Хроники осеннего браконьерства на псковских озерах

Начальник псковского отдела рыбоохраны А.В. Посадский: «Псковские озёра становятся чище». Фото автора.

Более одного миллиона рублей заплатили штрафов псковские браконьеры за незаконную рыбную ловлю. Много это или мало? Рыбаки и чиновники оценивают ситуацию по-разному. Кто из них прав - рассуждает в новой статье колумнист Псковского агентства информации Николай Бесклевный.

Прошло два года со времени принятия серьезных изменений в правила рыболовства и в законодательство РФ, направленных на сохранение водных биоресурсов и борьбу с браконьерством. Это и суточные нормы вылова, и минимально допустимые размеры рыб для вылова, и новые таксы для исчисления нанесенного ущерба. Но уходит ли в прошлое тема браконьерства? С таким вопросом я обратился к начальнику псковского отделения рыбоохраны Александру Посадскому. Главный псковский рыбинспектор смотрит на эту проблему с оптимизмом, в отличие от меня, простого псковского рыболова.

У рыболовной инспекции служба напряженная – и днем, и ночью, и в праздник, и в будни. Фото автора.

Незаконных сетей – меньше, уголовных дел – больше

«Наши реки и озёра становятся чище, – уверенно заявил Александр Посадский,  – незаконных сетей устанавливается меньше. А вот чего становится больше, так это уголовных дел за нарушения правил рыболовства. Практически, если браконьер попадается с сетью и в ней рыба, то на 90% можно утверждать, что в его незаконных действиях будут обнаружены признаки правонарушения Уголовного кодекса РФ по ст. 256 «Незаконная добыча (вылов) водных биоресурсов». И не важно, какая была в сети рыба, ценная, как сиг или судак, или сорная, как плотва или густера. Даже ёрш может подвести нарушителя под уголовную статью. По решению суда конфискуют и орудия лова, и транспортные средства, притом не только лодки и моторы, но и автомобили с прицепами».

«У инспекторов псковской рыбоохраны работа очень сложная, – продолжил Александр Посадский. - И днём и ночью, и в праздники и в будни, в любую погоду они находятся на страже водных биоресурсов. В этом году к напряженному графику прибавилось и множество командировок. Большинство наших инспекторов неоднократно выезжали в длительные командировки и в Карелию, и в Коми, и в Ленинградскую область, и даже на Чукотку. В свою очередь и к нам регулярно прикомандировывают инспекторов из других регионов России, что дает положительные результаты. Государство не забывает о важности работы органов рыбоохраны. В 2020 году по всей стране серьезно обновилась материально-техническая база наших структур. В том числе и псковское отделение получило два новых автомобиля высокой проходимости и два современных быстроходных катера, Надеемся в скором времени получить и зимнюю технику, она уже централизованно закуплена и распределена. Так что, как видите,  – подвел черту в нашей беседе начальник псковской рыбоохраны,  – мы не стоим на месте, а продвигаемся вперед в деле сохранения биоресурсов Псковской области».

Брошенные сети – это большая беда на псковских водоемах. Такой ароматный груз в моей лодке бывает часто. Фото автора.

Ядовитая паутина

Главный псковский рыболовный инспектор видит ситуацию по-своему. И с ним трудно поспорить. В его руках цифры, официальная статистика. За прошлый год сумма наложенных штрафов за нарушения правил рыболовства на водоемах Псковской области перешагнула за один миллион рублей. Многих любителей побаловаться с рыболовными сетями жёсткие наказания заставили призадуматься и оставить это «ремесло», но далеко не всех. Лично я, еженедельно рыбача на наших реках и озерах, вижу, что картина почти не изменилась – сети, свежие и брошенные, попадаются мне на каждой рыбалке и далеко не в единичных экземплярах.  Так 28 мая этого года во время поиска пропавшей трехлетней девочки Вари, вместе с волонтерами я осматривал дельту реки Великой правее протоки Гладышная. В течение четырех часов поиска я не менее пяти раз намотал на винт своего мотора браконьерские сети и встретил не менее двух десятков длинных рядов сетей с ярко видимыми издалека поплавками. И это в период нереста и «двухмесячника тишины» на псковских водоемах, когда пользование лодочными моторами было запрещено.

