4
 

Право правящих

Вместе с демократическими реформами к нам в Россию пришло понятие прав человека, а теперь организуется и специальный государственный аппарат по защите прав человека. Я не очень понимаю, что такое права человека  и как их возможно защищать. Как это делается технически и насколько это возможно. Пока же в обществе четко обсуждается только одно: право не быть наказанным судом смертной казнью за убийства и другие подобные тяжкие преступления. Права человека – создание западноевропейской мысли, а точнее Французской революции, которая начала с равенства  и защиты прав человека, личности, а закончила пошлой  резней и гибелью  своих «детей». Что потом повторяли все революционные феномены, в том числе, и в России. В православной традиции нет такого понятия "права личности", но есть  четкое понятие обязанности, есть понятие крестоношения: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой» (Мтф.,16). «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от  Меня. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мтф.,11). У православного христианина  есть ноша, и есть одно право – право любить ближнего своего. Существуют в православной церкви и молитвенные просьбы о «преданности придержащей власти», о «кротости и человеколюбии начальствующих», и о  «нестроптивости рабов». Конечно, раб в данном контексте не мирское представление, а Раб Божий. Человек может быть Рабом только у Бога. В церковном богослужении традиционно произносится фраза – призыв к молитве за «Право правящих», имеется в виду «право правящих Слово Истины» - право правящих Патриархов  и правящих епископов, которые «управляют» проповедью Евангелия. Митрофорный протоиерей церкви св. Николая в Любятове о. Владимир отвечает на мои вопросы о светском «праве правящих»: Уважаемый о. Владимир, у Пушкина слово «Закон» в его стихотворениях всегда было с большой буквы, и поэт имел здесь ввиду 10 заповедей христианских. Проблема исполнения царями этого Закона в руководстве народом очень волновала Пушкина. Так что же это за «право правящих», которое имеют властители наши и есть ли у них право? Если обращаться к Пушкину, то, к сожалению, переменились точки отсчета. Раньше, до 19 века, главным умонастроением человека было исполнение своего долга. Человек должен был перед Богом исполнить свою обязанность. Так же и власть исполняла долг перед Богом, например, русский император. Остальные, в свою очередь, слуги царю или отцы солдатам. Служение считалось величайшим достоинством человека. Но, со времени Ницше и переоценки ценностей, пришло  другое понимание мира. Мира не из принципа долга, а из принципа воли к власти. Ведь Ницше провозгласил, что сущность мира, а значит, сущность человека – воля к власти. Иными словами: «Я хочу». В этом отношении демократия и все возможные формы нашего быта устроены не на принципах служения (и даже в семье), а на принципах волеизъявления. Это не христианский взгляд на мир, а   языческий. И противохристианский. Вместо служения мы определяем свою жизнь как пространство собственного волеизъявления и хотения. И отсюда удовлетворение потребностей прежде всего, хотя это должно стоять отнюдь не на первом месте. Главная потребность человека  - духовная жизнь по совести, все остальное прилагалось.  И самое важное - исполнение того, чего хочет Бог, а не «я сам». Человек  не стремился заполучить того, чего хочу, а стремился выполнить то, что обязан. Вот это принципиальная разница в миросозерцании христианина и нынешнего человека мира сего. Но во власть идут в основном люди неверующие и они не очень понимают  свои обязанности. Для них, возможно, не существует такое понятие, как выполнение долга,  а есть удовлетворение своих амбиций и личных интересов. Как быть?  Кто страдает в таком случае? Страдает народ. Но, как сказал один нехристианин, но сказал правильно: Каждый народ достоин своего правительства. Может, не столько «достоин», сколько и «плохое правительство» дается иногда для вразумления народа. Сейчас церковь составляет 1-2 процента от общего количества населения. Это видимый процент, и мы не видим улучшения в этом плане, но - это закваска, которая квасит тесто. И когда  - то народ должен понять, что эта безумная погоня к «я хочу» существует не только у «власть имущих», но и у самого народа. Поэтому, когда мы говорим о праве правящих, то все – таки  каждый должен, начиная с Президента, в первую очередь, слушаться голос совести и воли Божьей, а все  остальное приложится. Вот это и есть «право правящих». Ведь сказано для слабых и для сильных «Ищите прежде всего Царство Божие и Славы Его, а все остальное приложится вам». Записала Наташа Богомолова.
  • Дума
    Спасибо за статью. Серьезно, уважаю позицию. Но написано слабовато. Вначале автор сознается в слабом понимании концепции прав человека, а потом пытается о них судить, и в качестве эксперта приглашает церковника. это все равно как в качестве эксперта по сексу приглашать монаха - знания, может, и есть, но сугубо теоретические, а вот концепция жизненная секс исключает. Стоило б заглянуть в Декларацию Прав Человека - да, декларация общая, но ведь церковь тоже никаких технических рекомендаций по защите прав человека не дает - она просто права эти обязанностями заменяет. При чем тут церковь? Концепция у них другая, но это не значит, что лучшая. Правитель должен служить Богу, но это не значит, что он ему служит. Если во имя интересов страны надо убивать, правитель будет это делать вне зависимости от концепции. То же и в рамках демократической модели - правитель должен служить обществу, но это не всегда так. Нужен контроль. В демократической модели контроль существует, в церковной - «плохое правительство» дается иногда для вразумления народа\". Так что лучше? Кому-то нужно прорекламировать концепцию подавления прав человека... но сделано это наспех.
  • Ваша тетя
    Спасибо за позицию, но написано слабовато. Кто же это контролировать будет права человека? дяди с тетями? Запутаемся в правах - то. А у людей на самом деле существуют только обязанности на этой земле и в этом мире.
  • Дума
    Звиняйте, панове, за слабость писанины - ну не писатель я :) Однако относительно контроля прав - ну да, дяди с тетями и контролируют, и вот во многих странах у них очень даже неплохо получается. А вот там, где на Бога надеются, там все больше того, что в мире прав человека произволом называется. А касательно обязанностей, так \"на самом деле\" сказка об обязанностях так же стара, как и сказка о правах - есть и те, и другие. Как бы то ни было, спасибо за попытку поразмышлять над вопросами несколько более серьезными, чем концерт группы \"Ленинград\" :)
  • 26 марта в Пскове состоится пикет Движения Против Нелегальной Иммиграции. Главное требование - ужесточение борьбы с нелегальными иммигрантами, ограничение в правах и выселение в черту оседлости за Терек чеченцев, имевших связи с администрациями Дудаева-Масхадова в 1991 - 2004 годах.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...