«Погоди, дай кое-что попробую»: каким получился перезапущенный «Мортал Комбат» Саймона Маккуойда

В прокат вышел «Мортал Комбат» — режиссер-дебютант Саймон Маккуойд вместе с продюсером Джеймсом Ваном («Пила», «Форсаж») перезапустили величайшую франшизу, снятую по мотивам культовой одноименной видеоигры 1992 года. Кинообозреватель Псковского агентства информации Муслим Камалов остался не совсем доволен ребутом «Мортал Комбат» и считает, что размах фильма оказался не настолько большим, как ожидалось.

Правитель Шан Цзун (Чинь Хань) из Внешнего Мира уже давно намеревается завладеть Земным Царством, борьба за него идет в виде смертельного турнира, по-пафосному названного «Мортал Комбат», где с каждой стороны сражаются сильнейшие воины. Таким внезапно оказывается боец смешанных единоборств Коул Янг (Льюис Тан), дальний потомок Ханзо Хасаши (Хироюки Санада) — доблестного японского воина, который в XVII веке погиб от руки Би Хана (Джо Таслим) и не смог спасти от смерти семью, в живых осталась только дочь. Коул, носящий на руке метку избранного в виде дракона в ровном кружочке, вскоре встречает себе подобных — экс-спецназовца Джакса (Мехкад Брукс), наемника Кано (Джош Лоусон) и Соню Блейд (Джессика МакНэми). У последней метки нет, зато есть постоянное желание надрать кому-то задницу, поэтому она отправляется вместе со всеми в храм к Лорду Рейдену (Таданобу Асано) — Богу грома и защитнику Земли. Тем временем Шан Цзун поручает найти и уничтожить героев своему лучшему бойцу — Би Хану, он же безжалостный Саб-Зиро.  

Третья часть «Смертельной битвы», экранизации популярнейшего файтинга, успешно затертого до дыр детьми 90-х, назревала давно, точнее сказать, еще в 1997 году, сразу после выхода сиквела с подзаголовком «Истребление». Всему помешало классическое проклятье: крайне неутешительные сборы второй ленты, недовольные вопли критиков и преданных фанатов, разумеется, повлияли на решение студии New Line Cinema, проект пришлось отложить до лучших времен. Как водится, ничего хорошего такой расклад не принес и начался традиционный производственный и творческий Ад: история перепридумывалась, сценарий переписывался, с бешеной скоростью сменялись актеры и съемочные группы. Позже производству помешал ураган Катрина и непосильный бюджет, дальше франшиза срулила куда-то в странноватый веб-сериал, пока за дело в 2016 году не взялся мастеровитый Джеймс Ван (отец «Пилы» и брат «Форсажа»). Взяв «Смертельную битву» под свое продюсерское крыло, Ван нанял в качестве режиссера 36-летнего дебютанта Саймона Маккуойда, а запланированный триквел трансформировался в полноценный перезапуск.

Результат такой крайне амбициозной задачи — воскресить уже, кажется, богом забытую файтинг-франшизу — можно принять скорее как удовлетворительный, но назвать каким-то прям потрясающим или новаторским вряд ли получится, слишком уж скуден оказался размах. Австралийское производство, выбранное Джеймсом Ваном, видно за милю: новейший «Мортал Комбат» при всех мучениях и междустудийных битвах сделан весьма скромно и экономно. Локации в основном неопознаваемы, есть ровно пара кадров с пейзажами на несколько секунд, остальное время мы, увы, видим исключительно плохо проглаженный хромакей и помятых малоизвестных актеров на его фоне. От всего этого создается неприятное ощущение сжатости — из-за преимущественно средних планов и плохо отрисованных мест действия «Мортал Комбат» молниеносно теряет в масштабе. Все — от величественных декораций, костюмов и размаха — конечно же, осталось там, в далеком 1995 году.

Начинающий постановщик Маккуойд вместе с пятью (!) сценаристами (среди них, кстати, обнаруживается автор франшизы «Неудержимые» Дэйв Каллахэм) не особо спешат отправлять зрителя на смертельный турнир. Поскольку это полноценный перезапуск, Соня, да Кун Лао — начинай все сначала. История написана до жути прямолинейно и походит на «Гарри Поттера» с рейтингом R: главный герой-сирота выясняет, что он избранный и должен примкнуть к сообществу бойцов-волшебников, открыв в себе по ходу действия аркану — индивидуальную суперспособность.

Жаль, что ее не находит у себя сам режиссер Маккуойд: уделяя слишком много экранного времени всей предыстории с миссией донести и разъяснить зумерам, что здесь к чему, постановщик не замечает утекающего между пальцами хронометража (а там, между прочим, почти 110 минут) — структура фильма тут же начинает давать сбой. Есть и моменты с обратным эффектом, где все почему-то куда-то спешат: буквально сцену назад Соня посвящала Коула в историю древнего смертельного турнира, и тут мы перебрасываемся с дикой скоростью уже в тренировочный Колизей, где этим самым тренировкам, к слову, отводится безобразно мало времени. Разумеется, не успевают толком раскрыться и характеры центральных героев, пусть даже это кино не про гениально придуманные диалоги и сложных персонажей («Я специально готовила это место; О, ну похоже ты ко всему готова»). Вместо этого сценаристы выделяют почему-то лишь одного — назойливого и незатыкающегося наемника-изгоя Кано, такого типичного героя-балабола из плохого боевика, типа «Неудержимых», который как бы выполняет во всем этом юмористическую функцию, но складывается ощущение, что скорее раздражительную.

Свежий «Мортал Комбат» при всех его сценарных и художественных промахах нельзя, конечно, назвать абсолютным провалом. Да, здесь обещанная авторами натуралистичность и реализм оборачиваются лукавством и все идеи разбиваются вдребезги об омерзительнейшую графику, торопливо снятым фильмом правит нескончаемый фансервис, в каких-то местах создатели не дожимают с количеством экшена (кровавой бани, например, могло быть и побольше), а потом в последнем акте внезапно спохватываются и торопят героев, уже прилично опаздывающих на электричку до финальной схватки. Но так или иначе Маккуойд соблюдает эстетику культовой видеоигры и сохраняет наследие Пола У. С. Андерсона, пользуясь, разумеется, помощью волшебной электронной флейты ностальгии, откуда вырываются до боли знакомые аккорды, пробирающие до мурашек одинаково всех — и выросших гиков 90-х, коллекционирующих фишки «Чупа-Чупс» с тем самым драконом на обороте, и сегодняшних зумеров, знающих о Соне Блейд, Лорде Рейдене и четырехруком Горо уже только из новых частей видеоигры.

Ребут ни в коем случае ничего не переосмысляет, все осталось прежним и на своих местах. Скорее воскрешенный «Мортал Комбат», помимо того, что это всего лишь перерисованная версия для нового поколения зрителей, это еще, кажется, и воплощение детской мечты: Саймон Маккуойд целых два часа играет в собственный «Мортал Комбат» на большом экране, вежливо попросив перед началом боя «Погоди, дай кое-что попробую». Отказать невозможно, но схватка в итоге будет проиграна.

Муслим Камалов
Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...