Атлант расправил локоны
В прокат выплыл «Аквамен»: очередной, долгожданный сольник супергероя из вселенной DC, в этот раз рассказывающий о происхождении хозяина морских глубин и их обитателей. Муслим Камалов посмотрел картину и пришел к выводу, что, посадив в режиссёрское кресло постановщика Джеймса Вана, DC пошла по верному пути.
В ночную страшную морскую бурю смотритель маяка Том Кьюрри (Темуэра Моррисон) находит на берегу раненную женщину в обтягивающем чешуйчатом костюме, рядом валяется длинный белый трезубец. Но это вовсе не русалка и не амфибия, а Атланна – королева Атландиты (Николь Кидман). Между ней и Томом возникает любовная химия, а спустя девять месяцев на свет появляется ребенок, которого родители называют в честь грозного урагана – Артуром. И все бы ничего, крепыш растет, в семье идиллия, но спустя некоторое время за королевой наведывается злобная атлантическая полиция в нелепых костюмах. Мама Атланна эффектно дает незваным гостям прикурить, швыряя об стены. Она больше не хочет рисковать семьей и покидает близких, отправившись обратно в подводное царство.
Брошенный матерью Артур (Джейсон Момоа) вырастает из щупленького мальчика в груду татуированных мышц. Советник царя Атлантиды по имени Вулко (Уиллем Дефо) открывает юноше его сверхспособности: оказывается, кроме неимоверной силы и неуязвимости, он может плавать под водой практически со скоростью света, спокойно дышать там и вести светские беседы с китами и акулами, а они с ним. Артура начинают величать Акваменом. Вскоре из моря выскакивает красноволосая царевна Мера (Эмбер Хёрд) и просит о помощи: сводный брат Артура, - Орм, - задумал занять трон Атлантиды и, объединившись с союзными морскими расами, пойти войной на человечество. Артуру же нужно остановить весь этот подводный беспредел и доказать, что именно он является истинным наследником престола и настоящим хозяином морей.
Малайзийский режиссер Джеймс Ван, еще в далеких нулевых погрязший в утомительной хоррор-пучине, где он успел наклепать по несколько частей «Пилы», «Астрала» и «Заклятья», внезапно был приглашен поставить седьмую серию «Форсажа» - остросюжетной эпопеи о стритрейсерах. И также внезапно, именно эта часть вдохнула немного жизни в уже истрепанную кем только можно автомобильную франшизу. Ровно то же самое произошло и с очередным фильмом киновселенной DC.
«Аквамен» Джеймса Вана, по большому счету, никаких канонических шаблонов не рвет, и совершенно ничего фантастического и радикального с жанром не выделывает. Но Вану каким-то образом все же удалось создать на экране убедительный и увлекательный, затягивающий в себя кинокомикс, который заставляет признать, что DC почти поравнялась в бесконечной гонке с титаном Marvel. Так в чем же магия фильма? Во-первых, здесь наконец-то отказались от гнетущей нуарной стилистики, которую мы привыкли видеть практически в каждом фильме DC благодаря Заку Снайдеру. Там, где Снайдер через чур увлекается мраком, Ван наоборот - выбегает из сумрака на свет и замещает пустую абстрактную болтовню активным действием, тем самым давая понять, что на разговоры тут времени нет. Поэтому его «Аквамен» не страдает от сюжетной сумбурности и неразберихи: здесь все сцены и действия героев четко и последовательно расписаны, от чего постановщик успешно укладывается в заданный хронометраж. Ко всему Ван не оставляет зрителя наедине с заданными вопросами - он в нужный момент вложит в руку ключик даже от самой сложной загадки.
Во-вторых, создатели изобретательно вплетают в основной сюжет становления Аквамена его юношеские флешбеки и древние мифы. Исторические корни легенды достают аж до самого Посейдона и его золотого трезубца. При этом по духу это все ближе скорее к величественному «Властелину колец» или «Хоббиту». Это добавляет картине веса для того, чтобы максимально заинтересовать и увлечь зрителя, отправить его обратно в детство, во времена первого знакомства с книгами того же Жюля Верна. Кстати, фильм даже начинается с цитаты писателя, в прологе же мелькнет и томик Говарда Лавкрафта. Но это скорее выглядит как заигрывание Вана со зрителем, а не попытка поумничать. Так он устанавливает контакт через знакомые всем персонажные аналогии. Капитан Немо, Водяной, Кикимора, Русалочка, Человек-амфибия, Аквамен: в принципе, для рядового зрителя кинокомикса, эти уважаемые персоны - члены одной банды, герои одной пьесы. К счастью, в глубокое занудство режиссер не скатывается.
