О дорожной обстановке в Пскове, сдаче на права и ямах – в интервью с Владимиром Папортом
Дороги не перестают быть одной из самых актуальных тем не только в Псковской области, но и в России. С приходом весны, как обычно, вместе со снегом сходит и асфальт, водители и пешеходы почему-то забывают ПДД, а на федеральном уровне не устают принимать новые законы. Начальник ГИБДД УМВД РФ по городу Владимир Папорт в эфире проекта ПАИ-live рассказал, сколько машин ездит по дорогам Пскова, стало ли меньше ДТП, сократится ли количество пешеходных переходов и кому жаловаться на ямы.
Об обязанностях пешеходов
- На днях на нерегулируемом переходе у мясокомбината на улице Леона Поземского сбили пешехода. Что думаете про этот пешеходный переход? Может, его ликвидировать?
- Ну вот, опять меня назовут «убийцей пешеходных переходов в городе Пскове». Но пока нет целесообразности ликвидации этого пешеходного перехода. Немножко изменится в общем схема организации дорожного движения в рамках полномасштабной реконструкции улицы Леона Поземского. И там иначе будут организованы как пешеходные потоки, так и транспортные.
Что касается дорожно-транспортного происшествия, то оно произошло из-за нарушения водителем Volkswagen правил дорожного движения. Он не уступил дорогу пешеходу, переходящему проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу справа налево по ходу движения. Ситуация простая: первый ряд приостановился пропустить, водитель в нарушение пункта 14.2 Правил дорожного движения не убедился в отсутствии пешеходов на пешеходном переходе.
- Кто чаще виноват в таких случаях: пешеход или водитель?
- Чаще, конечно, водитель. Он обременён обязанностью убеждаться, но, опять же, мы не забываем, что 4-й раздел Правил дорожного движения – обязанности пешеходов – всё-таки говорит о том, что они должны убедиться в безопасности своего перехода при выходе на проезжую часть.
- В общем, пускай оба смотрят: один – по сторонам, второй – убеждается, что нет пешеходов.
- Почему и говорят, что в первую очередь вы должны хотя бы взглядом встретиться с водителем и понимать, пропускает он вас или нет.
- Я помню, в школе нас всех учили, как переходить пешеходный переход. Посмотрел налево, посмотрел направо, если никого нет – иди. Сейчас всё не так. «Это же зебра, меня же обязаны пропустить» – и вперёд, не глядя по сторонам.
- Повторюсь, что мы забываем обязанности пешеходов, мы, как пешеходы, обязаны убедиться.
О новых развязках и грядущих перекрытиях
- У нас в Пскове появилось сразу несколько новых круговых перекрёстков, в том числе на улице Инженерной и Индустриальной. Что говорит статистика? В этих местах ДТП стало больше или меньше? Вы были участником нашего сюжета и разъясняли горожанам, как правильно пользоваться кругом на Индустриальной и Инженерной.
- Дорожно-транспортных происшествий, именно с пострадавшими, там не зафиксировано. С материальным ущербом – имеют место быть. Обычно это нарушение правил дорожного движения одним из участников дорожно-транспортного происшествия, который пытается из внутреннего круга перестроиться и сразу же выехать. При движении по улице Инженерной выезжают сразу же на Инженерную со стороны 3-й поликлиники, стараются в две полосы. Соответственно, не уступают дорогу транспортному средству, которое движется по внешней полосе.
- Непростой перекрёсток, скажем так.
- Да не сказал бы, что он непростой. Обычный, простой перекрёсток с организованным круговым движением, тут проблем нет.
- А на улице Леона Поземского, там, где появилась новая развязка, тоже большой круг, в центре которого сквер Народовластия. На ваш взгляд, насколько удобно он организован и нет ли ДТП в этом месте?
- Там не было зарегистрировано ДТП.
- На последней комиссии по безопасности дорожного движения речь шла о многочисленных ремонтах, в том числе о предстоящем ремонте Троицкого моста, который в какой-то момент будут перекрывать полностью. На ваш взгляд, как правильно в момент перекрытия моста организовывать движение?
- Безусловно, мы обсуждали эту тему. Мы все прекрасно понимаем, что рано или поздно Троицкий мост уйдет в ремонт. Самым главным моим условием было то, что перед работами на Троицком мосту нужно закончить Инженерную и Индустриальную. Фактически у нас остается только два направления – мост Александра Невского и Кузнецкий. Должна быть обеспечена максимальная пропускная способность ближайших улиц. Мы понимаем, что Троицкий мост сейчас находится в аварийном состоянии и рано или поздно его надо ремонтировать и приводить в надлежащее состояние.
- По прогнозам, что будет в Пскове с дорожным движением в момент перекрытия?
- Затруднения, безусловно, будут, нагрузка будет достаточно большая. Огромная благодарность нашим жителям, водителям, которые в прошлом году вытерпели перекрытия, которые были.
О пешеходных переходах и ДТП
- Не знаю, кто вас назвал «убийцей пешеходных переходов», но тем не менее спрошу: в этом году в планах есть еще ликвидация каких-то пешеходных переходов?
