21
 

Александр Бологов: "Такого не может быть, чтобы культура не поддерживалась, и прежнее руководство области это хорошо понимало"

Псковская писательская организация переживает сложные времена. Несколько месяцев назад она едва не лишилась помещения, там уже собирали книги и мебель – кое-что даже пытались продать, в надежде оплатить аренду. В трудный момент организации повезло – нашелся спонсор, который помог рассчитаться  с долгами. Но оптимизма, судя по всему, больше не стало. О том, какие трудности переживает писательская организация, мы беседуем с Александром Бологовым.   - Каково ваше общее впечатление о состоянии культуры в нашей области?   - Впечатление такое, будто после хмурого, но еще прозрачного дня наступил вечер, а впереди вообще ночь, где дорог литератору будет не разглядеть. Если мы и движемся сейчас в творческом своем освещении событий, постижении характеров, поисках идеалов, то как-то наощупь. Словно руками ощущаем все, а не глазами и душой. Ориентиры отыскиваются каким-то мистическим образом, а не одухотворенным представлением о жизни. Такое время наступило. Какое-то потемнение атмосферы. Вроде бы знаем, что времена года меняются, ясное небо бывает, а бывает и хмурое, и дожди и грозы. Но что-то слишком надолго обложили тучи, затмили и покрыли небо для писателей...   - Быть может, сами писатели заблудились в новых реалиях?   - Давайте обернемся назад. Скоро сорок лет существования нашей писательской организации. Она была создана в 1967 году к 50-летию советской власти по инициативе первого секретаря Обкома партии Ивана Степановича Густова и правления Союза писателей России. Было сразу определено помещение, штат, избран председателем Игорь Григорьев, коренной пскович. В то время руководство области очень заботилось о том, чтобы книги писались, и, более того, чтобы книги издавались. По инициативе того же первого секретаря обкома здесь был создан филиал издательства Лениздат. Оно издавало художественную, краеведческую, научную литературу, историческую, там было несколько редакций. И мы существовали как филиал. Я был редактором, потом старшим редактором. Заведующий был Лев Маляков. И выходили книги. Например, "Псковский край в истории СССР" - первая большая, в несколько сотен страниц, книга о Псковской области. Были маленькие книжечки о городах. Пушкинские Горы, Остров, Себеж, Опочка, Струги Красные и другие. То есть жизнь области, становилась прозрачной, это были исторически современные книги.   Мне, в общем-то, варягу, приехавшему из Мурманска, рожденному в Орле, закончившему Мореходное училище, а потом Ленинградский университет, руководство области предложило написать путеводитель по Пскову. Не какую-то книжонку, а целых пятьсот страниц о Пскове! Выходили альманахи, которые объединяли писателей-профессионалов. Писательская организация росла. Сегодня у нас в области уже сорок членов Союза писателей. При моем председательствовании было принято в организацию 32 человека. Включая Маймина, Курбатова, Гусева, Клевцова, Калкина и так далее. Два раза в год мы встречались с первым секретарем обкома партии. Мы договорились с ним, что один раз в год все писатели приходят к нему со своими проблемами, заботами, печалями, планами и так далее, и один раз в год он с ближайшим своим окружением, приходит к нам. Писатели были организованы таким образом, что зарабатывали себе и квартиры, и гонорары. Конечно, жизнь тоже была не райская, потому что надо было писать хорошие книги. Причем только сумасшедшие считают, что идеология и хорошая книга - несовместимые вещи. Наоборот, воззрение автора, его миропонимание, его культура, его патриотическое чувство – это и есть составляющие идеологии. Он проповедует те идеи, которые постиг, которые в нем переварились, которые он считает истиной, благотворной для жизни человека…   С недавних пор во главу угла поставлена личная абсолютная свобода, от какой бы то ни было идеологии. Хотя многие и не задумывается, как быстро любой человек откажется от всех свобод, чтобы только увидеть процветание близких, вернуться в родной дом из чужого мира и так далее. Сегодня вроде бы опять начинаем понимать, что человеку необходимо подчиняться законам общества. Вопрос в том, каковы они – эти законы. Но я отвлекся.   