О.Виталий: Да не будет счастья, пока мы с Богом не соединимся

Священнику  о.Виталию  Герусову тридцать лет, был рукоположен в сан священника в 21 год. Рукопологался в Алтайской епархии, городе Барнауле. Как говорит о.Виталий: «Четыре года назад милостью Божией попал на Псковщину к нашему Владыке Евсевию, под его омофор. И вот уже три года являюсь ректором православного  Духовного училища в Пскове».

 

Вы, батюшка, из православной семьи?

Корни - то у нас у всех православные. Статистика говорит, что в России 80% православных, а реально, воцерковленных – один процент. Я из православной, но не воцерковленной семьи.

Вы из Алтайского края?

Нет, родом из Казахстана.

Из Советского союза.

Да, покидало немножко.

Вы относитесь к белому духовенству?

Да, конечно. У меня семья, шестеро детей. Старшей дочери – 10 лет, младшему сыну – 4 месяца.

Да, вот какие подвиги совершают наши батюшки.

По воле Божией живем. К сожалению, не хотят люди нести этот крест. И мы видим, что секуляризация настолько порабощает нас, что даже священство уже не хочет такую большую семью. Маловерие проявляется наше.

У нас мало кто из народа знает, что в Пскове есть православное духовное училище, когда оно появилось в городе?

В 1994 году.

Кто это решает?

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Владыка открывает училище, а Священный Синод утверждает. Церковь наша православная соборная, и все важные моменты решает Священный Синод по прошению Владыки.

У нас много духовных училищ в России?

Где – то около сорока училищ, но это надо иметь ввиду Московский Патриархат, куда входит и Украина и Белоруссия, Молдовия, Казахстан и др.

В таком случае, духовное училище в Пскове, если учитывать территорию России, где почти 90 регионов  - не обычное учебное заведение?

Да, до недавнего времени мы были единственными на Северо-Западе. В прошлом году в Новгороде открылось православное духовное училище.

Батюшка, что нужно, чтобы поступить в духовное училище, помимо просто желания?

Прежде всего иметь благословение Божие,  а оно дается через священника, у которого окормляется молодой человек. Поступающий в училище, должен быть воцерковленным и обладать теми минимальными способностями, которые требуются для  данного учебного заведения: здоровье, семейное положение, армия. Есть общегосударственные требования и наши, церковные.

В училище после армии приходят? И есть ли возрастной ценз?

И до армии, и после. Для поступающих не менее семнадцати лет. Мы стараемся принимать, за редким исключением, после средней школы.

Какие предметы преподаются, батюшка?

Богословские, исторические, церковно – практические, гуманитарные.  Наши студенты изучают Священное писание, есть и такой предмет как «Общая история церкви», «Сектоведение» и др.

Можно поподробнее о богословских предметах?

Это предметы, которые изучают основы нашей веры: догматическое богословие, нравственное богословие, сравнительное богословие, основное. Эти предметы необходимы, чтобы человек приобрел начальное богословское образование.

А что такое церковно-практические предметы?

Это церковный устав, литургика, основы приходской жизни…

У вас нет проблем с преподавательскими кадрами? Вообще есть ли проблемы в духовном училище: материальные, нравственные, как в обычном учебном заведении?

Проблемы, безусловно, существуют, но одно могу сказать, что, благодаря нашему Владыке Евсевию, у нас за последние три года ситуация стабилизировалась. Когда я пришел в училище, были долги, материальная база была слабее. Сейчас нам пожертвовали пекарню, что дает нам поддержку, Епархиальное управление поддерживает – продукты и т.д. И материально мы сейчас удовлетворительно себя чувствуем. Хотя можно было бы поменять систему отопления, окна, но мы в тепле, мы сыты, мы обуты, у нас нет долгов и  это уже хорошо. А кадры у нас – более двадцати преподавателей. Кадры не идеальные, есть преподаватели, имеющие богословское образование, есть  у кого – то не законченное. Нравственная составляющая учащихся, это самое слабое наше место, потому что пришло то, что есть и мы работаем с тем, что нам дал Господь. И стараемся что – то сделать: не все получается, и кто станет пастырем церкви, кто останется в церкви, как Бог даст. Но наша задача - дать нашим ученикам все необходимое для этого. Влияние мира, среды очень велики и ощущается сильно, а светильников не так много, даже среди церковных людей.

Когда у вас начинают учиться, батюшка?

С 14 сентября, после вступительных экзаменов. Мы учимся по церковному календарю. Окончание года зависит от дня Пасхи. В этом году Пасха – 1 мая, значит, 23 апреля последний  учебный день, а там Страстная седмица, Пасха, Светлая седмица, а потом начинаются экзамены.

