12

О.Виталий: Да не будет счастья, пока мы с Богом не соединимся

Священнику  о.Виталию  Герусову тридцать лет, был рукоположен в сан священника в 21 год. Рукопологался в Алтайской епархии, городе Барнауле. Как говорит о.Виталий: «Четыре года назад милостью Божией попал на Псковщину к нашему Владыке Евсевию, под его омофор. И вот уже три года являюсь ректором православного  Духовного училища в Пскове».   Вы, батюшка, из православной семьи? Корни - то у нас у всех православные. Статистика говорит, что в России 80% православных, а реально, воцерковленных – один процент. Я из православной, но не воцерковленной семьи. Вы из Алтайского края? Нет, родом из Казахстана. Из Советского союза. Да, покидало немножко. Вы относитесь к белому духовенству? Да, конечно. У меня семья, шестеро детей. Старшей дочери – 10 лет, младшему сыну – 4 месяца. Да, вот какие подвиги совершают наши батюшки. По воле Божией живем. К сожалению, не хотят люди нести этот крест. И мы видим, что секуляризация настолько порабощает нас, что даже священство уже не хочет такую большую семью. Маловерие проявляется наше. У нас мало кто из народа знает, что в Пскове есть православное духовное училище, когда оно появилось в городе? В 1994 году. Кто это решает? По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Владыка открывает училище, а Священный Синод утверждает. Церковь наша православная соборная, и все важные моменты решает Священный Синод по прошению Владыки. У нас много духовных училищ в России? Где – то около сорока училищ, но это надо иметь ввиду Московский Патриархат, куда входит и Украина и Белоруссия, Молдовия, Казахстан и др. В таком случае, духовное училище в Пскове, если учитывать территорию России, где почти 90 регионов  - не обычное учебное заведение? Да, до недавнего времени мы были единственными на Северо-Западе. В прошлом году в Новгороде открылось православное духовное училище. Батюшка, что нужно, чтобы поступить в духовное училище, помимо просто желания? Прежде всего иметь благословение Божие,  а оно дается через священника, у которого окормляется молодой человек. Поступающий в училище, должен быть воцерковленным и обладать теми минимальными способностями, которые требуются для  данного учебного заведения: здоровье, семейное положение, армия. Есть общегосударственные требования и наши, церковные. В училище после армии приходят? И есть ли возрастной ценз? И до армии, и после. Для поступающих не менее семнадцати лет. Мы стараемся принимать, за редким исключением, после средней школы. Какие предметы преподаются, батюшка? Богословские, исторические, церковно – практические, гуманитарные.  Наши студенты изучают Священное писание, есть и такой предмет как «Общая история церкви», «Сектоведение» и др. Можно поподробнее о богословских предметах? Это предметы, которые изучают основы нашей веры: догматическое богословие, нравственное богословие, сравнительное богословие, основное. Эти предметы необходимы, чтобы человек приобрел начальное богословское образование. А что такое церковно-практические предметы? Это церковный устав, литургика, основы приходской жизни… У вас нет проблем с преподавательскими кадрами? Вообще есть ли проблемы в духовном училище: материальные, нравственные, как в обычном учебном заведении? Проблемы, безусловно, существуют, но одно могу сказать, что, благодаря нашему Владыке Евсевию, у нас за последние три года ситуация стабилизировалась. Когда я пришел в училище, были долги, материальная база была слабее. Сейчас нам пожертвовали пекарню, что дает нам поддержку, Епархиальное управление поддерживает – продукты и т.д. И материально мы сейчас удовлетворительно себя чувствуем. Хотя можно было бы поменять систему отопления, окна, но мы в тепле, мы сыты, мы обуты, у нас нет долгов и  это уже хорошо. А кадры у нас – более двадцати преподавателей. Кадры не идеальные, есть преподаватели, имеющие богословское образование, есть  у кого – то не законченное. Нравственная составляющая учащихся, это самое слабое наше место, потому что пришло то, что есть и мы работаем с тем, что нам дал Господь. И стараемся что – то сделать: не все получается, и кто станет пастырем церкви, кто останется в церкви, как Бог даст. Но наша задача - дать нашим ученикам все необходимое для этого. Влияние мира, среды очень велики и ощущается сильно, а светильников не так много, даже среди церковных людей. Когда у вас начинают учиться, батюшка? С 14 сентября, после вступительных экзаменов. Мы учимся по церковному календарю. Окончание года зависит от дня Пасхи. В этом году Пасха – 1 мая, значит, 23 апреля последний  учебный день, а там Страстная седмица, Пасха, Светлая седмица, а потом начинаются экзамены. Кого готовит православное