Иконописец Александр Солдатов: Будущее за провинцией. Проект «Собор церковного искусства Пскова» рожден на призыв красоты и желание ею делиться

В конце октября к нам на Псковскую землю поучаствовать в проекте «Собор церковного искусства Пскова» приезжал из Москвы известный иконописец Александр Солдатов, уже многие годы раскрывающий свое видение красоты в искусстве и иконе. На форуме с псковскими иконописцами, архитекторами и другими мастерами церковного искусства Александр Николаевич говорил о новых формах и смыслах, о созидающей роли провинции в развитии культуры и искусства, об абсолютной категории красоты в иконе, о двух актуальных направлениях  в современном творчестве иконописцев.  

Александр Солдатов – преподаватель иконописной школы при Московской духовной академии, руководитель Центра храмового искусства преподобного Андрея Рублёва при Троице-Сергиевой лавре. Сегодня со своими друзьями-иконописцами он расписывает храм Вознесения Христова и Новомучеников Российских на территории школы в Беслане, где в 2004 году произошел страшный теракт. Также Александр Солдатов недавно вошел в состав попечительского совета нового российского фонда «Теоэстетики».

- Александр Николаевич, я знаю, что в начале ноября вы участвовали в презентации нового  фонда «Теоэстетика»,  одним из авторов которого вы являетесь.  Что это за фонд и какие у него цели?

- Фонд «Теоэстетика» основан в 2020 году и является некоммерческой организацией, имеющей целью развитие научных, образовательных и культурных мероприятий. 

Впервые в России создана независимая организация, поддерживающая научные исследования в области теологии и смежных дисциплин.
Фонд стремится восстановить взаимное совершенствование и неразрывность христианства и культуры, приглашает начать взаимодействие в исследовании их изначального единства. Это своего рода диалог посредством христианской культуры со всей общественностью. Поддерживая интеллектуальную культуру, мы стремимся к укреплению общества и созданию благоприятных творческих условий, содействующих развитию и улучшению жизни людей. Фонд будет выделять гранты, проводить конкурсы, лекции, фестивали и поддерживать проекты для развития культуры христианской направленности.

- В конце октября, участвуя в псковском форуме иконописцев и мастеров церковного искусства, вы много общались с художниками, посетили выставку «Собор церковного искусства Пскова», познакомились с разными псковскими храмами. Какие впечатления остались?

- Начну с того, что мне сказочно понравился Псков - пейзажи фантастические. Я еще попал в туманную погоду, и город с его древними храмами выглядел таинственно и органично. Последний раз я здесь был 15 лет назад. Меня впечатлила выставка «Собор церковного искусства Пскова» -  здесь было представлено очень много работ высокого качества. Форум, который собрал большое количество носителей красоты - творцов церковного искусства, был живым, естественным, где все общались на равных. И это ценно. Формализма, директив начальников, указывающих, куда двигаться и зачем, здесь, слава Богу, не было. Указывай не указывай - это абсолютно не влияет на творчество, на искусство. Все в культуре решается творцами и носителями, которые имеют реальный опыт встречи с красотой. Этот проект «Собор церковного искусства Пскова» рожден на призыв красоты и желание ею делиться с другими людьми. Поэтому, я увидел, что здесь собрались  люди, стремящиеся к подлинному творчеству. И это замечательно, особенно для Пскова, уникального по красоте и количеству памятников древнего зодчества. Например, если в будущем будет предпринята попытка дать творческую свободу и сделать что-то связанное с красотой Псковской земли, то я бы с радостью согласился объединить художников и вместе расписать древний храм, но только в живой псковской традиции - с ее особенным цветом и пластикой. Этот опыт стал бы очень интересным для всех. 

- Есть такое высказывание «культура рождается в провинции». Вы согласны?

- Безусловно. На самом деле сейчас очень важна провинция, во всех смыслах. Самое ценное, что уцелело в культуре  за последние десятилетия разрушительного перевода всего в товарно-денежные отношения, - это провинция с ее подлинностью и богатым потенциалом. На мой взгляд, будущее - за провинцией. Огни наших столиц уже просто застилают звезды. А в провинции стремление к настоящему заметнее - здесь больше возможностей. К сожалению, не финансовых, их как раз пока не хватает, а творческих. Но в этом и сила. Я вижу, насколько в провинции много смелых, настоящих художников - любой столице фору дадут. К примеру, меня поражает уникальный опыт греческого дирижера Теодора Курентзиса, который приехал в Россию и после обучения в Петербургской консерватории уехал в Новосибирск, где вместе с местными музыкантами основал оркестр и хор musicAeterna. Чуть позже стал художественным руководителем  театра и балета в Перми, куда перевез свой оркестр. В результате Пермь впервые стала оперной столицей России. 

- На псковском форуме иконописцев вы говорили, что основа иконы - это  и есть красота.  

- Да, основа любого искусства - всегда только красота и стремление к ней. Это фундамент, на котором строится все в нашей жизни. Любой человеческий опыт начинается с эстетического, он помогает человеку почувствовать и увидеть то, что не укладывается ни в какие словесные и рациональные понятия. Человек просто это видит и чувствует. Красота - неизменяемая категория, которая преодолевает социальные, культурные, исторические, политические, временные и любые другие преграды, она понятна во все века.  Она везде одна и та же: и в картинах Винсента Ван Гога, и в иконе. Понятно, что  икона как часть литургического искусства имеет другие цели. Икона - это прежде всего образ, является посредником в молитве к Богу. Помимо образа и формы икона несет еще и богословскую информацию, раскрывает догматику христианской церкви. Форма христианского Благовестия может меняться в каждом столетии, но суть иконы неизменна - она должна являть только красоту и Славу Божию. Икона стремится к изображению сущности, предельно минимизируя случайные свойства. И это отличает икону от картины.

- Как вы относитесь к тому, что современное церковное искусство неоднородно –  по какому пути сегодня идти иконописцу в творчестве?

- На мой взгляд, сегодня существуют два основных пути развития творчества в иконе. Первый - это копирование икон с древних образцов, но при условии, что этот процесс не скатывается к механическому срисовыванию - здесь уже отсутствует творческое начало. Художник-иконописец обязательно должен уметь хорошо рисовать. Не секрет, что сегодня существует проблема, связанная с небольшим количеством сильных внутрицерковных художников. А второй путь, по которому идут уже «высокие» художники, их сегодня очень мало, -  это создавать что-то новое, но ни в коем случае не в отрыве от традиций церкви. Ведь это приведет к вредному и опасному для церковного искусства субъективному художественному самовыражению художника. А нам важно оставаться в категориях абсолютных, раскрывающих Бога.

- Как вы относитесь к модернизму в церковном искусстве?

- Отрицательно. В церковном творчестве необходимо обращаться к «живому» искусству, только к «живому» богословию IV-V веков, к традициям, а не к модернизму, который все «заморозил» еще в конце XVII века. На самом деле христианство для любого поколения открывается вновь и вновь. Дети родились, и для них Христос только открывается, и все начинается заново - вечная Пасха! И это здорово. Посмотрите на фрески катакомб - они совершенно не похожи на росписи XVI века. А это ведь тоже христианское искусство. Просто в каждом временном периоде появляются свои новые формы. И в наше время зарождение новых форм в церковном искусстве все равно неизбежно. Сейчас мы - художники, живущие в новую эпоху, должны и свой ответ дать на призыв христианского Благовестия. И бояться этого не нужно.  

Автор - Елена Яблочкина.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...