1
 

Теория эволюции: базар – рынок - торговый комплекс

Учиться торговать России приходилось неоднократно. Последний раз мы начали с нуля более 10 лет назад. Прошли путь от эйфории, охватывавшей при разглядывании огромного количества товаров в импортных обертках, до ненависти к синтетическому вкусу иноземного изобилия. От радости, что наконец-то можно все купить, а не «достать», до скорого понимания, что один дефицит все-таки остался - дефицит денег. Еще мы успели привыкнуть к тому, что являемся лучшим подарочком для продавцов. Ведь чего не сделаешь ради денег – и улыбнешься, и товар лицом покажешь. Конечно, перманентный кризис сильно повлиял на кадровый состав работников торговли, к прилавку встала интеллигенция. Но давайте вспомним – к какому прилавку?.. Не удается? Не удается вспомнить дикие базары, где товар раскладывали даже не на лотках – на деревянных ящиках, на раскладушках, а иногда и на земле? Тот, кто все же вспомнил без проблем, наверняка живет в весьма цивилизованном районе – на Завеличье. Есть там один рынок, не побоюсь этого слова – муниципальный. «Рукотворный» памятник эпохи неандертальского капитализма. Но речь пойдет не о нем. Потому что в Пскове в последнее время появилось достаточно примеров «как надо». Один из них – торговый комплекс «Славянский базар» на Запсковье. От базара там осталось только название, а ведь начиналось в 1996 году «не хуже», чем у всех – тоже с табуреток торговали. В мае 2005 года мы успеваем сделать снимки, которые скоро станут раритетными: последние «вещевые» и овощные палатки, которых перед строящимся торговым комплексом наберется около двух десятков. Через 1,5-2 месяца не будет и их – все оставшиеся торговые точки обретут крышу. Об этапах большого пути единственного на Запсковье торгового комплекса такого масштаба мы беседуем с генеральным директором Торгового Дома «Партнер Маркет» Владимиром Ивановичем Жуковым: - Владимир Иванович, давно не была на «Славянском базаре», но помню, как еще в октябре прыгала через лужи там, где сегодня уложена тротуарная плитка и построены новые магазины. Дальше будете двигаться такими же ударными темпами?    - Темпы, к сожалению, не ударные и не по нашей вине. «Раритетные» палатки, которые вы сейчас снимали, а это 40 % торговли, еще в марте должны были въехать в новый торговый модуль площадью в 900 квадратных метров. Там у нас будет размещена промтоварная группа. Конечно, погодные условия оставляли желать лучшего, но главная причина в проблемах с поставщиками – строительство ведь дело коллективное. С другой стороны, некоторое снижение темпов – это не всегда «к сожалению». Строительные технологии обновляются сейчас настолько стремительно, что каждый месяц появляется что-нибудь более эффективное, технологичное, надежное. Так что там, где проиграем во времени, выиграем в качестве. Площадь всего комплекса составляет 14 тысяч квадратных метров, 8 тысяч – это собственно торговый комплекс, модуль, где торгуют пищевыми продуктами, действует в полном объеме. Заканчиваем также правое крыло, где у нас, помимо прочего, разместится парикмахерская, залы игровых автоматов и т.д. Когда подойдем вплотную к вопросу благоустройства территории, то вы уже не увидите ни одного ларька, киоска или павильона, которые бы не соответствовали плану реконструкции комплекса. К этому же этапу реконструкции комплекса мы планируем ввести в строй автомобильную парковку на 100 автомобилей (она будет поделена на 2 участка по 50 автомобилей). Благоустройство, фасад комплекса – это, конечно, материально емкие этапы. Мы планируем закончить работы к 2008 году.   - Вы сказали «реконструкция». То есть «Славянский базар» не с нуля начали строить?   - Наш объект в свое время (до 1996 года) значился объектом незавершенного строительства, там предполагалось построить автосервис на 200 большегрузов. С 1996 года здесь начал действовать рынок, в 1998 году было создано акционерное общество «Славянский базар», в которое входили 15 участников, в том числе, определенный пакет акций принадлежал муниципалитету. К 2000 году вопрос дальнейшего развития нашего предприятия торговли встал, что называется, ребром. Нужно было модернизировать торговый процесс, войти в цивилизованную норму. Но ни для кого не секрет, что муниципальная доля акций – это традиционное затруднение при привлечении инвестиций. Инвестор работает исключительно с частным капиталом. Так вот, задачу по продаже муниципальных акций мы решили только в 2004 году. Инвесторы же, которые были заинтересованы во вложениях в наш торговый комплекс, ждали пять лет, но не дождались. Поэтому все вопросы реконструкции и дальнейшего развития мы решаем собственными силами.   