Духовное училище? Мы даем начальное  богословское образование и готовим церковно и священнослужителей Русской Православной Церкви. Те, кто закончил положительно наше училище, имеют возможность стать священниками, или монахами, или матушками. У вас и  девушки учатся? Раньше было регентское отделение, но оказалось недостаточно желающих. Мы принимаем где – то пятнадцать человек в начале учебного года. А сейчас у нас всего около 70 человек в училище на дневном отделении и экстернате. Вы считаете, этого количеств достаточно? Можно было бы и побольше, но человеческий материал, к сожалению, сегодня ограничен. Сейчас количество превышает качество. К нам приходят в основном те, кто не поступил куда – то. У нас учатся из Казахстана, Прибалтики, Украины, Питерской и Московской областей, Новгородской области и др. Псковичей мало? Относительно мало, если учесть, что мы на Псковщине. Где – то  процентов двадцать  от общей численности учащихся. А судьба ваших выпускников? В училище есть распределение, направления? За десять лет  училище выпустило 150 человек. У нас учатся три года. Очень большой процент выпускников  остались на  Псковщине, в других епархиях. Есть монашенствующие, есть учащиеся, которые продолжают обучение в богословских учебных  заведениях. Есть и  процент, который отошел от церкви, относительно небольшой. Они не нашли себя. У каждого ведь свой путь, нет конкретного обязательства закончить и стать священником. Свобода воли у нас не насилуется. Владыка очень внимательно следит за судьбой выпускников. Всегда в конце третьего курса Владыка проводит собеседование с каждым. Спрашивает о планах и никогда не связывает человека.  Кто хочет - учится дальше, кто хочет - уезжает в другую Епархию, откуда приехал, если хотят остаться в нашей Епархии и достойны  этого  - остаются в нашей Епархии. Богословское образование достаточно специфическое и высокое образование, но такой парадокс: у нас народ ломится в юристы, экономисты и модели – профессии определенного качества. Можно ли порассуждать о духовном состоянии молодых? Вы -ректор молодого учебного заведения, Вы – отец шестерых детей, как Вы можете оценить семью, мир? Моей старшей дочери будет десять лет, у меня разница у детей в два года, но вторая пошла в школу, в первый класс с пяти с половиной лет, вместе со старшей.  Мои девочки учатся в школе, они сталкиваются с миром. Они плачут от мира? Нет, я бы не сказал. Они плачут от программы, которую сейчас внедряют в школу. Программа, как мне кажется, ужасная. Я не могу решить задачу второго класса, которая дается в школе. В том плане, что она так построена, что сразу не поймешь. А раньше у нас задачи были от простому к сложному. Сейчас предлагают такие варианты, может, хотят творчество какое - то развить, независимость, индивидуальность? Очень много информации абсолютно лишней. Какую - то экономику, мэрию предлагают со второго класса. Это все мной не приемлется, но девочки учатся, практически, на отлично. Тяжеловато, но тянут, еще и в музыкальной школе. В некоторых моментах они понимают лучше. Православные дети мудрее. Ну, по крайней мере, они у меня соблюдают посты, каждое воскресенье в церковь ходят, причащаются в посту обязательно. Духовная связь с церковью питает и укрепляет. И посты они соблюдают независимо от школы, и в многодневный пост тяжело, но они идут в школу. Не жалко? Жалеть? А ради чего жалеть? Ну, пожалей сейчас, а тогда смысл бытия искажается. Надо с детства нудить, как говориться, а потом они сами. И появляется потребность личная, они понимают и их не соблазнишь в пост. По- настоящему мои дети с трех лет уже постятся реально, не жестко, но без масла, молока, мяса. Я, к сожалению, этого не вижу даже в священнических семьях. Идет постоянно послабление: да ладно, да не надо, им тяжело. Тяжело, но я по – другому  не понимаю. А если говорить об общей картине то, конечно, «золотой телец». Культ наживы, культ удовольствия, культ безответственности. На нас идет нападение, и страшное. В том плане, что института семьи сейчас нет. Мужики не хотят быть отцами, женщины – матерями, то есть все исказилось. Практически все браки распадаются. Мне кажется, такого никогда не было. Похоже, мы дошли до предела: аборты, наркомания, алкоголизм, проституция. И мы хотим еще счастья России, когда она на такой крови живет? Да не будет счастья, пока мы с Богом не соединимся. Помоги Господи.   Информационная служба Псковской епархии.
  • грешник
    \"По- настоящему мои дети с трех лет уже постятся реально, не жестко\", - прикольный у Вас лексикон, отче, а так всё путём! и вот еще: \"не будет счастья, пока мы с Богом не соединимся\", - а как это возможно, по Вашим понятиям? Только, чур, отвечать реально!
