Женатый на стране

Большая политика никогда не существовала без большого лицемерия; как на протокольно-ритуальном уровне, - что понятно, - так и на сугубо приватном: ни при каких условиях не выносить сор из избы. Государственным мужам с серьёзными карьерными амбициями априори предписывались и высокие моральные качества. Негласно считалось, что перспективный политический деятель просто обязан быть отменным семьянином. Якобы без этой минимальной добродетели ловить в коридорах власти нечего. Ну, а любовница при живой жене для политика просто гибель. Сколько блестящих политических карьер полетело в тартарары из-за порочной страсти! Один из немногих, кому реально повезло, это 42-й президент США Билл Клинтон, который за свои шашни с Моникой Левински отделался лёгким испугом. Везунчик! Повезло с родной бабой. Если бы не благодушие супруги Хиллари, не избежать Биллу верного импичмента и вечного позора.

 

Вся эта история, впрочем, больше относится к протестантскому Западу, чем к загадочной России. У нас всё гораздо запутанней. Общепринятые стандарты не работают. Включаются иные критерии оценки: "наш — не наш", "мужик — не мужик". В такой фольклорной системе нравственных координат все оценки плывут, и грех уже не грех, а чуть ли не добродетель. У нас ведь как? Украл мешок картошки и попался — дурак. Украл миллиард — молодец, справный чувак! И любовница — совсем не порок, а "человеческое, слишком человеческое", слабость, не чуждая любому нормальному человеку. И первые лица государства тут не исключения.

 

Балет "Эсмеральда" в Государственном Кремлёвском дворце вошёл в историю. И не потому, что затмил славу Большого или Мариинки. А потому, что в антракте прозвучало слово развод. То, о чём так долго толдычили блогеры и сетевые журналисты, свершилось. Свершилось как бы случайно, на ходу. Президент Владимир Путин и его законная супруга Людмила вышли из зала и объявили на камеру, что их брак завершён.

 

Выяснилось собственно то, что для страны давно было секретом Полишенеля, тайной, известной даже младенцам. Супруги Путины жили каждый своей жизнью, друг с другом практически не виделись, дети выросли, общих интересов нет. История, в общем-то, банальная, но с одной поправкой: речь идёт о государстве, в котором личные отношения правящих особ было не принято выставлять на обозрение. Личная жизнь обитателей Кремля — табу.

 

Народ привык к принципиальной закрытости советской номенклатуры, и краткий период горбачёвской гласности ситуацию изменил мало. Так что отсутствие Людмилы Путиной не воспринималось как нечто экстраординарное. Мало ли что? Чужая семья — потёмки. Кому — политика, кому — монастырь. Хотя слухов по интернету, один невероятней другого, бродило масса. И вдруг — публичное признание. Точка над "i" поставлена. Даст Бог, не последняя. Вот уже и опровержения грядущей свадьбы прозвучали. Значит, можно ожидать новую порцию слухов.

 

В связи с разводом правящих особ появился смысл вспомнить, а как складывалась личная жизнь у предшественников четы Путиных на кремлёвском престоле?

 

Вглубь веков забираться не будем, взглянем мельком на нацлидеров XX века. Кто как жил с жёнами и чем в итоге кончил? Не только в личном смысле, но и, так сказать, в державном?

 


 

Император Николай Второй, как известно, нежно и преданно любил свою жену Александру и детей, а отправился со всей семьёй на лютую смерть в подвал Ипатьевского дома.

 


 

Вождь мирового пролетариата Владимир Ленин и его верная революционная подруга Надежда Крупская детей родить не удосужились, а вот развестись вполне могли. В какой-то момент их брак реально трещал по швам из-за появления в жизни Владимира Ильича любовницы по имени Инесса.

 


 

Иосиф Сталин имел двух жен. И обеих пережил. Первая умерла от тифа, вторая покончила с собой. История, как видим, трагическая. Не эти личные обстоятельства сделали Сталина тираном?

 



 

Харизматик Никита Хрущёв официально был женат дважды (по другим данным — трижды) и от двух браков официально имел пятерых детей. Его вторая супруга Нина была первой кремлёвской женой, которая стала участвовать в международных визитах главы государства.

 



 

Супруга следующего советского лидера Леонида Брежнева Виктория сознательно ушла в тень импозантного мужа, и особо на публике не светилась. Выпячивание личной жизни вообще было не в традициях советского истеблишмента. Нацией с твёрдыми патриархальными устоями такое поведение лидера и его жены воспринималось в качестве нормы. Жена должна знать свое место.

 



 

Всё, однако круто изменилось с приходом к власти Михаила Горбачёва. Его жена Раиса старалась выглядеть важной частью семейного тандема. Она много и с видимым удовольствием высказывалась по тем или иным вопросам политической и общественной жизни страны. Да и просто — всегда была рядом с Михаилом Сергеевичем. Дышащую на ладан Страну Советов это невероятно раздражало.

 



 

Борис Ельцин исповедовал другой стиль державного поведения. Его супруга Наина была рядом, но особо не выпендривалась. Как говорится, старалась не отсвечивать. В результате народ относился к супруге Ельцина спокойно, и даже жалел её за терпение.

 



 

На семейственном фоне предшественников супружеские отношения Путина времён второго президентского срока выглядели не столь благостно. В какой-то момент Людмила Путина попросту исчезла из поля зрения избранных журналистов президентского пула и миллионов телезрителей, превратившись в фигуру умолчания. Отсутствие внятной информации всегда порождает слухи. И нет сомнений, лучше цивилизованный развод, чем двусмысленно затянувшееся молчание.

 

Из сюжета с разводом можно извлечь как минимум два вывода. Первый: мистический. Не на все сто процентов, но можно проследить некую тенденцию. Хотите верьте, хотите проверьте, но чем нежней складывались отношения нацлидеров с благоверными, тем хуже было для страны в целом. Николай Второй души не чаял в своей Александре, а завершился этот счастливый брак развалом Великой Империи. Михаил Горбачёв боготворил свою спесивую Раису, а супердержава СССР накрылась медным геополитическим тазом.

 

И наоборот. Сталин был несчастен в личной жизни, а территории империи приумножил. У Путина непонятки с женой, закончившиеся разводом, а развал России предотвращён, что вынуждены признавать даже его политические оппоненты.

 

Второй вывод — чисто прагматический. Какой смысл сохранять видимость сохранения брака, как бы фетишизируя штамп в паспорте, если разводом никого не удивишь? И репутацию себе вряд ли испортишь. Глупо скрывать то, что и так всем известно.

 

И потом. Французу Николя Саркози, значит, можно развестись, итальянцу Берлускони не возбраняется, а нашему — нельзя? Теперь вот выяснилось, что можно.

 

Прецедент развода державной пары стал фактом отечественной истории.

 

Саша ДОНЕЦКИЙ


 

 

 

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...