Людмила Армеева: У псковских художников есть особая миссия

В Пскове в середине октября стартовал проект «Собор церковного искусства Пскова». В связи с проведенным форумом и представленной выставкой кандидат искусствоведения, преподаватель Московской духовной академии Людмила Армеева поделилась своими впечатлениями.

Церковное искусство средневекового Пскова является очень яркой, самобытной, удивительной страницей в истории древнерусского искусства. Выставку «Собор церковного искусства Пскова» современных псковских иконописцев и других мастеров храмовых искусств, которая уютно разместилась в музейном комплексе «Палаты Постникова», также можно смело назвать значимым событием в череде подобных выставок, прошедших в других городах.

Во-первых, с псковской землей оказалось связано много замечательных, интересных художников. Более 50 участников: иконописцев и монументалистов, архитекторов и резчиков, художников по металлу, керамистов и золотошвеек – это приятно удивило. Концепция выставки, построение экспозиции выполнены на самом высоком профессиональном уровне. И если творчество архимандрита Зинона встречаешь с радостью узнавания, то открытием для меня оказался тот факт, что знаменитый наместник Псково-Печерского монастыря игумен Алипий (Воронов) был замечательным иконописцем. Образ Богоматери его письма оживил в памяти имена тех подвижников, что сохраняли традиции древнерусской культуры в годы гонений на церковь.

Одной из жемчужин выставки является икона «Собор псковских святых», написанная псковскими иконописцами Николаем Блохиным в соавторстве с Ольгой Лебедевой. Интереснейшее, очень сложное иконографическое построение композиции, красивое художественное решение. Такой образ, наверное, захотят поместить в своих храмах многие настоятели, а паломники и туристы приобрести качественную репродукцию. Интересно было бы в отдельной брошюре рассказать о самой работе, о том, как задумывалась и осуществлялась идея, как собирался материал, поместить отдельные фрагменты, подготовительные рисунки.

Когда ходишь по выставке, по Пскову, когда общаешься с художниками, мастерами, уникальными специалистами - красивыми, самобытными людьми, так похожими и внешне, и внутренне на образы псковских икон и фресок, понимаешь, насколько важна связь поколений, какую силу, уверенность и свободу дает живая традиция, погружение в эту традицию, вживание в нее и осознание себя частичкой этого мира, этой культуры, этой красоты.

Я уверена, что у псковских художников есть особая миссия и ответственность – сохранить эту удивительную самобытную традицию – живую, дерзкую, лаконичную. Показать, что она жива. Хочется надеяться, что с приходом на псковскую кафедру митрополита Тихона, председателя Патриаршего совета по культуре, появилась возможность вдохнуть новую жизнь в удивительнейшие псковские храмы, освободив их от плена дилетантства, «софринской мишуры» и безвкусицы.

Отзыв о проекте «Собор церковного искусства» кандидата искусствоведения, преподавателя Московской духовной академии Людмилы Армеевой.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...