4
 

Редактор газеты «Завтра» Александр Проханов в Пскове

Александр Проханов в Псков приезжает часто, как он сказал «я здесь сорок лет толкусь». В Пскове у него были свои учителя, древние псковские камни и исторический пейзаж. 22 ноября состоялась встреча с писателем Прохановым в Псковской областной универсальной библиотеке. Народу собралось немало, но о литературном творчестве Проханова спрашивали немногие. Вопросы, в основном, задавались с политическим контекстом, что связано с несомненным авторитетом редактора газеты «Завтра», и здоровым любопытством псковичей. Свой последний роман «Крейсерова соната» автор определил как «отпечаток, часть страны, часть Родины. Но Москва – это Вавилон, где все слишком очевидно, все ужасы и деградация, но не в виде  картин омерзительного, а в виде золотых масок, жемчужных лиц, в виде удовольствий. Но этот город - огромный содом и гоморра. «Крейсерова соната» роман-притча, - сказал Александр Проханов. - Мои романы - призыв к народу выстоять, уцелеть, не скурвиться, не променять Христа на мамону». Услышали присутствующие на встрече с редактором и драматическую историю издания газеты «День», пожалуй, единственной, жестоко пострадавшей в недемократической борьбе. Была озвучена и редакторская декларация: «Газета создавалась как политическая трибуна. Газета «Завтра» - газета нашего государства, государственная газета. Государство состоит из бесконечного количества аспектов. Это не только сам институт государства: армия, разведка, дипломатия, внешняя политика. Но это еще и культурные ценности: культура, вера, идеология, человеческие представления. Российское государство - не какое-то там Монако или Швейцария. Здесь масса всяких идеологий: имперская, монархическая, красная,  левая идея, либеральная идеологии, ислам. Мы хотели дать этим идеологиям выход. И был блестящий период в газете «День» от 91 до 93 года, когда в нашей газете формировалась политическая реальность. Потом газета «День» была разгромлена, и мы создали новую – «Завтра». И она была и остается там, где больно, где кровоточит, там, где кипяток жизни. Мы постоянно находимся на острие этого драматизма, что, возможно, сделало нас несколько сумасшедшими. В наших текстах иногда срываемся на фальцет, но так хочется достучаться, докричаться, чтобы быть услышанными. Потому что народ чрезвычайно устал. Он оглушен, на него надели целлофановый колпак, он задыхается, он устал от всего, устал от добра и от зла. Устал от своих собственных идеологов, которые говорят и не могут ничем помочь, устал от постоянного насилия. И вот эта задача: достучаться до каждого человека, и создала этот стиль в газете, агрессивный,  может быть, полубезумный. Газета «Завтра» и теперь дает выход всем самым блистательным и самым конструктивным политикам нашего времени, философам, экономистам, священнослужителям, художникам, поэтам. Людям, связанным с новым нарастающим мировоззрением. Мы по – прежнему газета государства Российского. «Завтра» занимается политическими исследованиями. Мы - монашеский орден, спецназ. Мне удалось задать несколько вопросов Александру Проханову, который давал интервью ПАИ год назад, но на сей раз говорили о газете и политике.   Как живет, Александр Андреевич, уважаемая газета  «Завтра», газета жива? Она более, чем жива, преуспевает. У нас появились очень интересные авторы и идеи. Доярок и трактористов в Вашей газете нет, она элитарная газета. Да, это не бульварная, это не желтая, это не поп–газета, а газета высоколобая. Она ориентирована, как мы говорим, на национальную элиту во всех ее аспектах. И в этом смысле ее читают, тиражи не падают и мы на плаву. Наша столичная пресса, большей частью, пресса антироссийская, и вы выглядите здесь обособленно. Как Вы определяете принадлежность своей газеты? Мы газета государственников. Это не значит, что это однажды  возникший и отвердевший тип. Потому что история – это непрерывный экспромт, непрерывная революция, непрерывное историческое творчество. И в любую фазу российской истории возникали свои государства и свой тип государства, который мог разниться от предшествующего. Государственники могли сражаться друг с другом, убивать друг друга, но все они поклонялись одному богу, одной религии – государству российскому. Государство - это не чиновники, не количество танков, это огромный мировоззренческий космический комплекс, куда входят и обычные уложения государственные, и вещи не передаваемые, почти метафизические. Есть ли, Александр Андреевич, какая–то официальная реакция  на ваши передовицы в газете? Эта реакция постоянно существует. Я знаю, что газету читают, примерно сорок  или пятьдесят экземпляров подписывает администрация Президента, а передовицы находятся в реферативных листах, которые кладутся на стол Президента. Отдельные материалы и тексты, которые с точки зрения референтов заслуживают внимания, напрямую читаются. Читаются материалы, связанные с моими поездками к Березовскому, по Беслану - реакция сложная. Скажем, самая примитивная форма – желание прихлопнуть редакцию. И мы ведем суды, процессы выигрываем и проигрываем. Есть более сложные реакции. Какие, Александр Андреевич? Что такое власть? Она во многом мимикрирует, она взяла идеологию русского имперского патриотизма, а на самом деле реальность России изнурительна. Россия уменьшается на глазах, а ее платформа - неолиберальная. Власть из нашей газеты черпает идеологические формулы, и многие наши установки, наш язык, наша лексика абсорбируются властью. Я думаю, они потому нас и не прихлопнули, отчасти, потому что газета для них - хрестоматия патриотической риторики, движения патриотической мысли. И в этом смысле мы питаем лицедейство власти, чему я огорчаюсь. Шафаревич как–то сказал, что  заслуга