В Псковской области систематизируют работу по земельным участкам сельхозназначения
Доклад о формировании земельной политики администрации Псковской области в отношении земель сельскохозяйственного назначения представил на заседании администрации области 6 апреля Пётр Яковлев, передаёт корреспондент ПАИ. Этот вопрос актуальный и связан он с изъятием земельных участков сельхозназначения, неиспользуемых собственниками в настоящее время. "Мы все немало ездим по области и видим, что зачастую у нас заросли лесом и совершенно не используются земли, которые при этом числятся землями сельхозназначения", - пояснил Пётр Яковлев и добавил, что точной статистики земель, которые не используются собственниками для нужд сельского хозяйства, нет, однако выразил мнение, что это не менее 50%.
Закон предоставляет право органам власти субъектов РФ в судебном порядке истребовать у собственника земельный участок сельхозназначения, который не используется. Но самом деле, это процедура сложная. "Этап первый - это фиксация самого факта неиспользования земельного участка, на сегодня эту функцию исполняют органы Роснедвижимости. Закон также предоставляет такое право муниципалитетам", - сообщил докладчик и добавил, что на сегодня в Роснедвижимости зарегистрировано порядка 10 тысяч фактов неиспользования земельных участков. "По истечении трёх лет органы исполнительной власти субъектов РФ вправе обратиться в суд, но сложность заключается в том, что даже в случае успешного завершения судебного процесса, земельный участок переходит в госсобственность субъекта РФ. В случае истребования земельного участка у недобросовестного собственника, он становится неразграниченным, и распоряжаться им могут муниципалитеты", - сказал Пётр Яковлев.
Он также сообщил, что этот вопрос обсуждался и с управлением сельского хозяйства, и с правовым комитетом, но большое количество судебных дел переработать не смогут, и предложил рассмотреть вопрос о том, чтобы от имени администрации области была предоставлена доверенность на ведение подобных дел в судах муниципальным образованиям. Он рассказал, что подобная практика в России есть, в частности, в Новосибирской области — в этом регионе появились судебные решения об изъятии земельных участков у недобросовестных собственников. Но пока в масштабах страны изъятие земельных участков у недобросовестных собственников носит характер единичный. "Защититься собственнику от этого легко, он может распахать полгектара в углу земельного участка, и суд уже навряд ли примет решение об изъятии, или по истечении трёхлетнего срока он может продать свой участок другому лицу, и этот срок начнётся заново", - пояснил Пётр Яковлев.
Также докладчик сообщил, в области в разной степени все районы ведут работу по формированию земельных участков в счёт невостребованных земельных паёв. Бюджетом области предусмотрено выделение субсидий муниципальным образованиям на ведение этой работы. "По Новосокольникам, например, формирование пакета обошлось муниципальному образованию в 260 тысяч рублей", - пояснил докладчик и добавил, что на этот год в бюджете области предусмотрено на эти субсидии порядка 50 млн. рублей. Районы с разной активностью ведут эту работу, впереди Новосокольнический и Плюсский районы. "Рабочая группа под руководством вице-губернатора Максима Жаворонкова регулярно собирается на совещания, но предоставляется необходимым изыскать дополнительные стимулы для глав муниципальных образований", - сказал докладчик и предложил усилить критерии значимости этой работы при оценке эффективности деятельности глав муниципальных образований.
Ещё один ресурс, который использует областная администрация при работе с земельными участками сельхозназначения, — это предоставленное федеральным законом преимущественное право на выкуп земель сельхозназначения. "На сегодня работа эта представляется недостаточной", - сообщил Пётр Яковлев и пояснил, что комитет по имущественным отношениям, который от имени администрации области реализует эти полномочия, получает порядка 1400-1500 входящих документов ежегодно, связанных с предложением о выкупе земельных участков сельхозназначения. При получении очередного предложения комитет обязательно перенаправляет эти предложения для изучения управлению сельского хозяйства, в комитет по природопользованию, в комитет экономики. Каждый из них оценивает земельный участок со своей позиции. Однако, докладчик заметил, что список сельхозугодий не сформирован, а он для области необходим. "Каждый раз эта работа носит не вполне системный характер", - подчеркнул Пётр Яковлев и предложил главному госуправлению сельского хозяйства подготовить список особо ценных продуктивных угодий, использование которых для несельскохозяйственных нужд было бы в целом недопустимо.
Кроме того, он рассказал, что по итогам работы в 2009 году преимущественным правом выкупа земель область воспользовалась 4 раза, в 2010 году - 2 раза, и 4 предложения сейчас находятся в стадии дачи согласия. "Нельзя сказать, что это право часто применяется, но мы знакомились с практикой работы субъектов РФ — там она различна. К примеру, в республике Карелии, вообще не выделяется средств на приобретение участков в рамках преимущественного права, а в Ленинградской области — там значительные суммы выделяются", - рассказал докладчик. Также он отметил, что в области создана и работает комиссия по распоряжению земельными ресурсами, она рассматривает вопросы, связанные с переводом земельных участков из одной категории в другую, а также вопросы, связанные с включением участков в границы населённого пункта. И на сегодня находится на рассмотрении вопрос о передаче функций по принятию решений на уровень распоряжений администрации области.
По итогам прозвучавшего доклада губернатор области Андрей Турчак распорядился подготовить реестр земель сельхозназначения, а также на совещании с главами районов донести до них информацию о работе по формированию земельных участков в счёт невостребованных земельных паёв. Кроме того, разработать административный регламент по работе в сфере использования преимущественного права выкупа земель областью.