ПАИ начинает "собирать" пасхальные яйца от псковичей
С 13 апреля ПАИ объявляет фотоконкурс "Христа ради", приуроченный к одному из главных православных праздников Пасхе. В рамках конкурса мы предлагаем читателям ПАИ присылать фото пасхальных яиц, раскрашенных по их рецепту. Свои работы участники конкурса могут отсылать на электронный адрес foto@informpskov.ru.
Подведение итогов пройдёт 27 апреля. Авторы самых оригинальных пасхальных яиц получат подарки. К обладателю первого места съёмочная группа ПАИ приедет в гости и снимет видео-рецепт, который будет размещён в рубрике "Смотреть" на сайте агентства.
Добавим, что в 1664 году травщик (художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов специально был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он привёз ко двору 170 деревянных яиц, писанных по золоту "цветными красками разными добрыми травными образцы". Ученик известного иконописца Сергея Рожкова Иван Петров Маскжов расписывал точёные яйца по двойному золоту.
Царский иконописец армянин Богдан Салтанов в 1675 году поднёс Алексею Михайловичу к Пасхе оригинальный дар: "три блюда - на одном из них пять яиц гусиных травчатых золочёных, на другом - семь яиц утячьих, писанных разными красками по золоту, на третьем - семь курячьих золочёных сильно, а ещё ящик заслюдою, а в нём сорок яиц курячьих, писанных по золоту разными красками". В 1677 году почти все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Фёдору к Пасхе в виде яиц. В 1680 году тот же Богдан Салтанов, который писал иконы по тафте, поставил ко двору 50 крашеных яиц. В феврале 1690 года ученик Симона Ушакова иконописец Василий Кузьмин и жалованный царский иконописец Никифор Бавыкин расписали "разными цветными красками" деревянные точёные яйца, сделанные "против курячьих, утиных и голубиных". В 1694 году расписывали яйца сыновья выдающегося изографа Оружейной палаты Фёдора Зубова Иван и Алексей.
В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получили такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские "писанки" и "крашенки".