В 90-е годы мы с огромным трудом отстояли пушкинский праздник. Ведь либеральные писатели пытались убедить нас, что не стоит проводить его каждый год. Дескать, мало ли у нас других выдающихся литераторов по всей стране, что ж теперь - постоянно ездить туда-сюда. Они как будто бы забыли, что говорили о Пушкине Толстой, Достоевский, Гоголь... Что говорили все, кто переживал за культуру и понимал, что Пушкин – действительно, наше все. И праздник остался. Правда, сейчас его как-то размывают. Уже нет того всемирного Пушкинского праздника поэзии – (на нем бывали поэты Франции, Австралии, Канады, Китая, Японии, Африки – всего мира, и все понимали, что такое Пушкин не только для России, но и для всего человечества). Сегодня значение праздников снизилось. И, я боюсь, не оттого, что этого хочет народ. Вы можете себе представить, не так давно, по подсчетам вертолетчиков, которые с высоты осматривали Михайловскую поляну в один из праздников, на ней собралось около ста тысяч человек. Каждый колхоз, каждое предприятие, каждая школа выделяли транспорт, чтобы туда ехали люди и могли глотнуть – и не просто глотнуть, а напиться этой духовностью. А сейчас соберут несколько сотен человек на поляне. Запускают воздушные шары. Ярмарка шевелится... Но ведь Пушкинские праздники в бизнес нельзя! Это профанация…   - Такое отношение теперь не только к пушкинскому празднику, но в целом к культуре?   - В последние два года отношение власти к культуре вообще претерпело чудовищные изменения. Мы встречались с прежним губернатором Евгением Эдуардовичем Михайловым, и он объяснял нам, что напрямую творческие союзы по закону финансировать из бюджета нельзя. Однако при всех трудностях он признавал значение писательской организации для развития культуры области и всегда помогал ей, находил средства. Благодаря этому мы содержали помещение Союза писателей, выпускали ежегодный альманах "Скобари", который получил известность далеко за пределами Псковской области. Выпускалось и много книг. Было понимание того, что творческие союзы цементируют нацию, государство, цементируют народный дух. Губернатор Михайлов находил ресурсы на развитие литературного процесса. Поэтому у нас подрастает молодая смена. Была учреждена губернаторская премия, - это был важный стимул.   Сегодня все изменилось. С начала 2005 года мы не получаем ни одной копейки. Хотя вице-губернатор Андрей Морозов, на которого по должности возложена ответственность за духовное состояние общества, и обещал, при нашей встрече, поддержку, вел речь о создании специального фонда для творческих союзов, которого мы так и не увидели. Мы даже ни разу не встретились с председателем областного комитета по культуре Виктором Остренко, он избегает встречи. Мы не знаем, кто это такой.   - И что удается вам делать в этих условиях?   - Связаны по рукам и ногам. Нет возможности даже к юбилею кого-то из писателей издать его книжку… Сейчас во главу угла всей нашей жизни, и духовной, и социальной, и личной, положены деньги.   Но нельзя не поддерживать литераторов, они – важная составляющая культуры. А культура сейчас катастрофически падает. Многое из того, что было бы совершенно неприемлемо еще несколько лет назад, сейчас - в порядке вещей. Так, никто уже не удивляется и не возмущается, когда, допустим, видит молодую парочку, которая пьет пиво из горлышка бутылки и на всю улицу нецензурно ругается. Вряд ли этих молодых людей расстроит объяснение, что мат – это, по библии, скверна. Нравственность падает. По телевидению нас постоянно задавливают информацией о преступлениях. Это все пошло с начала 90-х годов, и до сих пор не на что опереться, нет основополагающих стержней, вокруг которых закреплялась бы жизнь человека, его чувства, его преданность каким-то идеалам. И как раз в этой ситуации необходимо самое пристальное внимание и самое заботливое отношение к культуре.   Такого не может быть, чтобы культура не поддерживалась, и прежнее руководство области это хорошо понимало. Пускай культура не может приносить плодов материальных, но она приносит другие плоды. Упадок культуры приводит к необратимым последствиям, когда деньгами потери уже не измерить. Полтора миллиона беспризорных, каждый день убийства – вот результаты небрежного отношения к культуре. А ведь если культура погибнет, погибнет и государство. Даже если армии гибнут, промышленность подвергается уничтожению, государство выдерживает, возрождается, крепнет, восстанавливается. Но если разрушить культуру на уровне района, области, а в итоге и страны, государство неизбежно погибнет. У меня такое представление, что на уровне области заботы о литературе, как части культуры, нет.   - У вас не возникает ощущения ненужности обществу?   - Возникает. И оно сегодня возникает, наверное, у каждого псковского писателя. Я написал книгу, но не знаю, будет ли она когда-нибудь издана. Почти все писатели сегодня пишут "в стол". А я помню, между прочим, в одной предвыборной газете фразу нашего нового губернатора Михаила Кузнецова, тогда еще кандидата: "Мы будем работать для того, чтобы социальная сфера - медицина, образование, учреждения культуры - получали достаточные средства". Где они – эти "достаточные средства"?   - Недавно писательская организация отправила письмо о бедственном положении нашей культуры в высокие московские инстанции, оно было напечатано в центральной прессе. Какая была на это реакция со стороны областных властей?   - По-моему, никакой.   - Так, может, на вас обиделись, и по этой причине совсем не хотят услышать о ваших проблемах? Может, вы поспешили с  этим письмом?   - Высказывать свои мысли писатели будут всегда. Потому что они за милосердие, за соучастие, за честность. И защищать будущее родного края, его культуры они будут тоже. Я считаю, что писатели могут сыграть очень значительную роль либо в популяризации людей, претендующих на власть, либо в дискредитации их. Причем не мести ради, а чтобы тот, кто придет к власти, задумывался над тем, что духовная жизнь особенно в нашей, первой в истории Руси республике, должна процветать. Вот скоро будут отмечать 500-летие присоединения Псковской республики к Московскому княжеству. Это очень серьезный исторический факт для всей России. Ведь в свое время Псков мог стать и столицей России. И я боюсь, что к этой дате писательская организация может вовсе исчезнуть. Хотя это будет не просто ошибка, это будет катастрофа. Думаю, что реакция писателей конечно будет. Писатели – это народ, с одной стороны странный, а с другой – страшный. Писательский голос звучит громко, его услышат.   - Если бы не писатели в свое время, то и революции бы не было…   А кто же ее подготовил? Писатели! А кто подготовил 91 год, 93-й?.. Голос писателя всегда прорвется. Причем иногда он становится чуть ли не истеричным - когда писателя загоняют в угол, потому что у него иного пути нет.   - А как обстоят дела в писательских организациях других областей?   - По-разному. Каждая организация как бы является лицом своего региона. Где-то условия существования у них одни, где-то – другие. Скажу о тех, в которых бывал, которые знаю. Орловскому отделению Союза писателей местная власть передала в "вечное пользование" небольшой прекрасный особняк; новгородские и белгородские писатели даже не задумываются над тем, чем озабочены литераторы Пскова. Им все обеспечила местная администрация: оплачивает аренду помещений, финансирует издание книг, даже выплачивает ежемесячные стипендии писателям – 1000 рублей, 2000 и больше. В некоторых областях условия жизни и деятельности писательских организаций еще выше. Писательство – это профессия человека, он "это" умеет, он для этого рожден.   - Будете ли вы снова прямо или косвенно участвовать в политике на предстоящих кампаниях?   - Я бы не стал участвовать напрямую, но защищать интересы писательской организации, которой я отдал 25 лет своей жизни, защищать интересы каждого писателя я просто обязан.   Беседовала Нина Захлевная
  • наблюдатель
    Александр Александрович глубоко порядочный, один из авторитетных людей нашей области, если власть каучуковых мальчиков не прислушается к словам псковского писателя, то кончится для боржопиков рано или поздно очень плохо
  • марина
    я не сомневаюсь в порядочности автора, но он живет в прошлых годах.Посмотрите сколько места отведено воспоминаниям.Читая их, я почему-то вспомнила писательскую организацию в "Мастере и Маргарите", ведь привелегий для писателей было много(за определенное количество изданных книг давались квартиры и т. д.). Сейчас, чтобы издать книгу, надо искать спонсора.Это не унижение, это нормально.Так поступают авторы-одиночки, не состоящие в организации.Это реалии сегодняшнего дня, в которые трудно вписаться людям из советского прошлого. Это не ваша вина, это ваша беда. Либо вы принимаете и вписываетесь в новые условия жизни либо будете и дальше жить прошлым и пугать своим грозным голосом. А по поводу мальчиков во власти, то это их время. Они одни их тех, кто может комфортно, без нытья, жить и работать.
