Атака клонов
До завершения важного этапа губернаторской кампании – времени, отведенного на преодоление «муниципального барьера» – остается совсем немного. Уже скоро нам станет известен состав кандидатов. Судя по всему, Виталия Аршинова в их числе не будет: муниципальные депутаты и главы не спешат подписываться за представителя партии «Яблоко», руководствуясь кто партийной дисциплиной, а кто личными симпатиями и антипатиями. В этой ситуации «яблочники», по слухам, решились на маневр, который, как они рассчитывают, позволит лидерам партии сохранить лицо хотя бы перед собственными соратниками и столичными спонсорами.
Ход конём
Напомним, в начале июня «Яблоко» сделало, казалось бы, хитрый ход, выдвинув на губернаторские выборы не своего псковского лидера Льва Шлосберга, который за всю свою продолжительную карьеру в псковской политике так и не одержал победу ни в одной, пусть даже самой маленькой одномандатной кампании, а главу Плюсского района Виталия Аршинова.
Аршинов, который еще и года не отработал в муниципалитете, а в области известен меньше того же Шлосберга, конечно же, выглядел несколько странно со своими губернаторскими амбициями. Но, тем не менее, многие политическую смекалку «яблочников» оценили. С одной стороны, лидер партии не внесет в свое резюме еще одну проигранную кампанию. С другой – можно будет говорить, что псковское «Яблоко» - это вовсе не партия одного человека, как некоторые любят подчеркивать. Вот же: их двое!
При этом оппозиционерам чрезвычайно повезло: именно в тот день, когда Аршинова выдвинули в кандидаты, секретарь регионального отделения «Единой России» Александр Котов заявил, что «партия власти», дабы сделать грядущие выборы максимально конкурентными, поможет преодолеть «муниципальный фильтр» всем, кто попросит ее о помощи: даже «Яблоку».
Казалось бы, вот оно: бери и пользуйся! Но Лев Шлосберг сразу же заявил, что маленькая, но гордая партия в подачках не нуждается и пойдет своим путем: будет преодолевать «муниципальный фильтр» самостоятельно, полагаясь на обаяние и харизму своих лидеров. А спустя еще пару дней разразился громким заявлением в стиле «Все пропало!»: якобы, адепты «Единой России», видя в Аршинове страшную угрозу своим планам, накрепко «бетонируют» пресловутый «муниципальный фильтр», в усиленном порядке собирая подписи и раздавая их кому угодно, только не «яблочнику».
После этого у всех, кто внимательно следит за политическим процессом в регионе, не могло не появиться странное чувство, как будто они где-то все это уже видели. И в самом деле: в 2014 году, в ходе губернаторской кампании, Лев Шлосберг – тогда кандидат от «Яблока» - примерно в тех же выражениях заявлял, что его не пускают на выборы, сознательно засоряя «муниципальный фильтр». И возникло стойкое ощущение, что финал будет именно таким: «яблочник» вновь объявит, что он тут один - Д`Артаньян. И оскорблено уйдет заниматься «политическим фандрайзингом», собирая средства на новую муниципальную кампанию.
Правда, многие удивились, почему громкое заявление о грядущем политическом апокалипсисе делает не сам выдвинутый партией на выборы Виталий Аршинов. Но, в результате недолгих размышлений и эту загадку вполне можно было решить. Похоже, партией не одного, а хотя бы двух человек псковскому «Яблоку» становиться все-таки еще рано.
Дело было не в бетоне
Между тем, дела у «Яблока» и без всякого «бетонирования» объективно выглядели неважно. Ведь в ситуации, когда собственных ресурсов, мягко говоря, не хватает (у партии в активе 29 глав и депутатов в 19 муниципалитетах) «яблочникам» не оставалось ничего, кроме как попытаться склонить на свою сторону представителей других политических объединений и немногочисленных самовыдвиженцев. Однако все было не так просто.
К примеру, «Справедливая Россия», псковский глава которой, Олег Брячак, сам на выборы не пошел, категорически запретила своим членам подписываться за кандидата от «Яблока», мотивировав это кардинальным расхождением политических позиций.
Псковская ЛДПР, региональный координатор которой, Антон Минаков, на выборы как раз выдвинулся, также запретила своим членам поддерживать Аршинова, мотивировав это тем, что голосов и самим еле хватает.