- Сейчас мы вышли с предложениями по ликвидации еще 5 пешеходных переходов. В связи с введением в прошлом году с 1 марта нового ГОСТа нерегулируемые пешеходные переходы на дорогах, имеющих четыре полосы и более, не могут существовать. Данные пешеходные переходы должны быть оборудованы светофорными объектами. Таких по городу у нас 35, с администрацией города Пскова мы работаем, чтобы обеспечить безопасность на таких широких улицах и, соответственно, безопасный переход проезжих частей. Мы стоим именно в такой позиции, что, если пешеходный переход не обеспечен безопасностью, становится вопрос о целесообразности нахождения его в том или ином месте. В первую очередь мы рассматриваем вопросы дублирующих пешеходных переходов, которые находятся вблизи регулируемых.
- Назовите пешеходные переходы, которые могут попасть под ликвидацию?
- Это Октябрьский, 10, возвращаемся в очередной раз к пешеходному переходу Октябрьский – Вокзальная, еще один на перекрестке Крестовское шоссе – Островская улица. Сейчас данные вопросы обсуждаются. Либо мы их оборудуем светофорными объектами, либо ликвидируем.
- В целом, если говорить о ДТП в Пскове, какова статистика с начала года? Ситуация ухудшилась, улучшилась?
- На данный момент на территории города Пскова отмечается снижение количества ДТП более чем на 43%. Погибших на улично-дорожной сети города Пскова не зарегистрировано, меньше количество раненых в ДТП. Всего с начала года зарегистрировано два ДТП с участием несовершеннолетних, которые получили травмы различного характера, но все нетяжелые. Остается настороженность в части количества аварий с участием водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения. Отмечается незначительный рост количества данных ДТП, проводится определенная работа и профилактические мероприятия личным составом ГАИ города.
- Недавно появилась еще одна законодательная инициатива МВД об ужесточении наказания для водителей, задержанных в нетрезвом состоянии повторно. Увеличиваются штрафы, срок заключения. На ваш взгляд, насколько действенны эти меры? Некоторые предлагают сделать, как в Белоруссии: задержали нетрезвым за рулем – арестовывать автомобиль в пользу государства.
- Я поддержу любую инициативу, но самое главное, чтобы у нас правосознание водителей изменилось, чтобы дошло до них понимание того, что пьяному за рулем нет места.
О количестве машин и «подснежниках»
- В Пскове всё время говорят о том, что в городе масса автомобилей. Я помню последнюю цифру, которая называлась: на 200 тысяч населения в Пскове 100 тысяч автомобилей. Есть данные на сегодняшний день?
- 115 тысяч.
- То есть число растет.
- Ежегодно прирост около 3 тысяч автомобилей.
- Я так понимаю, что есть еще автомобили, которые не зарегистрированы в Пскове, но которые тут ездят?
- В Пскове помимо самих жителей города есть представители близлежащих районов. Это Псковский район – практически весь работает в городе Пскове. И конечно, гости города. И соответственно, плотность автомобильного трафика достаточно высокая.
- К этим 115 сколько можно прибавить?
- По скромным подсчетам, еще тысяч 30-40.
- То есть выходим к цифре 150 тысяч автомобилей в городе. По ДТП – количество снижается, но я сам часто становлюсь свидетелем мелких аварий – притерлись, чуть стукнулись. Как часто вам или вашим сотрудникам приходится отвлекаться на такие незначительные ДТП?
- Мы постоянно работаем с группой управления нарядом, стараемся как можно быстрее прибыть, чтобы максимально освободить проезжую часть в целях недопущения заторовых ситуаций. Потому что не так часто водители понимают, что после того, как произошло ДТП, и если вина понятна и не оспаривается сторонами, нужно сделать несколько снимков – объемных, непосредственно ДТП, и транспортные средства должны быть убраны с проезжей части.
- Как много водителей прибегают к оформлению ДТП без сотрудников ГИБДД при помощи европротокола?
- У нас официальной статистики по этому не ведется, но в большом объеме. Приезжают и инспекторы ДПС, подсказывают, где, как, что правильно оформить.
- Весенний вопрос, про «подснежники». Снег сходит, по обочинам дорог масса автомобилей, которые стояли несколько месяцев, есть и такие, которыми много лет никто не пользуется, они ржавеют, колеса проколоты, стекла выбиты. Что с этими автомобилями делать, как их убрать, куда звонить жителям?
- Если стоянка не запрещена правилами дорожного движения, убрать не получится. Административная ответственность у нас предусмотрена только законом Псковской области «Хранение аварийного и разукомплектованного транспорта». Данным вопросом занимается контрольное управление администрации города Пскова – привлечением к административной ответственности. Контакты есть, взаимодействие и понимание конечной цели тоже. Очень много поступает обращений, в том числе и по стоянке на зеленых зонах и газонах. Информация направляется в администрацию для принятия решения о привлечении к административной ответственности.
- В Пскове это проблема?