Или совсем свежий пример. 30 октября я с друзьями рыбачил в Раскопельском заливе. Почти до обеда стоял густой туман. Сначала позвонил товарищ и рассказал, что зацепился спиннингами за непонятно откуда взявшуюся здесь сеть, долго выпутывался, отрезал метров сто и выбросил на берег, но часть еще осталась в воде. Часа через два и меня с напарником такое же «счастье» не миновало - зацепились обеими воблерами посреди залива за огромную сетку. Провозились с ней не менее часа. Еле-еле смогли  отбуксировать сеть к острову Пыпно, длина ее была не менее двухсот метров. В этот день в нее наверняка попался не один спиннингист, но мараться стали только мы.  В сетке – метровые дыры, много травы, видать, стоит она здесь уже не менее недели.

Куда смотрела рыболовная инспекция, бывающая в заливе каждый день? И кто эти «умники»? Ведь поставить сеть в заливе – это верная ее смерть. Во-первых, здесь ставить сети нельзя, промысел в Раскопельском заливе запрещен; во-вторых, рыболовы-спиннингисты непременно ее выкорчуют. Помимо дырок и травы в сетях оказалось и много тухлой и снулой рыбы – двухкилограммовые судаки и щуки, язи закилограммовые и, что самое удивительное, килограммового размера плотва. Какие-то «не правильные» браконьеры, установили и бросили. И в этом главная беда от сетей. В таких сетях яды и токсины от попавшейся и разложившейся рыбы убивают все живое на десятки метров вокруг. И сколько таких «брошенок» – никто не знает, но много, чрезвычайно много. Именно в таких сетях гибнет огромное количество рыбы.

В Чудском озере брошенных сетей очень много. Псковские рыболовы-любители убирают лишь малую их часть. Фото автора.

Новый вид псковской рыбы – «судачёк»

На прилавках псковских рынков появился новый вид рыбы – «судачёк». Так на ценниках и написано – «судачёк», через букву «ё», 100 руб. за килограмм. Но речь совсем не об орфографии.  Размер такой «промысловой рыбы» - 15-25 см. Ранее его стеснялись продавать отдельно, его прятали, перемешивая с более взрослыми особями в одном ящике. А теперь он на самом видном месте у каждого торговца свежей рыбой без исключения,  с отдельным ценником, в отдельной таре. Откуда он? Естественно из сетей. Чьих сетей? Промысловых организаций, добывающих рыбу в Чудском озере механическими мутниками (вид трала. – Прим. авт.). Но ведь им разрешен лов судака только размером от 30 см и более. И тридцатисантиметровый размер вызывает недоумение, но на прилавках «судачёк» меньше и этой несуразной величины. Ловить такого нельзя, а продавать можно! Парадокс. И никому нет дела ни до такого так называемого  промысла, ни до торгашей. Ни рыболовной инспекции, ни торговой. В уловах промысловиков такого судачка-недомерка иногда бывает 50% и более. Такой судачок – это сеголеток или второгодок. Потомство судак даёт лишь к концу третьего года жизни или даже четвертого, когда он вырастает примерно до 40 см. Промысел вылавливает сотни тонн судака, не достигающего своей половозрелости и ни разу не давшего потомства. Мы варвары или у нас голод?

Весна 2020 года, Псковское озеро. Браконьерский улов в браконьерской лодке. Фото автора.