Псковские коммунисты, выдвинувшие секретаря обкома Аркадия Мурылева, вслух ничего не сказали, но делиться с кем-либо муниципальными голосами явно были не намерены.
«Яблоко», судя по всему, решило действовать не мытьем, так катаньем. Если есть запрет на уровне партийного руководства, значит, надо работать с рядовыми партийцами, уговаривая их подписываться за Аршинова, игнорируя партийную дисциплину.
В результате, и «Справедливая Россия», и ЛДПР и КПРФ сообщили о попытках склонить их членов к поддержке «Яблока», и о репрессиях в их отношении: вплоть до исключения из партии. Жириновцы, к примеру, ссылались на статью своего Устава с грозной мотивировкой «За предательство интересов ЛДПР».
Не поперло
Похоже, это окончательно развеяло самые призрачные надежды «Яблока» собрать нужное для преодоления «муниципального фильтра» число голосов. При этом стало очевидно, что «никто не забыт, ничто не забыто», и повторение трюка четырехлетней давности грозит выставить партию, ее лидера и ее кандидата на посмешище.
Тогда, в 2014 году, Лев Шлосберг заявил, что голоса-то у него есть, и до заветного взлома фильтра не хватает всего 8 голосов. Но якобы собранные 149 автографов так никому и не предъявил, руководствуясь правилом из известного анекдота: «У нас джентльменам принято верить на слово».
Как и в анекдоте, у лидера партии после этого «карта поперла»: политик, которого так боятся в регионе, что даже не допустили до выборов, снискал известность в федеральной либеральной тусовке, и уже очень скоро претендовал на роль лидера всего «Яблока» (эту кампанию, впрочем, он также проиграл).
Однако было очевидно, что шутка, повторенная дважды, уже не работает, а история повторяется второй раз исключительно в виде фарса. И скажи Виталий Аршинов, что ему не хватило всего пары «автографов», над ним бы просто посмеялись: ну в самом деле, сколько можно? При этом карьера оппозиционера федерального уровня ему явно не светит – придется возвращаться «на землю», в Плюссу, к проблемам ЖКХ и разбитым дорогам, и как-то смотреть избравшим его в сентябре 2017 года людям в глаза.
Отпущение грехов
В результате, судя по всему, партийными стратегами был найден вариант, позволяющий хоть как-то спасти репутацию: уговорить тех муниципалов, кто уже поддержал кого-то из кандидатов, поставить росчерк пера еще раз. Кого-то, наверное, убеждают, что «и так можно», а тех, кто с избирательным законодательством все-таки знаком, уговаривают, что большого греха против партийной дисциплины тут нет – по-настоящему подписаться-то разрешено только один раз, а вторая подпись будет «понарошку».
Затем, надо полагать, этот «список душ» планируется триумфально сдать в облизбирком: вот, все-таки смогли, нашлись в Псковской области честные и смелые люди! А когда Избирательная комиссия региона закономерно откажет в прохождении «муниципального фильтра», можно будет уже более уверенно заводить разговор о произволе и железной пяте тирании. Конечно, план все равно, что говорится, «на тоненького», но в Москве может и сработать. Столичные либералы от жизни оторваны, и способны поверить, что в провинции страшные дикие медведи не только ходят в ушанках по улицам, но и сидят в кабинетах.
Анонимные телеграм-каналы распространили информацию, что повторно подписаться за Виталия Аршинова представителей других партий уговаривает лидер псковского облсовпрофа Ульяна Михайлова, с некоторых пор активно сотрудничающая с «Яблоком» при организации протестных акций. Однако сама она категорично назвала это «враньем».
А вот Виталий Аршинов дал псковским СМИ относительно проблемы «второй подписи» довольно-таки странный комментарий, заявив, что ни о чем таком не слышал, и добавив: «Я не опровергаю этот факт, я говорю о том, что я о таких случаях не знаю».
Это можно расценивать двояко: или «яблочники» действительно ничем таким не занимаются, или же самого Аршинова в подробности его собственной губернаторской кампании не посвящают. Действительно, зачем, если и так есть, кому ею заниматься?
В любом случае ответ на вопрос, затевает ли «Яблоко» «атаку клонов», мы получим уже очень скоро.