Кого готовит православное Духовное училище?

Мы даем начальное  богословское образование и готовим церковно и священнослужителей Русской Православной Церкви. Те, кто закончил положительно наше училище, имеют возможность стать священниками, или монахами, или матушками.

У вас и  девушки учатся?

Раньше было регентское отделение, но оказалось недостаточно желающих. Мы принимаем где – то пятнадцать человек в начале учебного года. А сейчас у нас всего около 70 человек в училище на дневном отделении и экстернате.

Вы считаете, этого количеств достаточно?

Можно было бы и побольше, но человеческий материал, к сожалению, сегодня ограничен. Сейчас количество превышает качество. К нам приходят в основном те, кто не поступил куда – то. У нас учатся из Казахстана, Прибалтики, Украины, Питерской и Московской областей, Новгородской области и др.

Псковичей мало?

Относительно мало, если учесть, что мы на Псковщине. Где – то  процентов двадцать  от общей численности учащихся.

А судьба ваших выпускников? В училище есть распределение, направления?

За десять лет  училище выпустило 150 человек. У нас учатся три года. Очень большой процент выпускников  остались на  Псковщине, в других епархиях. Есть монашенствующие, есть учащиеся, которые продолжают обучение в богословских учебных  заведениях. Есть и  процент, который отошел от церкви, относительно небольшой. Они не нашли себя. У каждого ведь свой путь, нет конкретного обязательства закончить и стать священником. Свобода воли у нас не насилуется. Владыка очень внимательно следит за судьбой выпускников. Всегда в конце третьего курса Владыка проводит собеседование с каждым. Спрашивает о планах и никогда не связывает человека.  Кто хочет - учится дальше, кто хочет - уезжает в другую Епархию, откуда приехал, если хотят остаться в нашей Епархии и достойны  этого  - остаются в нашей Епархии.

Богословское образование достаточно специфическое и высокое образование, но такой парадокс: у нас народ ломится в юристы, экономисты и модели – профессии определенного качества. Можно ли порассуждать о духовном состоянии молодых? Вы -ректор молодого учебного заведения, Вы – отец шестерых детей, как Вы можете оценить семью, мир?

Моей старшей дочери будет десять лет, у меня разница у детей в два года, но вторая пошла в школу, в первый класс с пяти с половиной лет, вместе со старшей.  Мои девочки учатся в школе, они сталкиваются с миром.

Они плачут от мира?

Нет, я бы не сказал. Они плачут от программы, которую сейчас внедряют в школу. Программа, как мне кажется, ужасная. Я не могу решить задачу второго класса, которая дается в школе. В том плане, что она так построена, что сразу не поймешь. А раньше у нас задачи были от простому к сложному. Сейчас предлагают такие варианты, может, хотят творчество какое - то развить, независимость, индивидуальность? Очень много информации абсолютно лишней. Какую - то экономику, мэрию предлагают со второго класса. Это все мной не приемлется, но девочки учатся, практически, на отлично. Тяжеловато, но тянут, еще и в музыкальной школе. В некоторых моментах они понимают лучше.

Православные дети мудрее.

Ну, по крайней мере, они у меня соблюдают посты, каждое воскресенье в церковь ходят, причащаются в посту обязательно. Духовная связь с церковью питает и укрепляет. И посты они соблюдают независимо от школы, и в многодневный пост тяжело, но они идут в школу.

Не жалко?

Жалеть? А ради чего жалеть? Ну, пожалей сейчас, а тогда смысл бытия искажается. Надо с детства нудить, как говориться, а потом они сами. И появляется потребность личная, они понимают и их не соблазнишь в пост. По- настоящему мои дети с трех лет уже постятся реально, не жестко, но без масла, молока, мяса. Я, к сожалению, этого не вижу даже в священнических семьях. Идет постоянно послабление: да ладно, да не надо, им тяжело. Тяжело, но я по – другому  не понимаю. А если говорить об общей картине то, конечно, «золотой телец». Культ наживы, культ удовольствия, культ безответственности. На нас идет нападение, и страшное. В том плане, что института семьи сейчас нет. Мужики не хотят быть отцами, женщины – матерями, то есть все исказилось. Практически все браки распадаются. Мне кажется, такого никогда не было. Похоже, мы дошли до предела: аборты, наркомания, алкоголизм, проституция.

И мы хотим еще счастья России, когда она на такой крови живет?

Да не будет счастья, пока мы с Богом не соединимся.

Помоги Господи.

 

Информационная служба Псковской епархии.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...