  • поп
    Так же, как после ссоры с родителями Вы, вдруг одумавшись, идете с примирением и, есть такое выражение, соединяетесь с родителями. В простоте нужно было бы, так же придти (духовно) и начать поступать по совести, она лучший контролер.
  • грешник
    спасибо поп за ответ! однако: Родитель вот он, а к Богу как припасть? Ведь Бог есть Дух, его никто никогда не видел!
  • Slava - грешнику.
    Вот коньки отбросишь и увидеш Бога нашего всевышнего.
  • Грешник
    Пусть поп ответит...
  • поп
    Простите за задержку, не мог попасть на сайт. Христос сказал Апостолам:\"Что простите здесь на земле, то я прощу на небе...\", а священнство - это приемники апостолов. И еще сказал: \"...Созижду Церковь мою и врата ада не одолеют ее...\". Получается чтоб вернуться к Богу нужно придти в Церковь, она поможет в жизни стать истинным сыном Божиим, а после смерти Господь удостоит жизни Вечной, как наследников Его.
  • грешник
    так... значит после смерти уже получается \"соединиться с Господом\"? то есть - не будет нам счастья пока не помрем? не сказал бы, что это реальное счастье:))) и еще - \"нужно придти в Церковь, она поможет\"... А Церквей-то - вона сколько! Одних христианских несколько десятков! И все друг друга критикуют! Это что же такое за смущение ищущему человеку? Куды ни кинь - все клин. Не, я лучше дома Новый Завет достану, почитаю, а вы там боритесь друг с другом за полноту Истины.
  • поп
    Во-первых: Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец. Во -вторых:Соединиться можно и здесь, достаточно стать сыном его и руководствоваться Церковью. Так и появлялись Святые, у нас в Пскове можно было их увидеть - о.Николай на о.Залита, о.Иоанн в Печерах.Но это конечно светочи, а множество православных которые живут с Богом и счастливы, только оглянитесь вокруг.
  • грешник
    1 Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец. Церквей много - Отец Один. Проблема! 2 что значит - стать сыном Его? 3 что значит - руковдствоваться Церковью? о. Виталием или Евангелием или Совестью? 4. о. Николая и о. Иоанная я знаю. а Вы - Христа знаете? 5. не видел вокруг счастливых православных. может у Вас очки розовые? да и счастье ли - критерий Истины здесь?
  • грешнику
    Вы здесь пишите не для того,чтобы послушать оппонента и, возможно, согласиться с ним, Вы здесь пишите,чтобы поделиться своим болезненным недовольством православием. А слова о.Виталия \"реально\" вполне прозрачны, но, видимо, Вы живете в контексте современного лексикона и также воспринимаете слова о. Виталия. Это уже Ваши понятийные проблемы.Будьте проще - и станете добрее, и прежде всего к самому себе. А Ваша попытка полемики - желание \"ущучить\" батюшек, ведь Вы же только владеете истиной, а батюшки так, притворяются.Вы очень уверены в своей правоте и ни в чем не сомневаетесь.
  • грешник
    У меня есть проблемы, конечно, не без этого. Да только установка данного проекта - поучать народ через интервью разных священников - не полезна, по моему. Сейчас нужна не апологетика современной церковной жизни, а проблемный острый разговор на больные темы. А пока, за сусальным благочестием проекта проглядывает настойчивое желание идеологизировать святое Православие в угоду существующему положению вещей. А это положение таково, что страна вымирает, а Церковь - в кризисе. Вы боитесь острых вопросов, а напрасно. Ничего в них страшного нет, при желании пойти людям навстречу с открытым сердцем. Есть желание живописать \"статус кво\", как истинный образ Православия. А это - не так!
  • поп
    Простите, правда не понимаю Ваших доводов. Точто не правильно учить народ через интервью я согласен, но мы не пытаемся учит, а заинтересовать - да. Хотим, чтоб Вы задумались, чтоб появились вопросы и Вы пошли бы за ответами. Мы как раз и ждем острых вопросов которые приведут к знанию и Вере. Только за ответами в храм, дорогие, к священникам, т.к мы, простите, не привыкли общаться в интернете, нет живого общения и Вы не видите наших глаз. Может и не ко всем, но идите не будте безразличны. Могу подсказать: Духовное училище-о.Андрей Вахрушев Любятово-о.Владимир Попов Василия Великого(Дом Советов)-о.Андрей Большанин Троицкий Собор-о.Иоанн Муханов, о.Дмитрий Куминов Снятогорский - о.Гермоген Константина и Елены - о.Пантелеимон Иоанна Богослова - о.Андрей Таскаев да много еще. Милости просим.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...