  • Специалист
    Это утопические взгляды. В реальной жизни таланты надо поддерживать, бездари сами пробьются. С системной точки зрения области писательская организация, издательская деятельность, в пераую очередь краеведческая должна поддерживаться, хотя бы в минимальном размере. А так можно и все музеи, оркестры, клубы перевести на самоокупаемость, и пусть не ноют.
  • марина
    Специалисту. Не надо валить все в одну кучу.Музеи, оркестры и т. д. бесспорно должны поддерживаться. Речь конкретно о писательской организации.Пусть писатель человек замечательный и порядочный, но талант вещь спорная и неоднозначная. Издатель не может за свои средства напечатать тираж местного автора - нет гарантий окупаемости и интереса читателя(небольшое количество знакомых автора не в счет).Краеведение в чистом виде, без соприкосновения с писательской организацией, у нас в городе поддерживается издателями. Выпуск книг местных авторов слабо тянет на краеведение(имею в виду худож. литературу).
  • Специалист
    А чем отличается поддержка подобной издательской деятельности от содержания музеев и клубовв? Подумайте на досуге. Насчёт, краеведения, то была областная издательская программа, сейчас её нет.
  • марина
    прошу уточнить - что значит "подобной издательской деятельности".о чем речь? По поводу областной программы:изданием краеведческой литературы занимались всегда, и до и после этой программы. Программа была нужна в то время и той власти, для финансовых вливаний.
  • Специалист скрывает истину...
    Программа издания краеведческой литературы была весьма виртуозной финансовой схемой. Придумал ее друг и соратник Михайлова - Биговчий. Никто не задумывался о том, что из областного бюджета финансировалась областная типография на издательскую деятельность. Финансирование покрывало типографские расходы, и позволяло получать сверхприбыль. Ловкая спекуляция на теме развития книгоиздания по факту комерческой организации. Почему бюджетных денег не выделялось другим типографиям? То ли Биговчий лихо навешал лапши на уши умелому губернатору, либо делился с ним.
  • угу
    >>> Специалист скрывает истину... (19:04 09.11.2006):
    Специалист скрывает истину...
    Программа издания краеведческой литературы была весьма виртуозной финансовой схемой. Придумал ее друг и соратник Михайлова - Биговчий. Никто не задумывался о том, что из областного бюджета финансировалась областная типография на издательскую деятельность. Финансирование покрывало типографские расходы, и позволяло получать сверхприбыль. Ловкая спекуляция на теме развития книгоиздания по факту комерческой организации. Почему бюджетных денег не выделялось другим типографиям? То ли Биговчий лихо навешал лапши на уши умелому губернатору, либо делился с ним.
    Это точно...
  • лохушник
    а простите пжалста, не догоняю я убогий, почему собственно г-н Бологов решил, что он есть культура? А Тряпкин-Помойкин искренне верит, что средоточие культуры именно он и кого государству поддерживать? любого графомана возомнившего себя вторым Гоголем? Или членство в некой организации автоматически дает это право - причислять себя любимого к числу нетленных великих? Помится упомянутый Гоголь нигде не состоял, а вот членами союзов писателей было такое немерянное количечтво жополизов и бумагомарак, что скорее наооборот, НЕ членство в союзах скорее свидетельствует о порядочности автора. Короче говоря, я так понял, что этому господину опять шапчонку подарили из кота домашнего средней пушистости, а ему бобровую хочется.
  • Специалисту
    "В реальной жизни таланты надо поддерживать, бездари сами пробьются." А кто решает, кого назначить талантом, а кого - бездарем? Каковы критерии? В реальной жизни непродуманная поддержка оборачивается произволом, кумовщиной, либо учетом личных интересов (в том числе и финансовых) чиновника(ов), ответственных за выделение поддержки. Что-что, а пилить бабки у нас люди искусства очень хорошо умеют. Именно поэтому Джордж Сорос, пораженный их умением, свою поддержку российской культуры прекратил - все шло "своим". Поддержка должна быть ясной и прозрачной, цели определены, критерии - четко прописаны; не подошел по критериям - не получил. А так, как это предлагается делать ("писательская организация, издательская деятельность, в пераую очередь краеведческая должна поддерживаться, хотя бы в минимальном размере"), приведет в итоге к очередному разбазариванию денег, а таланты шиш получат.