В-третьих, в фильме крайне органично вписываются практически все актеры, начиная от Уиллема Дефо и заканчивая ветераном актерского мастерства Николь Кидман. Без шуток, это действительно какое-то волшебство: маски героев здесь подошли буквально к каждому. Про Джейсона Момоа, – гору мышц, покрытых тату, - можно было и вовсе промолчать, в его несокрушимой актерской харизме мы уже смогли убедиться в «Лиге справедливости». А в своем сольном выступлении он ее только подтверждает. Ван и сценаристы лишь добавили недостающее к фактуре: мы узнаем, что Артур простой мужик-весельчак, который по утрам пропускает с батей (в дубляже он называет отца именно «батя») в баре кружку пива, а вечером уже спасает от пиратов российскую подлодку. И, конечно, потом он все же осознает, что предназначен совсем для другого. Прекрасна и официальная напарница Аквамена, Эмбер Хёрд: в ярко-зеленом чешуйчатом обтягивающем трико она предстанет сначала в образе прям невероятной красоты русалочки, но в худшие моменты несколько минут будет строить из себя расхитительницу гробниц. Внезапный Дольф Лундгрен – здесь вовсе отдельный guest starring, и в неожиданном амплуа царя-Оранжевой бороды верхом на акуле он практически неопознаваем. Белесый Патрик Уилсон по-своему хорош в образе братца-злыдни, он-то во многом и придает фильму порядочную порцию толкиеновщины.
Затронутый здесь внутрисемейный конфликт, в рамках которого на трон посягают левые и недостойные его родственнички, отсылает, бесспорно, к той же «Игре престолов». Поэтому слово «бастард» в «Аквамене», кажется, звучит чаще, чем в легендарном фэнтезийном сериале. Что тут скажешь, по структуре и сюжетному накалу «дворцовых переворотов» фильм вообще приближается к масштабности «Звездных войн» и «Трона». С последним «Аквамена» роднит еще и вездесущий неон, который добрался-таки и до морских глубин.
Но идеального творения у художника, как мы знаем, не бывает, а поэтому и Вану не удается выйти сухим из этой соленой воды. Все феерично поставленные сцены ближнего боя, которые резко вклиниваются посреди милой беседы двух героев, Ван бессовестно ворует из своего же «Форсажа». В этом, с одной стороны, нет ничего криминального, но ощущение дежавю при просмотре тореттовских поединков все же вас не покинет. Там, где Ван дает слабину и пускается в допотопный диснеевский романтизм в итальянской локации, фильм начинает слегка проседать. Но позже, опять же с помощью «форсажного» приема, Ван просыпается и снова начинает бомбить красочным и завораживающим мощным экшеном.
Антагонист с грозным именем Черная Манта, который выглядит как большеголовая муха с красными глазами, и вовсе кажется в фильме какой-то насмешкой над всеми злодейскими архетипами. Его личность скорее пародийная (чего только стоит феерическая по своей глупости сцена с подготовкой костюма). Наемник не более чем подставной злодей, разогрев для супергероя перед финальным «боссом», введенный сугубо для развлечения. Зато Аквамен наконец-то эффектно разбивает миф о том, что Манту мочить нельзя.
При том, что «Аквамен» ведет уже до боли знакомые разговоры со зрителем о единении семьи, предназначении, милосердии и гуманизме, делает он это без нолановского снобизма. Конечно, без «зеленой» темы с загрязнением океана и «матушки Земли» (человечество - сволочи, свиньи и вот это все) сценаристы не обошлись, но сумели размазать пафос тонким, почти прозрачным слоем. Главный же упор в картине Ван делает именно на зрелищности подводной эпопеи. И это у него отлично получается.
«Аквамен» - достойный фильм DC, который ни на что более возвышенное и заумное не претендует, зато честен со своими зрителями до конца. Это эталонный дистиллированный аттракцион, качественно исполненный и продуманный кинокомикс без двойного дна и подводных камней. Картина, которая впервые идет впритирку с фильмами-титанами Marvel. Захватывающее зрелище, погружающее в интересную историю с дивными подводными мирами и мифической Атлантидой. А логическая закольцованность и жирная финальная точка ленты вряд ли смоются из памяти. Ну и, в конце концов, мы все-таки узнали, кто на самом деле проживает на дне океана.