Декабрьская "История Кая и Герды" - для тех, кто забыл запах роз

В субботу, 12 декабря, в Большом концертном зале Псковской областной филармонии состоится премьера романтической оперы Сергея Баневича "История Кая и Герды".

Иллюстрация с http://biz-xx.narod.ru/10.html.

На состоявшейся накануне пресс-конференции главный дирижёр и музыкальный руководитель данного проекта Геннадий Чернов назвал это большой честью для Пскова. Он напомнил, что декабрьские оперы уже стали для Псковской областной филармонии хорошей традицией, начавшейся три года назад с "Травиаты". На этот раз псковичи услышат современную музыку, которая получила признание не только у нас в стране, но и за рубежом.

 

"История Кая и Герды" была написана и впервые поставлена 30 лет назад и является одной из самых популярных современных опер, которая постоянно идёт в нескольких отечественных театрах. В Пскове её исполнит симфонический оркестр областной филармонии, академический хор Псковского областного колледжа искусств и солисты петербургских музыкальных театров. На репетициях им помогал советами сам автор – Сергей Баневич, который очень надеется, что этот проект будет способствовать популяризации оперы "как очень экзотического жанра".

 

По словам композитора, заслуженного деятеля искусств России, автора семи опер, а также балетов, мюзиклов, оперетт и музыки к известным кинофильмам, в современной России постоянно увеличивается число людей, которые ни разу в жизни не были в опере. Даже в Санкт-Петербурге, утверждает он, утрачена традиция с младых ногтей приучать детей к классической музыке. И люди уже не растут вместе со знаменитой ёлкой из балета "Щелкунчик", объясняет Сергей Баневич. И она не вызывает у них сказочных воспоминаний детства, когда они становятся взрослыми, и им не осознать всю трагичность заключительного адажио из этого произведения, когда наступает их зрелость.

 

Некоторую надежду Баневича на то, что ситуация изменится, вызывают усилия нынешнего правительства и Государственной Думы по популяризации детских музыкальных спектаклей. У него сложилось впечатление, что власти предержащие стараются "как-то удержать молодую аудиторию" в музыкальных театрах, потому "если сегодня так, то завтра будет вообще никак".

 

Сам Сергей Баневич запомнил из своего первого похода на "Спящую красавицу" только то, как он сидел на барьере ложи и болтал ногами. Но он убеждён, что эта музыка всё равно прошла сквозь него, как рентген. Не зря же, говорит он, иностранцы, будто кенгуру, носят своих грудных детишек с собой к хранящимся в Эрмитаже великим полотнам. Вот так и благодаря классической музыке ребёнок воспитывается и развивается, даже если сознательно воспринимает всего лишь, как "белка песенки поёт да орешки всё грызёт".

 

Когда-то Сергею Баневичу сочувствовали, что он увлёкся сочинением музыки для детей, потому что это "не приносит ни славы, ни денег". Композитор и сам знает, что оперным солистам "выгоднее спеть "Богему", чем выглядывать из-за кулис каким-нибудь петушком". И ему искренне жаль певцов, которым приходится, как он говорит, ползать по сцене в пыли, изображая животных. Но он также верит, что его детские оперы несут добро, и их не сравнить ни с какими "Гарри Поттерами" и "Властелинами колец", которые, по его мнению, являются всего лишь изготовленными на продажу продуктами современной шоу-индустрии и призваны произвести впечатление сегодня, но нисколько не заботятся о том, каким их зритель станет завтра.

 

В "Истории Кая и Герды" Сергей Баневич призывает увидеть глубокий философский смысл. По его мнению, она удивительно современна. "Осколки Зеркала Зла угодили во многих, - говорит он, - Мир изменился. Люди перестали чувствовать запах живых роз".

 

- Эта музыка воспитывает только хорошее! – горячо уверял журналистов исполнитель ролей Атаманши и одного из троллей Александр Подмешальский. – Она абсолютно русская и настолько красива! Я убеждён, что ребёнок, который будет её слушать, уже никогда в жизни не сделает ничего плохого.

 

Много выступая на детских новогодних утренниках, Александр Подмешальский вообще заметил, что маленькие дети воспринимают классическую музыку гораздо с большим восторгом, чем взрослые. Как люди, ещё не разучившиеся нюхать розы.

 

Его коллега Александр Кузнецов, который поёт в этой опере партию Северного Оленя, утверждает, что благодаря таким произведениям опера сохраняется как "неумираемый жанр". По его мнению, опера сама по себе доказывает, что искусство нельзя делить на низкое и элитарное. "Попадая в ухо, эта музыка, - сказал он, - Может достучаться до каждого сердца, независимо от образованности и профессии".

 

Журналистам стало интересно, как Сергей Баневич мог писать музыку и для великолепного телеспектакля по Диккенсу, который всё ещё показывают иногда по каналу "Культура", и для сериала "Крот". "Бес попутал", - сознался он, объяснив, что за один такой сериал композитору платят в двадцать раз больше, чем за оперу. В то же время Сергей Баневич заметил, что является большим поклонником Эннио Морриконе и в кино стремится ему подражать, поскольку "подражание – это плохо скрытое восхищение".

 

Кстати, Сергей Баневич нисколько не рад, что на телевидении появился отдельный канал "Культура" – как бы рассчитанный только на "культурных" людей. Он считает, что культуру надо показывать и по другим каналам, чтобы она пронизывала иногда, как рентген, даже тех, кто считает себя оперо- и балетоненавистниками.

 

Ольга Миронович, Псковское агентство информации.

Версия для печати












Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...