  • Специалист
    1.Издательская программа была весьма скромная, так что сверхприбылей там при всём желании наварить было нельзя. Но она была и очень неплохая. 2.Выбирать приходится всегда, выработка критериев тоже между прочим выбор, да и не разработали ещё таких критериев. Конечно, лучше ничего не делать, вдруг не тем достанется. Но и это не тот случай. Это помощь организации - пусть эти три копейки распределит организация. Хочешь не хочешь будут думать при распределении. А вообще в приличных местах не гипотетическими вариантами оперируют, а выделялисб же деньги много лет, вот и разобрались бы с выделением. Скажем, не надо было сборники псковских писателей "Скобари" издавать, а ндо было "Московскому комсомольцу" дать премию.
  • Алхимик
    Удисляют толпы граждан, набивающихся в демиурги земли Русской.При этом постоянно у них колеса квадратными выходят.Как-то со стратегическими целями и их доведением до каждого человека у церкви в сто раз лучше получается, без ненужного пафоса и непрерывного мелькания на публике. Да и с материальными ресурсами сия организация вменяемо обращается, не пример различным профсоюзам советских писателей. На данном этапе технологические проблемы писательства напрочь отсутсвуют, при наличии и-нета и сомнища малых типографий и копировальной техники. Есть какие-то гениальные произведения, способные осчастливить все человечество --- что их стоить выложить для ознакомления в сети, а там глядишь и заинтересованные товарищи подтянутся, помогут в бумажную форму отлить (если будет востребовано) Зачем на данном этапе писателю,труд которого сугубо индивидуален,разнообразные надстройки, кроме различных внуприпроизводственных структур издатель-писатель-юрист(в варианте с сетевым распостанением и этого не нужно), непонятно. Примеры --- деятельность того же Галковского,как-то человек не опечален отсутствием большинства своих произведений в бумажном виде. Еще один пример --- деятельность РПЦ ,в том числе издательская,в том числе и в сети.Все очень грамотно организовано (например www.kuraev.ru).Безо всякого кликушества типа: бабла не дадите, Русь погибнет.(хотя ресурсы и труд у РПЦ задействованы вполне материальные)
  • Специалист
    Гениальные произведения тут не при чём. На рынке в первую очередь востребованы совершенно конкретные жанры и авторы, а дело заключается в поддержке, минимальной, кстати, позитивной общественной активности. Удивительно, что народ этого не понимает. Есть литературная традиция, те же Пушкинские праздники, вокруг этого сложилась определённая группа интеллигентных людей, вот и надо их поддерживать. Если посмотреть сколько псковским писателям давали последние годы, то это не так много, но важно внимание. Если с такими представлениями подойти вообще к бюджету, то можно вообще денег не тратить. Детей как-нибудь научат, больных, кого смогут вылечат. А какие проблемы? Стал же Кузнецов миллиардером, почему каждый не может? Нет ведь проблем. Иди и становись. Я не спорил бы, если бы речь шла о каком-то существенном финансировании, а небольшая издательская программа и помощь в содержании аппарата для полезной общественной организации всегда и во всех регионах признаётся вполне заслуживающей внимания.
  • марина
    Специалисту. Вы же видите - не понятна людям полезность и необходимость этой организации.Для чего поддерживать определенную группу интеллигентных людей? Неужели это последняя интеллигентная группа?Неужели писатели нужны для пушкинских праздников? И не стоят п с к о в с к и е писатели в одном ряду с образованием(в глобальном смысле) и здравоохранением.Деятельность необходима для результата, а не для самой деятельности.
  • Специалист
    Так и расходы абсолютно разные. То что некоторым непонятна необходимость поддержки таких общественно-культурных объединений как писательское - это аксиома. Многим непонятно и зачем бюджет тратиь на образование и здравоохранение. Результат деятельности есть, изданы же сборники, проводились разные мероприятия, люди общались, что тут плохого? В театр тоже далеко не все ходят, как это справедливо отмечалось в прошлом году во время дискуссий о его финансировании, на симфонический оркестр также не всех затащишь. Но все эти традиционные учреждения и формы культурной деятельности создают определённый уровень культуры в общесте. А без него никаких денег не будет, особенно, когда нефти нет. Нужна креативность. Никто же не говорит, что надо зациклиться на издании местных писателей, всегда обходились минимумом. Примерно одна-другая месячная зарплата одного из 9 заместителей губернатора без других их расходов.
