых картонных немецких танка и безобразно китчевое слоу-мо. Из «Прощаться не будем», скорее всего, вышел бы еще один неплохой для российского телевидения сериал, скажем для «России-1», с обязательной шпионской исповедью, которая как раз идеально бы вписалась в эстетику сериалов канала, где залогом успеха считается песня «Любэ» на конечных титрах.

В одной из последних сцен в окопе рядовой с неуверенностью и осторожностью спрашивает растерянную замглавы управления НКВД Горохову, которая впервые берет в руки винтовку Мосина: «Ты из этой штуковины стрелять-то хоть умеешь?» Похожий вопрос, лишь с поправкой на кинематограф, хочется задать и режиссеру.

Муслим Камалов
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...