- Здесь вопрос воспитания. Хороший водитель никогда не поедет на газон, найдет место, даже если нет парковки во дворах.
О новых правилах прохождения ТО и сдачи на права
- Сейчас появились новые правила техосмотра и получения полиса ОСАГО в связи с этим. Как вы их оцениваете? Некоторые говорят, что и на новом автомобиле техосмотр можно не пройти.
- Требования не ужесточились, они остались прежними. Исчерпывающий перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация ТС, находится в приложении к Правилам дорожного движения. И технический регламент колесных транспортных средств ничем не изменился. Добавилось то, что транспортное средство фиксируется перед прохождением ТО и при выезде с диагностической станции. Имели место случаи, когда люди не ездили на станции технического обслуживания, а приобретали диагностические карты у страховых агентов. Безусловно, многим это стало не очень удобно. Давайте вспомним хорошие времена, когда на предприятиях, организациях, учреждениях машины начинали готовиться к прохождению техосмотра буквально за полмесяца до обозначенной даты. Люди подготавливали машины, просматривали и уже осознано ехали проходить техосмотр. Культуру отношения к техническому состоянию транспортного средства будем возвращать.
- Еще одно нововведение – с 1 апреля изменяются правила сдачи экзамена на права. Многие по этому поводу сильно горюют, особенно те, кто начал сдавать на права до 1 апреля, не сдал и теперь вынужден сдавать по новым правилам. На ваш взгляд, эти новые правила стали жестче?
- Этим занимается подразделение МРЭО – выдачей водительских удостоверений и приемом экзаменов. Насколько я посмотрел, там даже есть смягчение многих вопросов. Самая главная цель этого приказа в том, чтобы инспектор понимал, что претендент на получение водительского удостоверения в состоянии управлять транспортным средством и принимать решения на улично-дорожной сети.
- Лет 6 назад 60-70% претендентов сдавали экзамен с первого раза. Сейчас в Пскове, говорят, сдавших с первого раза единицы. Это плохая подготовка в автошколах или жесткие требования со стороны МРЭО?
- Скорее всего, всё в совокупности. Я учился в Воркуте, чтобы получить водительское удостоверение. Нас учили 4 года, начиная с 7 класса, в учебно-производственном комбинате. Мы первые два года изучали правила и техническое устройство транспортного средства и два года – вождение и техническое обслуживание автомашины. По окончании школы выходили с водительским удостоверением категории В, С. Ту подготовку, которую мы получили в свое время, я считаю колоссальной. Очень сложно иногда научить будущего водителя за 2-3 месяца. Безусловно, есть люди, которым это дано. Но есть и те, кому это очень сложно дается. Говорить, что все за 2-3 месяца станут профессионалами, сложно.
- Этот бы эксперимент вернуть.
- В первую очередь, это профориентация. Уже со школы кто-то ходил в радиокружки при этом же комбинате, кто-то автоделом занимался. Возможную будущую профессию мы получили уже при выпуске из школы.
Кому жаловаться на ямы на дорогах
- Несколько вопросов от наших читателей. Первый: задержали ли водителя, сбившего опору на перекрестке Кузбасской — Юбилейной?
- Да, водитель установлен, привлечен к административной ответственности в виде ареста сроком на двое суток. Потом он возместит ущерб, причиненный дорожно-транспортным происшествием.
- Сколько жалоб в месяц приходит в ГИБДД на плохое состояние дорог? Как быстро содержатель дорог должен реагировать на эти жалобы, заделывать выбоины, есть срок на устранение таких нарушений?
- Безусловно, выявляются недостатки состояния улично-дорожной сети. У нас предусмотрены сроки устранения выявленных недостатков – до 12 суток в зависимости от категории улицы. Все не выполняется. С начала года к административной ответственности управление городского хозяйства было привлечено 9 раз за ненадлежащее содержание улично-дорожной сети – как в зимний период, так и по наличию выбоин на проезжей части.
- Можете вспомнить какие-то улицы, на которые жаловались и которые не вовремя заделали?
- Последняя проверка была по улице Яна Райниса. Администрация успела своевременно устранить выявленные недостатки. Остается много проблемных вопросов, в том числе по зимнему содержанию улично-дорожной сети, когда у нас в период снегопада ненадлежащим образом подрядчики чистили проезжую часть. Все идет в совокупности. Что касается жалоб, да, они поступают, госинспекторы дорожного надзора выезжают на место, проверяют, если есть недостатки, пишутся акты выявленных недостатков и направляются в УГХ.
- То есть жители могут позвонить в ГИБДД, сказать, что на той или иной улице здоровая яма? Дальше ваши сотрудники приезжают, осматривают, составляют акт и передают его вместе с приветом в УГХ?
- Безусловно. И через определенное количество времени приезжают и перепроверяют. Если не исполнено, проводится внеплановая проверка УГХ, и виновные привлекаются к административной ответственности – 300 тысяч рублей.
- Желаю вам, чтобы и дальше обходилось без серьезных ДТП.
- Да, самая главная задача – чтобы все были живы и здоровы.