За перелов суточной нормы – в суд

24 сентября  в Желчёвском заливе Тёплого озера инспекторами псковской рыбоохраны были задержаны два гражданина из Витебской области Республики Беларусь. Оба рыболова ловили щуку на спиннинг с моторных лодок. Их уловы были великолепны – у одного 15 кг щуки, у второго – 20 кг. И щуки хороши своими размерами – в уловах у каждого присутствовало по несколько штук весом и по три, и по четыре килограмма. Казалось бы, такой улов – мечта и радость любого рыбака. Но это если не знать (что не освобождает от ответственности) или не следовать правилам и законам. И, оказывается, в таких случаях богатый улов – огромная проблема для рыболова-любителя. С 30 июня 2017 года приказом Минсельхоза № 255 от 24.05.17 года установлены  предельно допустимые лимиты добычи водных биоресурсов на одного рыбака-любителя в сутки. Согласно этому документу суточная норма вылова щуки в Псковско-Чудском водоеме, к коему относится и Тёплое озеро, не должна превышать семи кг (на остальных водоемах Псковской области – не более пяти кг). В нашем случае и 15 кг и 20 кг – это превышение суточной нормы. За нарушение Правил рыболовства гражданами Республики Беларусь были составлены протоколы об административном правонарушении и изъяты лодки, моторы, спиннинги и 21 кг рыбы. На одного из белорусов за превышение суточной нормы вылова щуки на восемь кг был наложен штраф в 4625 рублей, и на другого за превышение нормы вылова щуки на 13 кг также был наложен штраф в 4625 рублей, плюс штраф каждому из этих граждан за нарушение Правил рыболовства (за любое нарушение Правил рыболовства предусмотрен штраф от 2000  до 5000 рублей). Вы скажете, как так, за восемь и 13 кг перелова щуки последовало одинаковое наказание? Именно так. Дело в том, что ущерб (перелов) исчисляется по головам, а не по килограммам. И таких щучьих голов и у одного, и у другого рыболова оказалось по пять экземпляров. Согласно таксам для исчисления ущерба, нанесенного водным биоресурсам, каждый незаконно добытый экземпляр щуки «стоит» 925 рублей. Материалы дел переданы в суд Гдовского района, так как решение о конфискации орудий лова и транспортных средств принимает только суд.

Брошенные сети – это ядовитая паутина. От попавшейся и разложившейся в брошенных сетях рыбы образовываются яды и токсины, убивающие все живое на многие метры вокруг. Фото автора.

Прощай и лодка, и мотор, и автомобиль?

10 октября на озере Завережье, что в Невельском районе, два гражданина из  Невеля установили десять сетей, не имея на то разрешения. Утром, во время снятия незаконно установленных орудий лова они были задержаны инспекторами рыбоохраны. Сотрудники рыбоохраны изъяли орудия лова, лодку «Румб», лодочный мотор 2,4 л.с. и 44,4 кг рыбы. В улове у браконьеров были лещи, щуки, плотва и густера. В результате незаконных  действий был нанесен ущерб водным биоресурсам на сумму 120 300 рублей. Противоправные действия задержанных граждан имели признаки уголовного преступления по ч.1 и, ч.3 ст. 256 УК РФ. (ч.1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов: а) с причинением крупного ущерба, б) с применением самоходного транспортного плавающего средства, ч.3. Деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору). За совершенные деяния предусматривается  наказания, перечисленные в предыдущей главе (штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок). На место предполагаемого преступления была вызвана оперативная группа из МО МВД «Невельский» УМВД России по Псковской области. Сотрудникам полиции были переданы задержанные, а также материалы по административному правонарушению и вещественные доказательства. Здесь же сотрудники полиции в качестве вещественного доказательства дополнительно изъяли и автомобиль ВАЗ-2107, принадлежащий одному из  браконьеров. Ведется следствие, по окончании которого районный суд определит меру наказания обоим браконьерам-невельчанам.

Легко отделались

24 октября в Тёплом озере неподалеку от деревни Подборовье, в квадратах, запрещенных для промыслового лова с 1 октября и до ледостава, инспекторами псковской рыбоохраны была пресечена незаконная добыча водных биоресурсов. Рыболовы одного из крупных промысловых предприятий ловили рыбу с использованием двух заколов. За незаконную деятельность на 20 000 рублей было оштрафовано должностное лицо, орудия лова приведены в нерабочее состояние, а затем убраны.

