Бешеные псы
В российских кинотеатрах, к сожалению, не вышла «Смерть Сталина» - политкомедия англичанина Армандо Ианнуччи, повествующая о том, как ближнее окружение генсека Советского Союза после его смерти пытается занять вакантный трон. Муслим Камалов посмотрел запрещенную в России Минкультом картину и нашел в ней смелую сатиру о камрадах по мотивам одноименного французского комикса.
1953 год. Советский народ только оправился от жесточайшей войны, как на горизонте уже давно маячат мирные, но более жесткие времена под правлением грозного Иосифа Сталина (Адриан Маклафлин). Пока усатый вождь вечерком в кабинете вносит последние правки в очередной расстрельный список для Берии (Саймон Расселл Бил), в Гостелерадио оркестр дает Моцарта. Звуковиков просят записать сие действо на пластинку и прислать генсеку, но миссия провалена. С далеко не воодушевляющими призывами к спокойствию («Не волнуйтесь, вас никто не убьет!») зрителей заставляют остаться в зале, дабы проиграть концерт повторно, теперь уже с записью. Худенькая пианистка в синеньком платьице Мария Юдина (Ольга Куриленко), отстучав на бис Моцарта, черканула вождю гневную записку, которую по стечению обстоятельств отправляют вместе с пластинкой. Сталин обнаруживает письмецо с «интересными» и очевидными фактами о себе, истерично смеется как заправский злодей, а потом хватается за грудь и падает навзничь.
Утром тело вождя в луже мочи обнаруживают пухленькая гувернантка Матрёна Петровна и оперативно прибывший глава НКВД Берия. На дачу Сталина молниеносно прибывают и другие члены свиты вождя: простодушный и застенчивый Маленков (Джеффри Тэмбор), подлиза и главный лицемер банды Хрущев (Стив Бушеми), глава МИДа Молотов (Майкл Пэйлин), государственный завхоз Каганович (Дермот Краули) и министр торговли товарищ Микоян (Пол Уайтхаус) на пару с начальником Минобороны Булганиным (Пол Чахиди). Вся эта правящая верхушка начинает картинно лебезить и убиваться над телом почившего генсека. Но вскоре - а это буквально минут через десять, - эгоистичные политиканы начинают на ходу плести интриги по захвату власти.
Сталин – как много в свое время в этом имени слилось страха, горя и крови для русского народа... Суровое имя и образ этого, казалось бы, бессмертного диктатора-тоталитариста снова выходит в топ благодаря английскому режиссеру Армандо Ианнуччи. Базируясь на комиксах двух французов Тьерри Робена и Фабьена Нури, он немного осветляет эту грустную главу истории едкой, но крайне меткой сатирой на подковёрные интриги правящей верхушки Советского Союза. Напрашивается сравнение «Смерти Сталина» с американской пентагоновской заварушкой «На грани» и со скандальной лентой «Интервью». В последней герой Джеймса Франко отправляется к северокорейскому диктатору Ким Чен Ыну дабы задать пару вопросов, а позже снимает с ним куртизанок, нюхает кокаин и вскоре убивает тучного лидера из танка. Корейцы тогда тоже возмущались и грозили Белому дому.
Но что же так бомбануло российский Минкульт? Ведь Ианнуччи всего-навсего изложил исторические факты: вот вам и сталинские репрессии, ссылки в Сибирь, аресты, расстрелы у стен и ломящиеся в квартиры москвичей остроскулые кгбшники. При этом авторы преподносят все это отнюдь не в комическом ключе, а скорее жирно подчеркивают весь ужас, тлен и безысходность той благополучно ушедшей эпохи, когда даже бурые медведи боялись выйти лишний раз на улицу.
Выдохнуть и посмеяться, что называется, от души и в голос, тут предлагается не так часто, как хотелось бы, но именно в те минуты, когда «бешеные псы» генсека накаляют и без того крайне идиотическую атмосферу. Сразу же после смерти вождя Берия (напоминающий скорее злодея «Пингвина» из вселенной Бэтмена) в истерике навещает его сейф и складирует в коричневую папочку компромат на политиканов, передавая её тому самому водителю Хрусталеву. А в это время Хрущев, роль которого бесподобно исполнил пучеглазый Стив Бушеми, тайно сговаривается с остальными на предмет свержения ответственного за расстрелы.
Отдельного внимания заслуживает, безусловно, усиливающий весь фарс эпизод, в котором по приказу Берии после покинувшей резиденцию помершего генсека колонны черных «Чаек» на дачу заруливают заполненные нквдшниками грузовики. «Вождь умер, да здравствует вождь!»: из дома сразу же выносятся картины, люстры, бюсты, торшеры и мебель, скатываются даже зеленые пыльные ковры, выгоняются усачи-двойники вождя («контракт же закончился!»), а всю прислугу арестовывают.
Странно, что комедия возмутила только Минкульт. Когда на поминки генсека вваливается толпа священников, Никита Хрущев с недоумением заявляет: «Кто позвал этих фриков? Я думал, мы их запретили!» Но, как ни крути, весь этот абстрактный юмор в стиле «Монти Пайтона», плюс невероятная динамика и изобретательный сценарий, оказываются крайне полезными.
Комедия положений Ианнучии не столько заставляет взглянуть на жестокие события тех лет, сколько предлагает понаблюдать за действиями и мыслями политических коршунов, которые под предлогами благоприятных реформ рыщут для себя теплое гнездышко. В желании занять пустующий трон запускается процесс «перегрызания глоток» и устранения неугодных. А «вишенкой» на вершине всей канители оказывается полководец Жуков, которого совершенно безобидно и прекрасно сыграл Джейсон Айзекс: это скорее вообще комплимент в сторону маршала, чем издевка, что бы ни говорили в Госдуме.
Кажется, «Смерть Сталина» - это пусть и немного «клюквенная», но отличная альтернатива всем безмерно скучным документалкам и серым историческим телесериалам о вожде. Абстрагировавшись от оскорбления чувств Минкульта, можно получить весьма неплохой абсурдистский политический комикс с терками за власть. Вдобавок, тут еще и посмеяться можно. Но не громко, а то «расстреляют».