оппозиции  газеты «Завтра» в том, что власть начинает говорить на языке оппозиции. Этот язык усваивается из лукавства, но он пропитывает подсознание, управляет твоими поступками. Сырая рыхлая Госдума вдруг тоже оказалась патриотической. Что происходит с коммунистами, Александр Андреевич, почему так задружили с «Яблоком», что случилось с нашими неподкупными и идеологически совершенными комиссарами? Союз КПРФ и Яблока - это стратегический союз. И партии должны заключать союзы и самые разные. Тот не политик, кто не заключает союзы и комбинации компромиссные. Но конечно, левое движение переживает сейчас кризис и находится в состоянии деградации. Особенно это показали последние выборы,  когда все увидели недееспособность, несостоятельность коммунистической концепции политики. Я бы хотел, чтобы произошла долгожданная  модернизация компартии, чтобы она выработала новый язык, новую лексику, чтобы она умела говорить с народом. Абсурд: левая страна, страна протестная, а коммунисты в этой протестной стране уступают власть и каждый раз проигрывают. Если коммунисты не модернизируются, тогда политическая  организация левых вообще исчезнет. Вы встречались с Березовским и Вы, возможно, как никто другой, можете ответить на вопрос: насколько действительно влияет этот человек на политику нашей страны, или его фигура демонизирована? У меня был период тесного контакта с Березовским, собственно, я его и демонизировал, по существу, в моих романах, в моих статьях. Мы испытываем друг к другу острый интерес, острое любопытство. Я знаю, что  Березовский блистательный человек, что это человек с гигантским интеллектом, с поразительным аналитическим аппаратом, человек сумасшедшего темперамента. Это пассионарий. Он ставит цели, конечно, экономические, как крупный бизнесмен, но главное, он ставит политические и идеологические цели. У него огромные амбиции. Он хочет управлять, и делал это в свое время, политическими и идеологическими процессами в России. Когда он утратил свое влияние в России, был выдавлен  в Лондон, он не оставил своих намерений. И все, что он сейчас делает, это все равно тысяча самых разных способов влиять на ситуацию в России. Одни мы видим, другие – нет. Он влияет на культуру, у него две очень мощные газеты - «Коммерсант» и «Независимая газета». Он работает с творческой интеллигенцией – у него  премия «Триумф». У него открытые и закрытые связи во многих СМИ, на телевидении, он ставил работников ФСБ в свое время, его люди в правительстве. По существу, грибница Березовского колоссальна. Одну ее часть выкорчевал Путин, другая - остается. А как возник Путин, и какое отношение имеет к этому Березовский, и так ли глубок разрыв между Путиным и Березовским... У Путина сейчас две огромные задачи: вытащить Россию из перестроечной ямы и вступить в ВТО, войти сегментарно в эту европейскую систему Евросюза. Возможно ли выполнять эти задачи одновременно? Путин наполнен противоречиями, но главное таково, что его базисная экономика ставит на суверенитете России крест. У России нет будущего в неолиберальном контексте. Россия будет съедена и поглощена, лишена индустрии и тех отраслей экономики, которые делают ее независимой. Мировому сообществу не нужны наш ВПК, русские ракеты, ему нужно сырье. И в перераспределении мест - у нас место страны с огромными ресурсами. Задача встраивания России в мировой контекст связана с ее ослаблением, и она противоречит  имперской философии возрождения России. Конечно, Путин никакой ни Петр I, ни Медный всадник. Ну что вы, граница проходит по Пскову, по Порхову, совсем недавно это был глубокий тыл. А сейчас рядом вражеские батальоны. Потом мы будем вступать в НАТО и т.д. Вам не кажется, что постоянные обвинения власти в том, что она развалила страну, не совсем справедливы? В этом участвовал и народ, и народ далеко не святой. Наш народ пьет, матери пьют и продают своих детей… Не может быть власть хорошей при плохом народе, и плохой при хорошем народе. Качество народа заметно стало хуже? Конечно, это взаимосвязанный процесс. Мы не самые лучшие и мы не самые худшие. Но любой народ, особенно русский, нуждается в сильном государстве, в сильном просвещенном государстве. Когда у народа отнимают  государство и оставляют его сирым и беспризорным, народ начинает разлагаться, деградировать. Любой народ. Если японцев оставить без государства, они утратят свой самурайский дух. Русским предложили вместо государства паллиатив, видимость, мнимость государства. И все эти траты, которые мы несем: пьянство, свинство, деградация - это результат того, что на какое–то время мы утратили государственную идею, государственное самосознание. И когда я говорю о лидере государства, это совсем не Стенька Разин, а человек, который способен предложить народу емкую, понятную, сильную государственную идеологию. Не реставрация безвозвратно утраченной монархической идеи, не реставрация красной великой империи, которую я люблю, а идея, которая грядет, которая вызревает. Она должна быть предложена русскому народу. Но, Александр Андреевич, каково качество народа, таково и качество лидера? Если Вы считаете, что русский народ времен маршала Жукова  и времен Путина – это два разных народа, вы правы, но это один и тот же народ, проживающий разные фазы.   P.S. Александр Проханов - личность крупная, выламывающаяся из либеральных стереотипов. Что позволило либеральным демократам  сделать из Проханова официальный жупел. Он очень самостоятельный редактор, ведущий свою газету с безумными метафорами передовиц, своим курсом. У его газеты действительно есть единственный  и исчерпывающий интерес – государственный. А в их названиях: «День» и «Завтра» -  обнадеживающая правда.   Вот такая скобарская правда. Наташа Богомолова.