К сожалению, в Пскове такой пример не единственный – достаточно вспомнить все еще не завершенную эпопею с продажей муниципальных акций Псковского хлебокомбината. Подобная волокита не поддается объяснению, почему-то исполнительная или представительная власть зачастую ведет себя, как собака на сене: и дивидендов от акций не получают (что, в общем-то, естественно), и акции не продают, пока инвестор в них заинтересован. Но для нас это уже вопрос решенный. За весь обновленческий период в реконструкцию было вложено порядка 10 млн. рублей.   - Альтернативы «Славянскому базару» на Запсковье нет. «Монополизм» способствует развитию или отсутствие конкуренции расслабляет?   - Расслабляться не стоит ни при каких обстоятельствах. Тем не менее, пропускная способность комплекса составляет где-то тысячу человек в день, товарооборот растет ежегодно – где-то в пределах 50-60 % прироста мы имеем. В 98-99 годах оборот вырос в три раза, в 99-2000 годах – в два. Учитывая, что мы довольно значительно вложились в развитие, темпы роста несколько снизились, но результат уже очевиден и он того стоит. К тому же с этого года мы перешли на упрощенную систему налогообложения (чего, кстати, не могли сделать до продажи муниципальных акций), поэтому со средствами будет полегче. Но и их мы будем направлять на развитие нашего предприятия торговли, будем продолжать расти – качественно. Хотя подросли и количественно: на начало работы в Торговом Доме «Партнер Маркет» работали 4 сотрудника, сейчас 48. Кстати, «Славянский базар» - это 200 торговых точек, а, значит, как минимум 600 рабочих мест. Я этот социальный компонент припомнил потому, что малый и средний бизнес до сих пор, к сожалению, ходит в пасынках у города. Хотя кто, как не мы, создает налогооблагаемую базу, дает работу, кормит бюджетную сферу? Тема эта на самом деле больная и стоит отдельного разговора. Хотя бы тот же инвестиционный аспект: преференции, льготы, прочие составляющие развития у нас в первую очередь предоставляются пришлым инвесторам. Местный предприниматель, развивающий свое дело в пределах родной области, инвестором не считается, как это не парадоксально. Очень хочется пожелать изменений в этом аспекте отношений с властью.    - Владимир Иванович, Вы в начале разговора заметили, что мир вокруг нас ежедневно меняется: от сферы строительных технологий до сферы торговли, которая становится все более цивилизованной. В эпоху строительства гипермаркетов, огромных магазинов самообслуживания – как долго будет актуален комплекс такого уровня, как «Славянский базар»?   - Не побоюсь этого слова – всегда. На месте мы, конечно, стоять не будем и модернизация – это вечная статья расходов. Да и сейчас на территории комплекса действуют магазины самообслуживания, если кого-то устраивает такая форма отоваривания – пожалуйста. Но есть покупатели, которые предпочитают иметь дело с продавцом за прилавком. И, заметьте, у каждой такой точки есть свой клиент. Причем зачастую постоянный клиент, а устойчивый контакт – это уже дорога к скидкам. Так что и такой вариант торговли – это всерьез и надолго. Потому что удобно. И еще немаловажный момент: «Славянский базар» представляет всю номенклатуру продовольственных товаров местного производства – все свежее, высочайшего качества. С нами работают агрофирма «Победа», Псковский мясокомбинат, Псковская птицефабрика, Плюсская птицефабрика, Великолукский молочный комбинат, Псковский хлебокомбинат – я остановлюсь, боюсь кого-нибудь забыть. Поэтому торговый комплекс – это не только современно и цивилизованно, но в то же время и очень близко к рядовому потребителю. Возможность без очереди купить качественный товар по приемлемой цене никогда не потеряет актуальность.   Записала Елена Ширяева, Псковское агентство информации.
  • правдоед
    не хочу какать на голову реконструкторам. но и это мера очень уж запоздалая. пусть обратятся к опыту города даугавпилса - фирма ditton, и посмотрят что нужно делать в современных политико-экономических условиях. такой фигней в латвии занимались в конце 90-х годов.
Авторизуйтесь через социальную сеть для добавления комментария.

Рейтинг@Mail.ru
Идет загрузка...