Николай Романов о несущественности ограничения импорта

Что санкции по ограничению импорта сельхозпродукции застали кого-то врасплох или свалились на нас как снег на голову – этого сказать нельзя. За последние годы, с помощью национального проекта по развитию АПК и пятилетней программы стимулирования аграрного производства Россия набрала такой потенциал, что может себе позволить без опасных рисков ввести такие ограничения. С точки зрения новых возможностей для нашей экономики ограничение импорта – это неплохо.

На фото: Николай Романов

Сельское хозяйство вполне готово к тому, чтобы прокормить свое население. Может быть, какая-то часть нарядно упакованных товаров и исчезнет с наших прилавков, но зато и продукты отечественного производства, зачастую более качественные и полезные для здоровья, станут заметнее.

Конечно, по некоторым позициям – например, по сырам, - нам еще нужно совершенствовать технологии, но, думаю, и внутренняя конкуренция будет для этого достаточным стимулом.

Может, на какое-то время станет меньше дорогой экзотики, изысков, но ведь и раньше для большинства населения они были только «баловством». Кстати, та говядина из Аргентины, по поводу которой так много сюжетов показывают, - это мясо, которое занимает очень маленькую долю, практически незаметную, в общей структуре потребления, это вовсе не то мясо, которое мы учитываем, говоря о физиологических нормах потребления продуктов питания, а скорее угощение. Да и цена-то у него сейчас на нашем рынке в среднем 800 рублей за кг. Таково веяние моды. У значительной части населения появились деньги и оно может себе позволить не обычную, а особо вкусную говядину. А бизнес, соответственно, рад на этом подзаработать. Больше изысканность – больше цена – больше прибыль. Поэтому об этом красном мясе так много и говорят. Хотя трудно себе представить, как можно нам в принципе обеспечить такую же себестоимость этого продукта (как и многих других), как в Аргентине, даже не вдаваясь в разницу технологического уровня, а только сравнив наш климат с аргентинским, где практически нет зимы, и скот круглый год может находиться на пастбище без таких потерь энергии и затрат на выращивание и заготовку кормов.

И, несмотря на всю относительную благоприятность ситуации, есть вероятность, что найдутся такие бизнесмены, которые посчитают ее удобной для спекуляций. Думаю, что в сегодняшнем положении это будет с их стороны, мягко говоря, непатриотично. Все ведь понимают, что сейчас происходит в мире и почему принимаются такие санкции. И мы должны все вместе поддерживать курс руководства страны на обеспечение ее суверенитета, а не усугублять политическую ситуацию.

Спекулировать на такой ситуации – это кощунственно по отношению к своему народу, это игра с огнем для всех.

На самом деле санкции не создают условий для каких-либо существенных проблем на рынке. Есть угрозы более серьезные, и мы постоянно с ними боремся.

Так, огромные усилия направлены на предотвращение распространения вируса африканской чумы свиней. Мы сегодня даже вынуждены изымать свиней из хозяйств населения – за деньги или в обмен на других животных. Именно хозяйства населения становятся очагами этой опасной инфекции. Кстати, такие меры практически не повлияют на общие показатели производства. (На сегодняшний день в хозяйствах населения числится менее 8 тысяч голов свиней, тогда как поголовье предприятий составляет более 425 тысяч). Зато благодаря ликвидации потенциальных очагов мы можем обезопасить общественный сектор, от которого всерьез зависит ситуация на рынке свинины.

Еще одна текущая проблема – вялая активность сельхозпредприятий по замене лейкозного поголовья коров. Как известно, норму о запрете приемки молока с ферм, где есть РИД положительные коровы, отложили на год. И есть ощущение, что наши аграрии после этого вздохнули с облегчением и занялись другими «более горящими» делами, да и денег лишних вроде как нет. Но время летит быстро, и как бы потом не пришлось искать выходы в пожарной обстановке.

Сейчас в правительстве разрабатывается новая программа по стимулированию сельхозпроизводства. В нашей областной администрации также готовится своя программа помощи предприятиям по тем направлениям, которые у нас «хромают».

Если молоком и мясом мы практически полностью обеспечены, а картофеля производим вдвое больше нашей потребности, то с яйцом, овощами, рыбой – еще есть над чем работать. Яйца куриного мы производим только 33% от потребности населения, остальное торговые сети завозят из других регионов. Рыбы производим всего 36%, овощей – 53%.

Значит, по этим направлениям должна быть усилена работа и бюджетное стимулирование. И по производству мяса птицы готовим мероприятия, чтобы поддержать новых инвесторов, которые взялись реанимировать две птицефабрики - в Псковском районе и Островском.

В этом году мясное производство сильно опережает прошлогодний показатель: на 1 августа рост – 150,8%. По молоку у сельхозпредприятий и фермеров есть прирост – на 4 с лишним процента. (К сожалению, продолжается снижение производства молока в хозяйствах населения, за счет чего и общий валовый показатель – минус 0,5%). Хорошие показатели - по растениеводству. Ожидаемый прирост – на 10 тыс. тонн зерна к уровню прошлого года.

Продолжается технологическое перевооружение сельхозпроизводства – все больше приобретается новой техники, осуществляется реконструкция ферм. Это внушает нам оптимистические ожидания и дает хороший стимул работать не покладая рук.

Николай РОМАНОВ, начальник Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...