Наглость без границ

В начале ноября этого года в псковское отделение рыболовной инспекции поступило сообщение от граждан, неравнодушных к сохранению водных биоресурсов, о том, что почти каждую ночь в акватории реки Великой в районе деревень Хотицы-Муровицы неизвестные выставляют рыболовные сети. На данном участке реки рыбный промысел запрещен, а потому бдительные псковичи логично заключили, что, по всей видимости, эти люди под покровом ночи на моторных лодках занимаются незаконной деятельностью, то есть браконьерством. Оперативная группа сотрудников рыболовной инспекции отследила  одного из предполагаемых нарушителей Правил рыболовства и пресекла его незаконную деятельность. В ночь с 2 на 3 ноября было установлено, что один из предполагаемых нарушителей около 19:00 незаконно установил несколько рыболовных сетей  в реке Великой неподалеку от деревни Хотицы Псковского р-на. По оперативным данным, гражданин всегда их снимал с 3:00 до 6:00. Так и вышло, 3 ноября в 2:45 при выгрузке из моторной лодки трех сетей (ячея 65 мм и 95 мм) и улова был задержан гражданин Р. Улов браконьера на этот раз был невелик – три леща, один судак и одна густера. Противоправные действия гражданина Р. имели признаки уголовного преступления по ч.1 ст. 256 УК РФ (ч.1. Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов: б) с применением самоходного транспортного плавающего средства). За совершенные деяния предусматривается  наказание, указанные выше (штраф в размере от 300 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на тот же срок). Сети, улов, лодка и лодочный мотор были изъяты. Материалы дела направлены в псковское линейное отделение МВД России на транспорте. Поражает наглость в незаконных действиях гражданина Р. – место, откуда он отправлялся на браконьерский лов рыбы и причаливал с незаконной добычей, - это лодочный кооператив «Волна», располагающийся буквально в пятидесяти шагах от отделения псковской рыбоохраны.

Наглядная агитация в СССР. Сейчас такого не встретить. Фото автора.

«Рыбные» чиновники

Очевидно, что только силами рыболовной инспекции порядок на водоемах не навести. Удивляет позиция «рыбных» чиновников и в псковском отделе рыбоохраны, и в филиале научно-исследовательского института, и в комитете по природопользованию Псковской области. Чтобы довести до общественности положение дел на псковских реках и озерах, мне приходится изощряться, чуть ли не унижаться, запрашивая информацию. И все чаще под разными предлогами отказывают в ее получении. А ведь мои действия защищены федеральным законом № 2124 от 1991 года «О средствах массовой информации», где в ст. 47 указано, что журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию. Но плевать хотели местные начальники на этот закон и отправляют меня по инстанциям, например из Невеля в Псков, из Пскова в Санкт-Петербург, а однажды из псковского комитета по природопользованию и вовсе направили за ответом в Государственную Думу РФ и в Министерство сельского хозяйства РФ. Хорошо, что еще не к В. В. Путину.

А ведь все мои вопросы в той или иной степени касаются только состояния наших, псковских рек, озер и их обитателей, нашей экологии. И где об этом лучше знают? В Москве или Санкт-Петербурге? Я этому нахожу лишь два объяснения – или есть что скрывать, или старшие начальники не уверены в компетенции своих подчиненных на местах. И подставляют их, толкая на нарушения закона о СМИ. Что толку с задержания браконьеров, если об их противоправных деяниях не знает никто кроме одного-двух десятков человек? И совсем другое дело, когда через средства массовой информации об этом узнают десятки тысяч жителей Псковской области. И, прочитав информацию, они своевременно делают правильные выводы. Только вместе мы сможем добиться существенных успехов в деле сохранения водных биоресурсов Псковской области.

 

Николай Бесклёвный
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...