  • марина
    на симфоническом оркестре почти всегда полные залы, с театром чуть похуже.Кстати, театр сейчас издает книгу. Искали спонсоров, в т.ч. и в администрациях. Там не получилось, не стали зацикливаться, нашли средства в другом месте. Что мешает писателю стать замом губернатора и общаться не на бюджетные, я имею в виду зарплату, деньги? немного хамлЮ, но у нас почему-то всегда виновата команда губернатора, что прошлая,что настоящая. Я не против писательской организации, но по-моему надо менять форму существования, а не вспоминать прошлогодний снег.Интересно, а есть ли у них молодые писательские дарования или все тот же советский состав?
  • Специалист
    Так и писатели не жалуются на интерес читателей. Я ж и говорю, что есть культурная прослойка, её надо поддерживать. Что симфонический оркестр, что театр, что писательскую организацию. Кстати, новая команда тоже думала оптимизировать и театр, и оркестр, да не вышло. Надо было сохранить поддержку и писателям.
  • В который раз следует отдать должное Специалисту, редкость - чиновник, имеющий гражданскую позицию. Как правило: слез с чиновничьего кресла и забыл все и вся. Вопрос Марине: каким людям не понятна необходимость писательской организации? Административными заявлениями давать оценки степени таланта конкретных псковских писателей, да к тому же нередко и по-хамски, - это дилетантство чистой воды и, простите, грубая работа. А поскольку в области все-таки нет внятно артикулированной культурной политики в сфере искусства, значит, действуют личные симпатии и антипатии. И это фиксируется в общественном сознании. Что есть управленческая ошибка. А впрочем, судя по многим высказываниям прочитывается все-таки программная задача "Все на самоокупаемость." Тогда надо честно ставить всех в позицию равного удаления от власти. P.S. Не отношу себя ни к поклонникам А.Бологова, ни к поклонникам г-на Донецкого.
  • Интересно
    Писательская организация - это дело самих писателей. Если им это надо - пусть организовываются, платят членские взносы и на них существуют. Поддержка же организации государством имеет смысл, если организация делает что-то, что нужно государству. А что государству нужно? На этот вопрос должна ответить разработанная политика. А если ее нет, если неизвестно, что государству от писательской организации нужно, то в этом случае поддержка и будет основываться на личных симпатиях и антипатиях, то есть, деньги будут разбазариваться.
  • Писательская организация - это дело самих писателей. Если им это надо - пусть организовываются, платят членские взносы и на них существуют. Поддержка же организации государством имеет смысл, если организация делает что-то, что нужно государству. А что государству нужно? На этот вопрос должна ответить разработанная политика. А если ее нет, если неизвестно, что государству от писательской организации нужно, то в этом случае поддержка и будет основываться на личных симпатиях и антипатиях, то есть, деньги будут разбазариваться.
  • Кочевник
    Прочитал все и возрадовался! Как, оказывается жив совок в наших власть имеющих (во всех смыслах). Вот нужна писательская идеологическая организация для Специалиста и все тут. Вот обидели юродивых - отняли копеечку! Почему, организация правозащитная должна сама себя содержать, искать средства для борьбы с чиновниками, а организация лизоблюдская, каковой и являлся "Союз писак" с момента создания ТОВАРИЩЕМ СТАЛИНЫМ (УРЯ!!!), должна кормиться из чиновничьего корыта! И не надо Спецу передергивать, с образованием и культурой! Разные вещи! Все страны поддерживают и образование и ОПРЕДЕЛЕННЫЕ культурные организации! А вот писатель, если действительно талант, а не соцреалист колхоза "100 лет с последнего урожая", млжет получить грант, в том числе от власти. А свору-то зачем кормить? "Они сами распределят средства", ага ща!!! И распределят, штатным работникам, только ЧЕГО работникам??? Любая ОБЩЕСТВЕННАЯ организация должна существовать сама! А от власти не требовать, того, что когда-то было, а даказывать действительную полезность! Так договоримся и до возвращения поддержки РОСТО из бюджета, и Профсоюзов (они хоть честнее наших писак - не превозносят себя над людьми)!
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...