Картины Марка Шагала из фондов Псковского музея-заповедника поедут в Вену
Картины Марка Шагала, хранящиеся в фондах Псковского государственного музея-заповедника, планируют выставить в Вене. Как сообщили корреспонденту ПАИ в Псковском музее-заповеднике, выставка в Венском музее намечена на конец 2006 – начало 2007 года.
В Псковском заповеднике хранятся 2 работы Марка Шагала: «Купание ребёнка» и «Чёрные любовники». Недавно они экспонировались в Москве в Третьяковской галерее и в Санкт-Петербурге в Русском музее.
Добавим, что Марк Захарович Шагал родился в Витебске в 1887 году. Он получил традиционное еврейское образование на дому, позже его устроили в светскую гимназию. Первые свои художественные навыки Шагал приобрел как раз в гимназии. В 1906 он начал брать частные уроки у профессионального художника-реалиста Ю.М. Пэна.
Желая связать свою дальнейшую жизнь с искусством в 1907 году Шагал приезжает в Санкт-Петербуpг, где в 1906-1909 посещает рисовальную школу при обществе поощрения художеств, студию С.М. Зайденберга и школу Е.Н. Званцевой. В последнем учебном заведении его наставниками были Л.С. Бакст и М.В. Добужинский.
В 1910 Шагал едет в Париж. Там он живет до 1914 года в колонии художников "La Ruche" ("Улей") и сближается с представителями местной, ставшей в последствии известной на весь мир, богемы: Г. Аполлинером, М. Жакобом, А. Сальмоном, Р. Делоне и другими авангардистами. Шагал несколько раз участвовал в Парижских художественных салонах. А в 1914 году в Берлине прошла его первая персональная выставка в галерее Der Sturm.
После этого успеха он вернулся на родину, в Витебск. В 1918-1919 его назначили комиссаром искусств губернского отдела народного образования в Витебске. Постоянные идейные споры с местным руководством заставили Шагала переехать в Москву. В Москве художник написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра (1920-1922, Третьяковская галерея).
В 1922 году он вернулся в Берлин. В 1923 году он с семьей обосновался в Париже; в том же году в Берлине вышла книга его мемуаров "Моя жизнь". С тех пор Шагал жил в Париже. Там он познакомился с французским издателем Амбруазом Волларом. Он предложил Шагалу работать над иллюстрациями к французскому изданию "Мертвых душ" Гоголя, а потом к книге "Басен" Жана де Лафонтена. Следующим их совместным проектом стала иллюстрированная Библия.
С началом войны Шагал переехал в Луару, а с приближением немцев к Франции перемещался все дальше на юг страны. Наконец в июле 1941 года Шагал с семьей эмигрировал в США. Несколько последующих лет он жил в Нью-Йорке или его окрестностях, продолжая работать над картинами, задуманными ещё в Европе. В 1945 году в Нью-Йорке художник работал над костюмами и декорациями Игоря Стравинского "Жар-птица". В 1946 году в Музее Современного Искусства прошла масштабная выставка Шагала.
В 1948 году Шагал возвратился во Францию. В конце 1940-х - 1950-х по Европе и США прокатываются волны персональных выставок мастера. В 1958 году Шагал был приглашен художником для оформления постановки балета Равеля "Дафнис и Хлоя". В том же году он создал несколько мозаик и витражей для католического храма в Меце, а затем и для синагоги при медицинском центре в Иерусалиме. В 1964 году Шагал разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке и проект нового внутреннего оформления Paris Opera, а через два года завершил работу над фресками в New York Metropolitan Opera. В 1967 году он участвовал как художник в постановке "Волшебной флейты" Моцарта в Мetropolitan Opera. В 1973 году в Ницце открылся Музей Марка Шагала, а в 1977 году в Лувре появилась персональная экспозиция работ художника.
Марк Шагал жил до конца жизни на французской Ривьере. 28 марта 1985 года его не стало.