  • AKP
    «Не реставрация безвозвратно утраченной монархической идеи, не реставрация красной великой империи, которую я люблю, а идея, которая грядет, которая вызревает. Она должна быть предложена русскому народу». Вот это и есть лживые слова Порханова, человека, который не понимает что к чему. Нужно было за эти 15 лет не только публиковать умных людей, но и самому поумнеть. Еще митрополит Иоанн Снычев говорил на страницах Завтра, что у русского народа уже есть свой национальная идей, и других ему не надо. Но Проханову нужно же быть на плаву, отрабатывать денежку, а, значит, чушь всякую вредную изобретать. Основной пафос газеты Завтра не то что упаднический, декадентский, но просто нигилистический. Нормальный человек прочтет и почувствует себя хуже, чем после прочтения МК. Помои. Потому нет здравой идеи. Все, видишь ли, поиск. Повторюсь. Самое лучшее у Проханова, потомка духоборов, это его духоборческие редстатьи в "Завтра". У него нет своей программы, а только та, за которую ему платят, как всякому журналисту. Этим он и живет. А ведь эта программа очевидна, и Проханов о ней должен знать, если набивается нам в роли журнал-проповедника. Это программа русской православной империи. Ей и надо заниматься, а не ныть о лже-империи Сталина, тоже противоречивого человека как человека, но логичного как политика. Или тем более проповедовать гомосека Лимонова, или брата Меня Дугина с его вздорной евразийской идеей, которая уже сколько лет назад была идейно демонтирована тем же Флоровским. На песке прогнившего коммунизма и либерализма русского государства даже на сто лет не построишь. И современную Россию потому и ожидают катаклизмы, что опять строительство идет не только на песке, но и на болоте.
  • НБ.
    Идеи не привносятся, они вызревают в обществе. А если в обществе доминирующие идеи - свобода полового выбора и зарабатывание денег,чтобы комфортно жить, то никакие идеи не помогут. У Российской империи была идея: православие, самодержавие, народность. И она не спасла Россию.И более того, субъект самодержавия был казнен и вся самодержавная семья. А сейчас мы будем бесконечно говорить и ссориться из "великой русской идеи", а надо бы просто каждому оставаться порядочным человеком, кому православным, кому иудеем, кому мусульманином...
  • AKP
    2НБ Вы не правы или не точны. Евангелие, оно что вызрело в иудейском обществе? Или было привнесено Самим Господом? Точно так же и имперская идея, она уже есть. Это наша русская традиция. И если я русский, а не иудей, то я должен ее исповедовать, а она во мне созревать, а не прозябать. Вы же сами себе противоречите, если вспомните то, что написали о Философове. Не имперская идея не спасла русский народ, а его попросту предали, вся имперская верхушка с последним отрекшимся императором и первым нашим революционером XX века. И точно так же нас, русских предают ежедневно и ежечасно, в том числе идейно, навязывая всякое фуфло, «которое созревает в обществе», как гнойный нарыв.
  • НБ.
    Если "великую идею" можно просто предать - это не великая идея. И с русской идеей дело не только в предательстве. В нашей истории все гораздо сложнее и непонятнее, не все можно объяснить. И не надо. Но я себе не противоречу. Каждый должен оставаться самим собой, и не вмешиваться в жизнь другого человека, другого государства. Мне бы так хотелось.Хотя я ,конечно, приверженец идеи Империи, неважно Российской, Голландской или Британской, но отнюдь не глобализации, с которой уже все смирились. И наверное правильно. Бороться нельзя ни за какую идею, потому что по большому счету они все - ложные.Кроме одной.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...